Размышления

Станислав Айдинян        

Меценаты, творцы, традиции

История меценатства и традиции духовной культуры, искусства переплетены, связаны между собой.

Еще в эпоху античности достойных, почетных горожан Греции и Рима запечатлевали в камне великие античные скульпторы, потому облики запечатленных сохранились в веках. Это были те, кто внесли вклад — и лептою и словом — в дело общее, а «Дело общее» по-латыни звучит как «Respublica»...

Проходили столетия и вехами истории континентов Земли становились именно памятники Культуры. Цивилизацию узнают по ее архитектуре, живописи, скульптуре, словесности, заключенной в знаки письменности...

Вряд ли кто-то помнил бы султана Шах-Джахана и его жену Мумтаз-Махал, если бы султан в память Любви своей к почившей спутнице жизни не оставил человечеству грандиозный Тадж-Махал, мавзолей, храм Искусства, ставший одним из Чудес Света.

В Европе, в Италии в ХIV веке князь Вероны Конгранде Делла Скала оказывал гостеприимство талантливым людям, покровительствовал им. Среди гостивших у него изгнанников оказался и великий Данте Алигьери, творец неисчерпаемых по глубине терцин поэмы поэм — «Божественной комедии»... Здесь Данте, которому в скитаниях случалось даже просить милостыню, смог закончить свою книгу, которая покрыла славой не только ее непосредственного создателя, но и его просвещенного покровителя...

Если бы не действенная помощь короля Людвига Баварского, мир мог бы не оценить вовремя и по достоинству творчество Рихарда Вагнера: король, увлекшись творчеством Вагнера, основал для постановки его опер Байрейтский театр, сделавший имя композитора воистину широко известным...

Что же заставляло богатых и знатных, свой труд полагавших на организацию дел государственных, чьи интересы были явлены в строительстве, в промышленности, в торговле, — что их стремило к искусству, к творцам произведений кисти, смычка, резца и слова?.. Что было общего меж творческой элитой, часто бессребреной, и теми, через чьи руки протекало золото жизни?..

Общим было одно конкретное человеческое качество, присущее только Личностям. Если человек всего лишь слабо выраженный индивидуум, это качество ему мало присуще или примитивно; если человек Личность с четко, сильно, волевым образом выраженным «Я», то это качество, как правило, в нем выражено раскрыто и полно. Это качество — чувство Красоты... Не понимание, а именно чувство. Бывало, меценаты, выросшие финансово, но еще не развившие в себе это чувство, держали советников по вопросам изящного...чтобы не казаться тем, кого обозначают французским словосочетанием — nouveau riche, по-русски — нуворишем, то есть человеком хоть и богатым, но лишенным основательности, чье жизненное завоевание еще общественно сомнительно... Настоящий банкир, предприниматель никогда не работает исключительно ради денег, его интересует еще положение в обществе и в элите страны, куда обязательно допущены люди Искусства. Personal space — пространство общественных контактов — не менее важно, чем движимая и недвижимая собственность и капитал человека. Понимание сего важного фактора распространилось по миру из традиционной, надежной Европы, на которую равняются и которой подражают обе Америки... А полноценный допуск в общество в Европе обусловлен хорошим вкусом, знанием хотя бы азов Искусства и, в конечном счете, опять-таки наличием чувства Красоты...

Только Красота делает мир совершенным. Только Красота возвращает нас к Природе и она же возвышает нас над первоначальным чувством, утончая его... Красота спасет мир — говорит мудрость, и красота действительно спасает. Мы видим: она, вровень с золотом овеществленная в предметах искусства, становится эталоном материальной ценности, хотя сама бесценна. Проходят эпохи, а запечатленное в слове, в мраморе, на холстах не гибнет. Оно остается, оно чарует...Красота бессмертна, как бессмертно имя того, кто создал красоту, и того, кто дал ей свершиться, кто благословил помощью и поддержкой путь ее в жизнь.

В звучании имен — символы человечества, безусловный код каждой прожитой и еще длящейся судьбы. Называя имя, мы воскрешаем, к примеру, представителей старинного купеческого рода Третьяковых. Старший, Павел Михайлович, собирал произведения русского изобразительного искусства, основал всемирно знаменитую Третьяковскую галерею. Его младший брат, Сергей Михайлович, собирал западноевропейскую живопись и свое собрание завещал в дар Москве...

Их пример тлел священным огнем в недрах русского общества, и вот у профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась идея создания Музея Изящных Искусств, о котором он написал в 1898 году: «Музей... имеет своим назначением представить в историческом порядке судьбы скульптуры, зодчества и живописи у древних и новых народов и через это дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагорожению их вкусов и развитию в них эстетических понятий...» А создался музей благодаря двухмиллионному вкладу средств владельца большого производства — стекольных заводов в Гусь-Хрустальном, вице-президента Общества поощрения художеств Юрия Степановича Нечаева-Мальцева. Классик русской поэзии, Марина Цветаева, дочь профессора, о Нечаеве-Мальцеве писала: «Под неустанным и страстным воздействием моего отца Нечаев-Мальцев стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим создателем, как отец — духовным...»

cvetaev.gif (25030 bytes)

И.В.Цветаев в мундире Почетного опекуна Московского присутствия Опекунского совета. 1913 г.

Из таких людей и состояло истинно Российское, корневое, природно цельное Духовное ядро страны. Они вошли в Историю, ибо «воздалось им по делам их»...

Скульптурный барельеф Ю.С.Нечаева-Мальцева на мемориальной доске с одной стороны входа в музей, профессора И.В.Цветаева — с другой. На фотографии, сделанной 31 мая 1912 года в день открытия музея, они вместе, отчетливо виден меценат-жертвователь также и на киноленте, снятой фирмой братьев Пате при этом событии, — спускаются с лестницы император Николай II, Нечаев-Мальцев, Цветаев...

Мы помним их имена, потому что они принадлежат истории величавых дел, оставленных потомкам... Еще в Древнем Египте, когда в похоронной процессии участвовали карлики, они пели — Назовите имя! Не забудьте имя! — они знали, что в имени, как и в незыблемой тайне равновесия пирамид, — ключ к Бессмертию.


[На первую страницу] [В раздел "Меценатство"]
Дата обновления информации: 07.01.05 12:06