Борис Пономаренко: художник и поэт

Анатолий Дмитренко

Строчки нерастраченных лет...

Я знаю, на земле останется мой след,
Я верю, на земле останется мой след...

Талант редко бывает однозначным, обычно он многомерен. Примеров тому множество и во времени, и в данном случае — в художественном пространстве. Сказанное вполне относится к творчеству Бориса Борисовича Пономаренко, петербургского живописца, автора станковых и монументальных работ, осуществлённых в различных местах нашей страны. А также не просто автора стихов, но поэта. Начало этой стороны его деятельности связано с переездом в город Пушкин, в частности, с романсом «Уходит день» из цикла «Царскосельские вечера». Так и соседствуют поныне, проникая друг в друга, изображение и слово, обогащая единую образную палитру мастера. Борис Пономаренко считает своими главными духовными наставниками в поэзии А. Блока, И. Анненского, О. Мандельштама. В его сочинениях угадывается поэтическая живописность и таинственная метафоричность «Незнакомки» А. Блока и «Призраков» И. Анненского, вечное пророчество природы и подчас парадоксальность образов О. Мандельштама. Поэтическая муза Бориса Пономаренко насыщалась токами и других авторов: С. Есенина, М. Цветаевой, Б. Ахмадулиной. Ей присущи и фольклорные интонации. Он знает цену мгновенью, одновременно философски размышляя о вечности. Чувствует терпкую выразительность детали. Открывает для себя Вселенную, отталкиваясь от близкого, знакомого, пережитого. Достоверность предполагает фантазию. Устремлённость к высокому начинается с земли. Каким ладовым привольем и одновременно выразительностью метафоры отмечено стихотворение «Ах, что-то не то происходит», в котором есть удивительно вещие строки, напоминающие о соотнесённости простого с возвышенным:

И лишь в полусне забывая
Всю горечь обид и потерь,
Волшебные лестницы рая
Увидишь сквозь старую дверь.

Поэзия Пономаренко многомерна; в ней естественно встречается прошлое и современность, и встречи эти происходят на отчей земле, в разных городах и странах. Подобно живописи стихи художника удивительно живописны — не только потому, что в них обозначен словом тот или иной цвет, но потому прежде всего, что в сочетании слов, их созвучии, гармонии согласия и гармонии контрастов сильно ощутим живописный принцип решения. Не случайно, видимо, предыдуший сборник стихов и романсов Пономаренко назывался «Строфы на палитре». И поэт и живописец очень чуток к интонациям природы, которые он столь же тонко воплощает в своих живописных и поэтических произведениях. Состояние природы, её малейшее движение — душевный камертон для него: «... холодный дождь и теребит и мучит...», «... ветер в клочья рвёт мне душу...», «... слякоть к багрянцу примеряет в лужах синь...»... В этом смысле просто и афористично звучат строки из романса «Вот десять лет прошло» — «И сохранит премудрая природа/моё тепло в зелёном теле всхода». Поэт не боится обычных «простых» предметов и понятий, он умеет извлекать из прозы поэзию. Такая земная опорность и поэтическая устремлённость позволяют ему сделать то, что ёмко сказано в одном из стихотворений:

«Паутину из судеб и тем разорвав,
В жизнь, как в омут, бросаюсь...»

Но, конечно же, он не оставляет ни судьбы, ни темы, осмысляя их смело и вдохновенно. И первый и второй сборники стихов Бориса Пономаренко сопровождают рисунки его жены, известного художника Светланы Пономаренко. Они весьма органичны по своему мотиву, своему строю, своим деталям и фантазиям, редкому изяществу — стихам. В них сочетаются камерность и монументальность, открытость и таинственность. Что вполне соответствует творческим принципам Светланы. В нынешнем сборнике решение рисунков становится ещё свободнее; рядом со сложными символами существуют простые по видимости решения, несущие, однако, глубокий содержательный смысл.

Рисунки Светланы Пономаренко при всей породнённости со стихами самодостаточны, они слагаются, по сути говоря, тоже в своеобразную поэтическую новеллу, так созвучную поэтическим образам. Рисунки и стихи отмечены удивительной музыкальностью: ритмического рисунка, сочетанием гибких певучих линий и острых, колющих, напряжённых мелодикой слов или их контрастным сопоставлением. Таким образом рождается полифоничность книги, где поток чувств, словно переселяясь из рисунка в слово, укрупняется, эмоционально насыщается, возвращается к нам обогащённым вдвойне. Может быть, в этом и есть сокровенный смысл «согласья муз».

Вынесенные в эпиграф слова Бориса Пономаренко понятны, ибо в них надежда того, кто творит для людей, кто хочет оставить «причалы для памяти». Несомненно, что такие надежды Бориса Пономаренко — в живописи и в поэзии вполне оправданы.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Живопись"]
Дата обновления информации (Modify date): 22.03.03 16:10