Не так давно поэт, эссеист, литературный критик Владимир Климов отмечал свое 50-летие. Отмечал шумно, инициативно — грандиозной «Климханалией». Наша задача скромнее — дать читателю журнала «Меценат и Мир» абрис оригинального творчества нашего постоянного автора.

Сергей Летов

Сюрроморфозы и сдвиг по фразе Владимира Климова

Печатается по тексту статьи в газете «Вечерний клуб» от 10.06.95 г.

Вышли первые книги стихов* автора замечательной книги о театральных студиях Москвы, изданной еще в «застойные» годы. Поэт уже не юн годами, его стихи печатались в «Антологии русского верлибра», альманахе «Ной», «Гуманитарном Фонде», «Афише СТМ». Тамбовский патриарх неофутуризма Сергей Бирюков печатал его стихи в своей «Академии Зауми». Ну вот и собственные книжицы — сольные, как принято говорить в музыкальной среде. Две книги стихов В. Климова вышли недавно с небольшим интервалом одна за другой. Они, словно маски — символы античного театра — веселая и грустная. Может быть, не столь прямолинейно, но «Сюрроморфозы» — это книга об игре в слово, а «Сдвиг по фразе» — о том, что все игры заканчиваются.

* Владимир Климов. Сюрроморфозы. Издательство Е. Пахомовой, М., 1994, 38 с.
Владимир Климов. Сдвиг по фразе. Стихи (Серия: Классики века. Выпуск 9) Лиа Р. Элинина, Издательство Е. Пахомовой, М., 1994, 40 с.

Владимир Климов считается специалистом по театру, но он поистине вездесущ — его можно встретить и на самых интересных спектаклях, и на весьма специфических концертах не самой популярной музыки, на неожиданных выставках. Он обладает талантом находиться в центре событий. Это может показаться сомнительным комплиментом, если не добавить, что события эти обладают своей собственной уникальной логикой, как правило, не совпадающей со светской хроникой «Коммерсанта» или «Сегодня».

Основным принципом его поэзии, мне кажется, является самоструктурирующаяся импровизация. Форма как бы порождается микроструктурой, а принципом микроструктуры является комбинаторика. Звуковая и связанная с ней ассоциативно-смысловая природы слова шевелятся беспокойно, саморазворачиваются, стремясь самоисчерпаться. Префикс «само-» — ключ к его поэзии. Стихи, словно «простейшие» живые существа — инфузории, вирусы, — мутируют, делятся, изменяют конфигурацию, изгибаются, выворачиваются наизнанку, как гусеницы бабочками. Они чреваты какой-то жизненной энергией, волей к непокою.

птица
не могла
приземлиться
и пришлось ей
себя излетать

Возможно ли применить к его поэзии термин «импровизация»?

Хотелось бы, если не понимать под импровизацией нечто неподготовленное, безответственное. Импровизация как род непринужденного неподцензурного творчества — «свободная импровизация», если использовать термин Новой Импровизационной музыки.

Другим характерным принципом является остранение — посмотрим на это слово с непривычной стороны? Что получается? Вот это да! Не может быть! Пред этим отступают догмы верлибра, превращающегося (заметим попутно, как и Неидиоматическая Музыка) иногда в слишком жесткую систему правил. И тогда вдруг в стихах Климова начинает прослеживаться родство с Рюккертом, а то и с афоризмами Лихтенберга!

А этот самоизлет птицы — не закономерное ли, естественное заключение любого процесса? Стремительно исчерпав заряд самореализации, столь же стремительно и закономерно движется к небытию?

klimov1.jpg (11508 bytes)

Владимир Климов с телевизионным режиссером Александром Алексеевым. Москва. 2000

Я бы не рискнул сравнивать стихи Климова с атональной музыкой — они слишком кратки. Сходство есть с новоджазовой импровизацией, когда импровизатор не опьяняется собственным полетом, а видит себя как бы со стороны, со стороны слушателя — и посмеивается, но и слушателя видит с какой-то еще третьей стороны.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Имена"]
Дата обновления информации (Modify date): 22.10.02 23:28