Польские исследователи о русском театре

Катажина Осиньска

Чистота пространства в театре Анатолия Васильева

Печатается по материалам симпозиума славистов. Вып. № 4, «Утопия чистоты и горы мусора», Варшава, 1999 г.

Анатолий Васильев на сегодняшний день — один из самых известных в мире российских театральных режиссеров. Свою деятельность он начал в 1973 году, после окончания режиссерского факультета Государственного института театрального искусства (ГИТИС), где учился в мастерской Марии Кнебель и Андрея Попова. В первые годы он работал в государственных, репертуарных театрах, таких как МХАТ, московский Театр имени Станиславского, Театр на Таганке. Его самыми известными спектаклями 70-х и начала 80-х годов были: первый вариант Вассы Железновой Горького (1978), Взрослая дочь молодого человека (1979) и Серсо (1985) Виктора Славкина. В 1987 году Васильев открыл в подвале дома № 20 на улице Поварской собственный театр-студию Школа драматического искусства. Наименование «школа» — по утверждению Васильева — предполагает отказ от тех навыков и умений, которыми человек обладает, и необходимость учиться заново, ибо искусство начинается там, где человек расстается с привычками.

Деятельность Школы Васильева началась с премьеры Шести персонажей в поисках автора Луиджи Пиранделло. Следующие свои работы он показывал публике редко — и только в порядке открытых репетиций или закрытых просмотров для узкого круга зрителей. В течение десяти лет Васильев работал над разными текстами, в частности, над Диалогами Платона, произведениями Александра Дюма, Федора Достоевского, Эразма Роттердамского, Томаса Манна, Оскара Уайльда, Мольера, Пушкина. В 1996 году он поставил Плачь Иеремии, спектакль, основанный на библейском тексте и с музыкой современного композитора Владимира Мартынова. Одновременно, в 90-е годы, Васильев ставит спектакли (в том числе оперные) на нескольких европейских сценах: во Франции (в Comedie Francaise), в Германии, в Венгрии (подробнее о Васильеве см. хотя бы: Бречич 1990; Смелянский 1996; Jonczyk 1991; Osinska 1995, 1997с: 87—88; Wyneker-Galibin 1992).

Но меня здесь интересуют в первую очередь его лабораторные работы.

К предлагаемым рассуждениям меня подвело высказывание Игоря Попова, постоянного и ближайшего сотрудника Анатолия Васильева и архитектора театрального пространства его Школы. В одном из наших интервью Игорь Попов сказал (Osinska 1997b: 94):

«Не может творческий процесс происходить на помойке. Все, что окружает человека, должно настраивать его на работу, способствовать концентрации его мышления. Поэтому первое наше требование на новом месте — это пустое, чистое пространство. Все, что ненужно, необходимо убрать».

В частности, Попов рассказывал о случае, когда Васильева пригласили в Лондон и предложили помещение, в котором царил хаос и беспорядок. Увидев такое нагромождение мебели, какого-то тряпья и прочей рухляди, Васильев вспылил и, крича, заявил, что не станет работать на помойке. Уступил и вернулся только тогда, когда из помещения убрали все предметы, кроме нескольких одинаковых стульев, большого ковра на полу, а само помещение осветили ровным, спокойным светом.

Всюду в Школе драматического искусства (как на Поварской, так и в бывшем кинотеатре «Уран», где до недавнего времени был один из репетиционных залов) бросается в глаза чистота и белизна стен. Залы, где происходят репетиции и просмотры, всегда светлые, чистые. В зале I Студии восстановлена старинная роспись на декоративном деревянном потолке, что — как объяснил Игогрь Попов — призвано отсылать к традиции, в результате чего данное место перестает восприниматься как абстрактное (Osinska 1997b: 93—94). Кроме декоративного потолка, никакого другого декорума здесь нет, а постоянным подвижным элементом спектаклей являются только одинаковые венские стулья. В некоторых ранних спектаклях вводились искусственные стены с классическими аркадами. В Плаче Иеремии появилась двойная стена с полукруглыми проемами, напоминающая иконостас, лишенный икон.

Костюмы в постановках Васильева обычно нейтральны. Раньше это были элегантные женские платья и мужские костюмы, иногда — фраки, но не отвлекающие зрителя излишней изысканностью. Потом стали появляться неожиданные восточные детали, как, например, кимоно, напрямую никак не связанное с драматическим действием. Основная задача этих элементов, по всей вероятности, очень проста — избавить одежду от банальности. Однако и эти восточные элементы не нарушают всеобщей гармонии.

Васильев любит повторение. Он наверно согласился бы с Тадеушом Кантором, который писал, что акт повторения — это суть искусства (см.: Dziewulska 1997: 79). Его актеры выступают в тех же самых костюмах и в Амфитрионе Мольера, и в Дон Жуане, или Каменном госте по Пушкину. Всегда появляются такие же самые стулья, дублируются персонажи и ситуации.

Можно сказать, что пространство театра Васильева стремится к минимализму. В нем царит дух аскетизма. В его пространствах доминируют прямые линии и прямые углы. Если закругления и появляются, то они ритмичны. Симметрия и повторение — это основы его театра. Похоже, что Васильев и Попов усматривают некую существенную связь между перспективой и метафизикой. Поэтому такое внимание уделяется у них регулярности и точности. Каждое место, где показываются спектакли Васильева, должно быть точно измерено и должно удовлетворять определенным условиям (см. Бречич 1991: 89—90). При этом никогда нет и речи о создании реального пространства. Говорить об иллюзионизме в случае этого театра вообще неуместно. Ритмичность, геометрия, отказ от ненужных предметов, перегружающих пространство, все это — как в живописи Джорджо де Кирико и Рене Магритта — призвано обнаружить некие скрытые сущности, которые не поддаются рациональному обозначению.

В концепции театра Васильева содержится, без сомнения, элемент протеста против мусора массовой культуры. Режиссер дает себе отчет в том, что воображение современного человека замусорено огромным количеством образов. Ограничивая зрительные стимулы, Васильев подвергает зрителя/слушателя трудному испытанию, требуя от него сосредоточенности на тексте. В его театре зритель/слушатель имеет шанс погрузиться в созерцание представляемых ему сущностей.

Васильев делит пространства на духовные и лишенные духовности. Пока я говорила исключительно о физическом пространстве сцены и зрительного зала, между которыми здесь не существует четкой границы. Искомой же духовности здесь соответствуют чистота, белизна, ясность, пустота.

Пространство, однако, можно трактовать и шире, а именно как совокупность отношений между текстом, актером и зрителем. В случае такой широкой интерпретации пространства в театре Васильева, более четкой, чем категория «чистоты», оказывается категория «прозрачности».

Центральную роль в театре Васильева выполняет слово как носитель духовной сущности. Васильева не интересует ни материальная сторона действительности, представленной в драме, ни сфера человеческих взаимоотношений. Его театр можно назвать антииллюзионистским (в смысле отказа от дублирования на сцене действительности), антинарративным и антипсихологическим. Васильев неоднократно высказывался на тему психологического реализма, отбрасывая его традицию, хотя он в ней и вырос. В одном из программных текстов он говорит:

«...то, что мы называем природой (предметом) театра — действие или энергия — может помещаться или быть в психике или в слове. И это разные театры и разные культуры, разные века театра». (Васильев 1993:12)

И в другом месте

«[...] нас интересует не человек, но то, что за человеком, не тело, даже не душа, но дух, а в повествовании не то, что представимо и конкретно, но то, что является абстракцией и концепцией».

(См. интервью Odpowiedz Stanislawskiemu в: Osinska 1997a: 100)

Метод работы Васильева, особено с актером, основывается на усечении. С давних пор Васильева занимает проблема прозрачности актера. Он неоднократно повторял вопрос:

«Как сделать, чтобы человека на сцене было меньше? [...] Как сделать, чтобы он стал подобен траве и чтоб он занялся более честными вопросами, чем самим собой?» (Васильев 1993: 9—14)

Цель работы Васильева с актерами — освободить их от личных мыслей, чувств, от индивудуальной экспрессии. Актер должен на сцене освободиться от ограничений, которые проистекают из его собственного «Я»; избавиться от собственной психологии и даже физиологии (поэтому актеры Васильева могут и должны играть и мужские, и женские роли). У него актер должен стать чем-то вроде прозрачного экрана, сквозь который просвечивает трансцендентная сущность драмы.

Актеры Васильева играют таким образом, который можно назвать искусственным — они громко скандируют текст. Сценического движения здесь немного. В некоторых спектаклях (например, в Дядюшкином сне по Достоевскому) актеры произносили текст, все время сидя на стульях. Если движение и появлялось, то оно не имело иллюстративного характера и не было адекватно обозначенной в тексте ситуации. Усечение, с одной стороны, основывается на отказе от психологии, а с другой — на обнаружении в драме внутреннего, универсального принципа, который не зависит от фабульного содержания произведения.

В таком понимании театра опознаются определенные православные истоки. В какой-то степени театр Васильева можно назвать драматизированной иконой. Флоренский говорил, что искусство вообще, а особенно икона

«[...] не есть только комбинация внешних впечатлений, поражающих нашу способность впечатляться, но — воистину явление, в чувственном и посредством чувственного, сущей действительности, нечто безусловно достойное и вечное». (Флоренский 1996: 383)

«Искусство «напоминательно», но [...] речь идет отнюдь не о субъективной напоминательности искусства, а о платоновском «припоминании» [...], как явлении самой идеи в чувственном». (Флоренский 1996: 383. — разрядка Флоренского)

«Искусство — не психологично, но онтологично, воистину есть откровение первообраза. Искусство воистину показывает новую, досель незнаемую нами реальность». (Флоренский 1996: 383)

Таким образом,

«...художник не сочиняет из себя образа, но лишь снимает покровы с уже [...] сущего образа». (Флоренский 1996: 384)

Если следовать Флоренскому, то искусство — это свидетельство, а идеальный свидетель — это свидетель прозрачный, свидетель — окно. Таким окном является икона. Васильев намеревается создать театр-окно. Поэтому все, что мешает, должно быть изъято. А мусором в его представлении являются не только материальные предметы: ненужной является и любая интерпретация. Слово в театре Васильева должно быть явлено во всем богатстве его собственных значениий.

ЛИТЕРАТУРА

Бречич П.

1991 Статья, прочитанная на презентации А. Васильева 25.05.1990 года в городе Таормина. [B:] Театр Анатолия Васильева. Библиографический указатель литературы. 1973—1991. Москва. с. 79—90.

Васильев Анатолий

1993 Раб Менона. “Московский наблюдатель. Театральный журнал”, № 8—9.

Смелянский А.

1996 Иеремия с Поварской. “Московский Наблюдатель. Театральный Журнал”, № 3—4, с. 10—15.

Флоренский Павел

1996 Моленные иконы Преподобного Сергия. [B:] Флоренский Павел, Сочинения в четырех томах. Том II. Издательство «Мысль», Москва.

Dziewulska M.

1997 Kadysz. “Dialog”, sierpien 1997, nr 8.

Jonczyk Katarzyna [= Osinska Katarzyna]

1991 Anatolij Wasiljew i jego Szkola Sztuki Dramatycznej. “Odra”, nr 5, s. 72—76.

Osinska Katarzyna

1995 Powarska 20. “Teatr”, maj 1995, nr 5, s. 72—76.
1997a Studio w rosyjskiej kulturze teatralnej XX wieku. Wybrane zagadnienia. Wydawnictwo Naukowe «Semper», Warszawa 1997.
1997b Czysta przestrzeс duchowa. Z Igorem Popowem rozmawia Katarzyna Osinska. “Didaskalia. Gazeta Teatralna”, czerwiec/sierpien 1997, nr 19—20.
1997c Wasiljew: przekraczanie granic. “Didaskalia. Gazeta Teatralna”, czerwiec/sierpien 1997, nr 19—20, s. 87—88.

.Wyneker-Galibin R.

1992 Anatolij Wasiljew. Seria “Regie im Theater”.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Польша"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.11.02 19:19