Художники России
Людмила Кухарук
(Москва)

Наталья Рубанова

«Говорящие» портреты Людмилы Кухарук

... В одном из тихих арбатских переулков, совсем недалеко от столичной суеты, на месте бывшей Слободы Ивана Грозного, притаилась мастерская художницы. «А этот крест Володя Высоцкий нарисовал, когда пробка от шампанского в потолок выстрелила», — просто сказала хозяйка замечательных стен в мой первый приход — буквально «с улицы»: мы познакомились настолько экспромтно, что снова поверили в Его Величество Случай, без которого чудес не бывает, особенно у неверящих в подарки судьбы.

Я долго бродила по мастерской, где расписаны даже потолки — да не простые, а сводчатые; где нет и сантиметра, к которому бы не прикоснулась рука мастера. Потом был ещё один «визит», и ещё, и ещё... — и каждый раз я забыто удивлялась, насколько естественна и приятна в общении эта известная женщина — ведь работы Людмилы Кухарук побывали на выставках в Польше, Греции, Чехословакии, США, Великобритании, Японии, Германии — всего не перечислить.

(Видимо, настоящий дар изначально природен, «натурален», иначе — зачем он тогда, фальшивый?)

... В этой мастерской бывал когда-то и Ролан Быков; и тот самый Сенкевич*, с которым пол-Союза объехало на голубых экранах почти все уголки мира, просидел у Людмилы Михайловны за чаем часов семь, чтобы... посмотреть на светящиеся окна мастерской в сумерки: они действительно очень красивы на фоне темнеющего неба. Как очень красивы и работы художницы.

* Бывал и Владимир Войнович, с которым в 1993 году художница сделала в Белом Доме нашумевшую выставку «Москва 2042».

— Да они у вас просто светлые, и всё! — сказала я ей, упомянув один из последних своих приходов на выставку, откуда буквально «уползла» от чужих «картинных» депрессий. В работах же Людмилы Кухарук, даже философских, нет окончательного трагизма (даже по «Аду» Данте). Они как бы шепчут: «Живи! Всё хорошо будет!»

... После окончания Ленинградского художественного колледжа и Московского текстильного института Людмила Михайловна работала художником-декоратором, иллюстрировала журналы, занималась плакатом... Ещё у неё есть замечательные батики — тонкая живопись на тончайшем шёлке. (К тому же почти во всех работах «звучит музыка» — соседство с Гнесинкой не прошло даром.)

... Самыми же необычными из работ Людмилы Кухарук показались мне её «говорящие портреты».

Сначала я увидела В.Высоцкого в «горящих» стихах, написанных его почерком; потом портрет Ахматовой, как в шаль, завёрнутый в строгие буквы, потом — волнистые, мятущиеся рифмы Цветаевой у «апофеозного» профиля, а дальше — Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский...

— Всё началось с того, что Высоцкий попросил меня нарисовать плакат к его концерту, — говорит художница.

Поэты ходят пятками
По лезвию ножа
И режут в кровь
Свои больные души —

нарисовала она таганского Гамлета его же стихами... через 20 лет. Людмила Михайловна тщательно изучает почерки, а затем органично вплетает в портреты: вот колючий буквами Пушкин, вот резковатый Маяковский, вот молодой мечтательный, ещё провинциальный, Есенин...

Есть и эссе, посвящённые поэтам: слово Людмилы Кухарук живое, как и линия.

Будучи членом Союза художников и почётным членом общества неогуманистов в Риме, Людмила Михайловна успевает заниматься и педагогикой: руководит созданной ею детской художественной студией «Мечта», пишет в журналы о детском творчестве.

— Мне, наверное, помогают высшие силы, — говорит она мне, спускающейся вниз по высоченной деревянной лестнице мастерской («По ней спускался и Высоцкий», — не думаю я). — Надо только в это верить.

... Я выхожу на улицу и, несмотря на минусовую температуру, ощущаю тепло.


[На первую страницу]                    [В раздел "Графика"]
Дата обновления информации (Modify date): 21.06.01 23:56