Представляем книгу

Отрывок из книги Антона Гикиша

«Не будем бояться мира»
Путеводитель по глобальному мышлению.
(Изд-во «Лизард», Братислава, 2001, 371 стр.)

gikish1.jpg (15502 bytes)

Славянская взаимность и современный мир

Мы не можем не сказать о таких важных этнических и культурных узах, как принадлежность к семье славянских народов.

Славяне являются «строительными камнями» современной Европы. Приняв христианство, они включились в структурированную стройку современной Европы. Римский папа Иоанн Павел II подчёркивает роль святых Кирилла и Мефодия, которые привели славян на цивилизационную сцену. Таким образом и славяне стали создателями высшего плана мировой истории.

«Благодаря миссионерскому усилию обоих святых славянские народы впервые смогли осознать своё призвание и принять участие в вечных замыслах Святой троицы, касающихся вечного плана спасения мира. Таким образом они определили и свою собственную роль в истории человечества, сотворённого Богом-Отцом, спасённого Сыном-Искупителем и освящённого Духом святым.»

Славяне появились на европейской исторической сцене позже, чем романские и германские народы. После принятия христианства и создания первых государств они стали значительными элементами в архитектуре Европы. Великая Моравия, Сербия, Болгария, Чешское государство, Польша, Хорватия, Россия стали серьёзными игроками на европейской шахматной доске. Географическое положение им вскоре вручило неблагоприятную роль приграничных сторожей и защитников западной и средней Европы. Для восточных и южных славян жизнь на линии конфронтации с монголами, татарами и османскими турками замедлила цивилизационное развитие. Это жертва, которую принесли славяне на стол европейской цивилизации. Западноевропейские и американские историки об этой заслуге славян часто забывают. (Исключением является английский историк Норман Дэвис). Забывается и о цивилизационном вкладе русских при заселении евроазиатского континента. Продвижение христианских восточноевропейских славян на восток, через Сибирь к Тихому океану, изменило геополитическую карту Мира. Это фактор глобального характера.

Раскол римской (латинской) и византийской (греческой) церквей разделил славянские народы на две цивилизационные группы. Восточные славяне и большинство южных славян обратились в православие. Старославянский язык стал официальным церковным языком восточного мирового христианства. Восточные славяне вместе с греками и румынами заимствовали культурное наследство бывшей византийской цивилизации со всеми её положительными и отрицательными чертами.

Западные славяне, хорваты и словенцы, наоборот, стали органичной составной частью западноевропейского христианства.

В эпоху просвещения и национального пробуждения славянские народы думают о совместных языковых и культурных узах. Если иметь в виду, что в XVIII и XIX веках все небольшие славянские народы жили (в основном недобровольно) в чужих государствах, не удивляет, что они обращались с надеждой к Российской империи — державе мирового значения. Идея всеславянской взаимности, которую провоглашал Ян Коллар, была фактором самосохранения в германской, венгерской и османской средах. Поэтому не стоит удивляться, что русские цари идею всеславянской взаимности использовали в качестве политического орудия для экспансии России. В XIX веке панславизм, как и пангерманизм, стали разменной картой в играх России, Германии, Австрии и Турции.

Россия в XIX веке благодаря своим имперским устремлениям (взятие Стамбула и пролива Дарданеллы) помогла освобождению балканских славян из-под османского ига. Сербия, Черногория, Македония и прежде всего Болгария благодарны за свою собственную государственность российской помощи. Симпатии к России поэтому у них вполне естественны.

С другой стороны, царская Россия полтора столетия оккупировала большую территорию Польши. Три польских восстания, несмотря на симпатии европейской общественности, русские цари потопили в крови. Таким образом у самого большого западнославянского народа возникла по отношению к самому большому восточнославянскому брату предвзятость, продолжающаяся до сих пор. Похожим было отношение России к признанию независимости Украины. Так и второй большой славянский народ попал в конфликт с Россией.

Славянская держава вызывала симпатии и у нас в Словакии. Людовит Штур после подавления революции 1848—1849 гг., в которой он играл против венгров австрийскими картами, тоже поддался видению политического единства славян под руководством консервативной царской России (работа «Славяне и мир будущего», 1867). В условиях мадьяризации политико-культурная ориентация на объединение славян и России жила в некоторой части передовой словацкой интеллигенции почти до гибели царской России в 1917 году (Светозар Гурбан Ваянски и др.).

Некоторые чешские политики в Австрии также возлагали надежду на всеславянскую концепцию. Карел Крамар видел перспективу восстановления самостоятельных польского и чешского государств с помощью России. На чешский и польский престолы должны были сесть князья Романовы.

Только события Первой мировой войны показали, что путь к национальному освобождению словаков и чехов идёт по иному пути — западному.

Славянская ориентация сегодня. Мы должны прежде всего отличать культурно-языковую близость и политические концепции. Культурно-языковая родственность славян всё ещё жива и актуальна. За то, что мы славянский народ, ни один словак не должен краснеть. Это естественная этническая и языковая принадлежность. Распространение славянских языков идёт от центра Европы через Балканы до середины евроазиатского континента вплоть до Монголии, Кореи и Японии. На российском Дальнем Востоке встречается мир православного христианства с японской и китайской цивилизациями. Русский язык стал коммуникативным языком большинства славянских областей при встрече с восточными культурами.

Словацкий язык по своему географическому положению лежит на перекрёстке языковых влияний всех трёх ветвей славян. Для словака в эпоху глобализации его родной язык может служить помощником при интеграции наших народов. Словаки из этой языковой близости могут извлечь выгоду.

Если в области жизненного уровня и экономического развития славянские народы в последние столетия отстают, и на это имеются свои причины, то никто не может отрицать большого культурного вклада славян в сокровищницу европейской и мировой культур. Об этом свидетельствует история литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры. Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов, Бердяев, Соловьёв, Мицкевич, Сенкевич, Чапек, Кундера, Руфус, Крлежа, Андрич... Чайковский, Шопен, Дворжак, Сметана, Сухонь... Всё богатство готики, как и иконописи, искусство монастырей, классическая музыка и балет, европейский и русский модерн невозможно себе представить без славянских авторов. Особым вкладом я считаю славянский менталитет. В сегодняшнем прагматическом, анонимном мире могут быть ценными такие качества, как искренность, откровенность, гостеприимство, соблюдение традиций рода, семейная солидарность, недоверие к государственной власти, склонность к децентрализации и сосуществованию небольших самоснабжающихся обществ. Эти качества могут обогатить евроамериканское отношение к жизни.

После 1989 года во время распада социалистических федераций начались острые конфликты между славянскими народами. В условиях свободы всплыли на поверхность скрытые антипатии (русско-польская, русско-украинская, словацко-чешская). Это вызвало кровавые войны и этнические чистки (Словения, Хорватия, Сербия, Босния). Цивилизационные и культурные отличия больше углубились, чем сгладились.

В таких условиях говорить о всеславянском политическом единстве — это иллюзия. Дело в том, что линия раздела не проходит по границе славянского или неславянского миров, а наблюдается по отношению к общим интеграционным тенденциям и приближению к более развитому западноевропейскому стандарту. В этом смысле западные славяне составляют общий блок. Политические представители поляков, чехов и словаков идентифицируются с членством в Европейском союзе и Североатлантическом альянсе. Так же ориентируются Словения, Хорватия и Болгария. Это направление выбрала и часть украинцев. Политическая ориентация остальных славянских стран пока неясна. Большое значение будет иметь тот факт, какой путь выберет Россия. Но в первую очередь надо укрепить внутреннюю политическую и экономическую стабильность этой державы.

В словацких условиях провозглашать сегодня идею какой-то политической «всеславянской» ориентации — анахронизм. Её защитники или не обладают достаточной информацией о геополитической реальности сегодняшнего Мира, или сознательно лгут. Стремлением к нейтралитету и попыткой уйти из естественного союза западноевропейской цивилизации, а точнее из среднеевропейского простстранства, Словакия бы нанесла серьёзный ущерб своей безопасности. У нас нет другой разумной альтернативы.

(Продолжение следует.)

Перевод Элеоноры Буйновой и Елены Широковой


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 28.08.03 16:28