Имена

Геннадий Цуканов

Неокантианец из Невеля

К 100-летию со дня рождения М.М.Бахтина (1895 — 1975)

Ох, уж эти японцы! Ай да удивительные эти японцы!! В самом деле, Япония исхитрилась, да и выпустила первая в мире... собрание сочинений русского литературоведа и мыслителя Михаила Михайловича Бахтина. Ну зачем, спрашивается, Стране восходящего солнца переводить и издавать сложнейшие тексты культурологических изысканий «какого-то» практически для очень и очень многих людей в России неизвестного кандидата филологических наук?!

Думается, что уже в который раз за последние годы нас изящно обходят на крутом интеллектуальном витке, используя наш же национальный умственный и духовный багаж.

Если постараться дать более или менее адекватный образ грандиозной научной работы, вершимой, при полнейшем отсутствии условий, Бахтиным, то ее можно сопоставить с лучшими школами восточного единоборства: то же бесстрашие при защите от нападения, то же глубочайшее внутреннее благородство, то же достижение такого уровня мастерства, при котором, как сказал Хемингуэй, «человека можно убить, но победить его нельзя...»

Хотя Михаил Михайлович Бахтин и прожил долгую жизнь, но это скорее вопреки, чем благодаря его здоровью, уму, знаниям, беспредельной внутренней тактичности и беззащитности.

Биографические данные о жизни Бахтина до удивления скудны. А тут уже к делу подключаются американцы: только в США создана и выпущена в свет подробная научная биография Михаила Михайловича. По нашим же отечественным тощим фактологическим данным можно прочертить лишь следующую зыбкую канву.

М.М.Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле. Отец будущего великого ученого — банковский служащий, часто переезжающий с семьей из одного города в другой: Вильнюс, Одесса. Гимназию Михаил Бахтин окончил в Одессе и здесь же поступил в университет, который тогда назывался — Новороссийский (1913). В 1916 году Михаил Бахтин переводится в Петроградский университет на тот же самый, историко-филологический, факультет. Болезненный худенький юноша (Бахтин страдал хроническим остеомиелитом — воспалением костного мозга) со страстным увлечением занимается древними и новыми языками. Позднее Михаил Михайлович в справке о трудовом стаже отметил, что хорошо знает древнегреческий, латинский, английский, немецкий, французский языки, слабо — итальянский и датский. Одновременно с занятиями языками студент Бахтин углубленно изучает следующие предметы: общее языкознание, литературоведение, философия, история мировой культуры.

Весной 1918 года Бахтин закончил университет. После этого молодой неокантианец уезжает работать в городок Невель (ныне в Псковской области). Здесь в единой трудовой школе 2-й ступени и в учительской семинарии начинается трудовая Голгофа будущего блистательного ученого. В местном альманахе «День поэзии» (1919) вышла первая работа молодого ученого «Искусство и ответственность». В этой короткой, как выдох, статье тем не менее отчетливо проступают своеобычность и глубина мысли Бахтина:

«Правильный, не самозваный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.

Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности».

Осенью 1920 года Михаил Бахтин переезжает в город Витебск. В местном педагогическом институте с октября того же года молодой ученый преподает всеобщую литературу, а с декабря начинает вести историю музыки и философию музыки (музыкальная эстетика) в Витебской консерватории.

Мало того, на общественных началах (!) Михаил Бахтин трудится в политотделе 5-й Витебской стрелковой дивизии, выступает с чтением циклов лекций в Витебской советско-партийной школе 2-й ступени, в литературной студии, на предприятиях.

Внешне тщедушный и слабосильный Бахтин обладал поистине титанической силой духа: мощным волевым порывом он растягивает «временной эспандер», и, в без того перенасыщенную творческую жизнь, вмещает работу над несколькими книгами одновременно.

Осенью 1924 года Михаил Бахтин вместе с женой Еленой Александровной переезжает в Ленинград. Неутомимый интеллектуальный труженик, Михаил Михайлович возобновляет «кантовский семинар», начатый им еще в Невеле. Молодая чета жила на мизерную пенсию по инвалидности; Елена Александровна занималась набивкой чучел. На «домашних» философских лекциях Бахтина можно было наблюдать следующую картину: кто-нибудь из друзей больного ученого ставил перед дверью тарелку, куда посетители бросали кто сколько мог...

В год «великого перелома» Михаила Бахтина арестовали. Ему инкриминировали подготовку политического заговора против пролетарского государства. Ссылка на печально известные Соловки ввиду тяжелой болезни была заменена «поездкой» в Кустанай. Но судьба одарила ученого горько-ироничной и скупой, а все же улыбкой счастья: книга о Ф.М.Достоевском вышла в свет тогда, когда автор находился под следствием.

Ныне это всемирно известный научный труд — «Проблемы поэтики Достоевского».

Невозможно без профанации дать смысловую отжимку глубочайшего и проблемного исследования Бахтина. Но можно попробовать эмоциональными красками «оживить» научный переворот и взрыв, произведенный в литературоведении Бахтиным монографией о Достоевском-художнике, о Достоевском-новаторе романной формы.

Хотят признавать многие псевдоученые или не хотят, а произошло следующее: Бахтин вырыл глубокий и широкий канал между истинным литературоведением и «научно безответственной, но претендующей на глубокомыслие болтовней». Следующее — Бахтин актуализировал еще тогда, в 1929 году, проблему диалога, которую впервые на высочайшем художественном уровне воссоздал в своих произведениях Достоевский. И последнее — без освоения в общенациональном масштабе творческого гения Федора Михайловича Достоевского, без основательной проработки труда Бахтина о поэтике «жестокого таланта» мы в обозримом будущем не услышим друг друга ни на каком уровне общения. Альтернатив нет. Мудрые японцы уже поняли это: они изучают в школах и Достоевского, и Бахтина!..

В 1934 году срок ссылки Бахтина в Кустанае истек, но ехать было практически некуда: в крупных городах жить не разрешалось. В конце 1937 года Бахтин поселяется в городке Савелово на Волге. В следующем году болезнь вынуждает Бахтина отважиться на операцию: ампутацию ноги.

В 1940 году несгибаемый и тихомужественный Михаил Бахтин завершил работу над грандиознейшим, без всякого преувеличения, научным трудом — «Франсуа Рабле в истории реализма». В наши дни всемирно известное исследование Бахтина носит принципиально другое название — «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». А тогда, перед самой войной, рукописи были сданы в Институт мировой литературы им. Горького (Москва) и в институт западноевропейских литератур АН СССР (Ленинград). Чуть позже Михаил Михайлович сдал в Институт мировой литературы две рукописи: «Теория романа» и «К истории менипповой сатиры».

Летом 1941 года Бахтин поселяется в Подмосковье, в селе Ильинском Кимрского района. Поначалу он учительствует в Ильинской средней школе, а затем — в средних школах Кимры. Преподавал Михаил Михайлович русский и немецкий языки, литературу.

... В сентябре 1945 года Бахтина утверждают в должности заведующего кафедрой всеобщей литературы Мордовского педагогического института имени А.И.Полежаева (ныне — Мордовский государственный университет). Через год, в ноябре 1946 года, в Институте мировой литературы состоялась защита диссертации о творчестве Франсуа Рабле: через шесть лет после представления рукописи! Научно-теоретический уровень исследования оказался настолько высоким, что официальные оппоненты (доктора филологических наук А.А.Смирнов, И.М.Нусинов и доктор искусствоведения А.К.Дживелегов) поставили вопрос о присуждении Бахтину степени доктора филологических наук.

Но — на дворе-то шел 1946 год. А в исследовании Бахтина говорилось о народной смеховой карнавальной культуре, веками противостоящей официальному государственному сознанию. Бахтин в наших глазах полузнаек реабилитировал «мрачное» средневековье. И в эпоху феодализма народная жизнь бурлила полнокровной и яркой внешней и внутренней системой:

«Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические различия подчеркнуто демонстрировались; на них полагалось являться во всех регалиях своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу. Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все считались равными.

... На фоне исключительной иерархичности феодально-средневекового строя и крайней сословной и корпоративной разобщенности людей в условиях обычной жизни этот вольный фамильярный контакт между всеми людьми ощущался очень остро и составлял существенную часть общего карнавального мироощущения. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Отчуждение временно исчезало. Человек возвращался к себе самому и ощущал себя человеком среди людей. И эта подлинная человечность отношений не была только предметом воображения или абстрактной мысли, а реально осуществлялась и переживалась в живом материально-чувственном контакте...»

Только сопоставим написанное Бахтиным об «ужасном» средневековье с тем, что творилось в нашей официальной государственной культуре в послевоенное время. Так что можно считать вновь ухмылкой фортуны тот факт, что в возрасте 51 года Михаил Михайлович становится кандидатом филологических наук...

Осенью 1969 года Бахтин выехал из Саранска на лечение в Москву. По выходе из больницы он оказался в доме для престарелых в городе Климовске (близ города Подольска), где в 1971 году похоронил Елену Александровну. Это еще больше подорвало его здоровье.

За несколько лет до своей кончины ученый получил квартиру в Москве. Но как же поздно все это произошло! Правда, в последние годы его жизни о Бахтине заботились «шестидесятники» ХХ века. И каждому из нового поколения Бахтин подсказал и помог самоопределиться в науке и культуре. После же ухода Бахтина из жизни все те, кто общался с ним и друг с другом, как-то незаметно поляризовались, рассыпались, как атомы молекулы, потерявшие аккумулировавшее их ядро.

М.М.Бахтин скончался седьмого марта 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

И последнее.

Бахтин всю свою нелегкую жизнь только дарил безграничные запасы своих знаний, несмотря на постоянное противодействие нотариально заверенных «научных умов». И ничего не получал в виде премий, званий, наград, привилегий. Красота и мощь его интеллекта заключены в его текстах. Осваивать научное наследие Бахтина — задача не из легких. Но ведь еще Платоном замечено, что «прекрасное — это трудно». Но это же наш, родной, «провинциальный» ученый. Может быть, опыт всевездесущих японцев, издавших собрание сочинений русского мыслителя и подвижника, подтолкнет нас хоть как-то на тяжелейший — и необходимый — путь освоения научного наследия всемирно известного — Михаила Михайловича Бахтина.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 07.12.10 17:07