Имена

Василий Меликишвили (Грузия)

Лев Сафонкин

Жил-был художник один...

В Москве, в зале «Карлсберг» отеля «Космос», в рамках культурных программ клуба «Екатерининская площадь» — большая выставка картин художника Василия Меликишвили.

Если ты умеешь Показать Мир таким, как он есть, ты еще не художник, ты — мастер. Художник должен уметь соединить реальное с нереальным, придав своему произведению признаки национальной принадлежности. При этом у него должен быть свой почерк, свой стиль, свой цвет, своя линейность... Если все это есть, есть художник. Ученики могут следом за ним сделать что-то подобное, даже лучше него, но он — явление в искусстве, поскольку его работы, с одной стороны, не похожи ни на кого, а с другой стороны — в них неповторимый и очень душевно освещенный мир Грузии. Его герои изображены с очень теплыми, светящимися, даже слезящимися глазами. В этом особая черта самости, даже отдельности художника.

Василий Меликишвили — человек трудной судьбы. Он родился в Москве в 1932 году. Родителей своих не помнит, так как рано остался сиротой. Вскоре после окончания школы-интерната поехал на юг. Доехал до Сухуми и ему так понравилась природа Абхазии, что он решил там остаться. Постепенно жизнь наладилась. Он стал художником-оформителем, хотя первое время и приходилось ночевать где-то в случайных местах. Позже обрёл семью. Серьезные картины сначала рисовал для себя, своей жены и дочери Теи. Ему не нужно было получать специального художественного образования, поскольку талант его столь ярок и самобытен, что он как бы с самого начала рожден законченным мастером. К 1980 году был принят в члены Союза художников. Участвовал во многих выставках, в том числе и зарубежных.

Известный искусствовед, вице-президент Российско-Итальянской научно-исследовательской Академии Феррони Станислав Айдинян нашел название направлению, которое открыл в живописи Василий Меликишвили. Он назвал его «Этносимволизм». Хотя некоторые теоретики и художественные критики причисляют художника к тем, кто продолжает традиции примитивного искусства. В том-то и дело, что проявления Меликишвили, может быть, и несут в себе какие-то отдельные черты стиля «примитив», которые для грузинского искусства прежде всего обозначены в творчестве Нико Пиросманишвили, но все-таки художественное мастерство Василия Меликишвили заметно превышает все то, с чем мы знакомы в рамках этого стилевого направления.

melikash.jpg (22419 bytes)

«Творец». Х., м. 40х50. 1988. Собрание Мэри Адамия


 [На первую страницу (Home page)]   [В раздел "Выставки"]
Дата обновления информации (Modify date): 23.08.01 15:57