Максимилиану Волошину
1985 А. И. Цветаева послала тогда же это стихотворение в Коктебель, в Дом-музей поэта. И вот в Москве, ныне, — снова волошинский Коктебель, волошинский Карадаг, столь объёмно-талантливо изображённый на холсте Льва Катаева «Гора Сюрюкай». Дух Волошина присутствует и на, казалось бы, нейтральных, почти условных работах — так совсем маленькая работа И.Д. Кочиной «Розовое облако» расположением сходящих с неба лучей напоминает акварель М.Волошина «Крылья ангелов»... Хотя здесь не акварель, а — бумага, темпера. На вернисаже видим совершенно разностилевые, разносмысловые работы — от спокойных акварелей А.Хандожко до рдеющих углём первотворения холстов Игоря Кочетова, который выставил снова холсты из серии «Рождение Карадага», на которых Карадаг — ещё дымящийся, вулканический, только что рождённый... К темпераментно-углублённым работам отнесём четыре «многослойных» акварели также давнего участника серии этих крымских выставок — Бориса Арутюняна. Он выставил выдающиеся по мастерству части из цикла «Свет Коктебеля», назовём части — «Золото Сюрю-Каи», «Агатовый рассвет», «Жемчужный рассвет», — в них настоящая световая стереоскопичность, передан не только свет, но и его тонкие оттенки, переданы поэтичность и лиризм изображённого... На выставке весьма немало и фоторабот, среди которых «ведущим крылом» вернисажа — панорамные работы покойного крымского фотохудожника, жителя Феодосии, Валентина Наугольного, которые предоставила на экспозицию вдова мастера, неустанно популяризирующая творчество покойного супруга. Назовём также лирический цикл фотографий крымчанина по рождению, внучатого племянника поэта-классика Сергея Городецкого, Николая Городецкого. Лиричны его сюжеты — «Воспоминание» — это чёрная кружевная шаль, наброшенная на куст в саду, или «Вдохновение», где на фото — кресло-качалка в саду пред... мольбертом. Ход неожиданный, и до парадоксальности крымский... Из наиболее романтичных работ выставки — «Восход солнца» С.Бусахина. Там, где духовная и визуальная проекция Коктебеля и Карадага, без романтики никак нельзя. К романтико-символическим работам вполне относимы монотипии Марины Звягинцевой, «Предчувствие», «Чёрный вечер» — монотипии воистину романтичны и загадочны при неяркой, сдержанной в цвете палитре красок, — изображены птицы, реющие в бурю... Романтична по-своему и работа А. Савицкого — «Победных облаков султаны и плюмажи». Сколько на всех выставках серии было разного коктебельского неба... Например, работа С.Григораша «Последние лучи», которую отличает чистота и нежность... Три темы — гор, неба, моря, — неизбежно темы основные... Реалистического плана романтизм присущ и другой давней участнице «Коктебель-Карадага» — Людмиле Севериной, очень объёмно по впечатлению её «Земляничное дерево». Это холст, в котором удивительно гармоничное композиционное равновесие — дерево, выросшее на приморском взгорье, наклоняется над морем, а за ним видна береговая перспектива... Здесь романтическим видятся энергичные, тронутые порывом морского ветра, изгибы ветвей... Нет яркости, богатства цвета, зато в цветовой сдержанности есть зрелость кисти, хорошо чувствующей Природу и «поверхность» холста, его центральную точку, т. е. — композиционный центр...Лучи, как таинство, восходят над горою,
Чеканною строфой журчит родник,
Поток сверкающий в жаре поник
И зевсов лик склонился над водою.
Венок полынный скорби на челе,
Глоток — и вдаль шаги
по выжженной земле.
Также непременный многолетний участник — признанный мастер колористического натюрморта в духе флористики — Н. Щербакова-Ионова, представила исполненный пастелью натюрморт... Вообще присутствие натюрмортов весьма положительно разнообразит выставку, призванную в основном по теме быть выставкой по преимуществу пейзажной... Например, пейзаж М.Кунашева «Скала» интересен нестандартным решением — ракурс, который выбрал художник показывает оптически полувыгнутый, полувогнутый кратер угасшего вулкана. Работа исполнена по сделанным с натуры наброскам. Увы, многие художники не могут ныне в силу многих обстоятельств легко, как раньше, ежегодно отправляться в Коктебель... Их грустный удел — закреплять на холстах воспоминания... Из всегда неожиданных мастеров — работа известного пуантелиста Н.Рожанца и минималистическая работа симферопольского художника и дизайнера, живущего в Москве — Ю. Кулиша, оба они, как и большинство живописцев, выставляются здесь далеко не в первый раз. На прошлом «Коктебель-Карадаге» выставлялись потомки врача А.Пушкина Арендта, — художницы Мария и Наталия Арендты, москвички, лето с раннего детства проводившие у бабушки, Ариадны Арендт, скульптора, духовной дочери М.Волошина, которую я некогда навещал в её доме в Коктебеле вместе с А.И.Цветаевой... То же самое в смысле постоянного участия можно сказать об акварелистке-пейзажистке О. Науменко, о целом сформировавшемся в Москве сообществе художников, графиков и ценителей их творчества, посвящённого этому особому по лирике уголку Крыма. В заключение скажу, что юбилейная, пятая выставка, в отличие от разнообразных и богатых талантами предыдущих, отличается ещё и некоторым изяществом, большей лёгкостью, и почти полным отсутствием портретной линии, что, как ни странно, выставке не повредило, так как остальной материал её убедителен и самоценен.Марина Звягинцева. «Чёрный ветер». М., см. техн., монотипия, 76х66, 1996
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Польша"]
Дата обновления информации (Modify
date): 23.08.03 16:49