Удачные книжные проекты

Ян Рогач

Отрывки из «Хроники Словакии»

 
Самый читаемый словацкий автор

Хроника. Личность

Йожо Нижнянский (1903—1976) был, бесспорно, самым читаемым словацким прозаиком не только среди читателей исторических романов. Романы Нижнянского приобщили к чтению и слои населения, не привыкшие раньше брать в руки книгу.

Читательский успех его книг можно объяснить интересными и необычными темами, взятыми из словацкой истории, и драматическим сюжетом. Стиль его романов основывается на беллетризации исторических фактов, смешанных с элементами приключенческой литературы. Большинство романов было издано в 1932—1937 гг. и потом в 50-х годах в новой, переработанной версии. Самые интересные романы Нижнянского: «Чахтицкая барыня», «Приключения Морица Бенёвского», «Спишская тайна», «Колодец любви», «Прекрасная Гедвига», «Холера», «Право первой ночи», «Жена двух мужей». В 1960 г. он издал два романа: «Бойницкие каменные дукаты*» и «Любови Жофии Босняковой». Два романа были экранизированы совместно с Венгрией («Чахтицкая барыня» и «Приключения Морица Бенёвского»).

* золотые монеты

Словаки в России

16 августа 1916

На собрании московских словаков избран комитет в составе пяти человек, целью которого было подготовить съезд словаков, проживающих в России, разработать устав, программу их организации и договориться о сотрудничестве с Союзом чехословацких землячеств в России. Инициаторами этой деятельности были бывшие военнопленные, а теперь — видные деятели словацкого движения в России (Йозеф Грегор Тайовски, Ян Есенски, Владимир Дакснер, Иван Маркович, Ян Янчек и др.).

В Москве словаки по сравнению с чехами были в меньшинстве. Самая большая колония словаков проживала в Варшаве, где был открыт большой универсальный магазин братьев Орсаговых, который помогал словацким дротарям*, ремесленникам и торговцам организовывать своё производство в русских городах. В отличие от чехов, объединённых в собственные землячества, до войны у словаков такого общества не было. Несмотря на национальную свободу, которой они в России пользовались, их не обошли чрезвычайные постановления русского правительства о гражданах вражеской страны. У многих конфисковали имущество, отправили их в Сибирь или в лагеря. Поэтому землячества в России с самого начала военного конфликта активизировали свою деятельность, чтобы таким образом проявлять лояльность по отношению к Российской державе. На учредительном съезде Союза чехословацких землячеств в России, прошедшем в Москве в марте 1915 г., землячества объединились в новый Союз, который получил от петербургского правительства привилегии единственного представителя чехов и словаков в России. С положением о едином чехословацком народе, которое Союз выдвинул в своей программе, согласились не все словаки, проживающие в России. Словацкое общество имени Людовита Штура, возникшее весной 1915 года под руководством профессора Яна Качалы, придерживалось несколько иной точки зрения. Оно провозглашало идею самобытного словацкого народа, но в своём первом заявлении предлагало присоединить Словакию к Российской царской державе.

* ремесленник, оплетающий проволокой глиняную и фаянсовую посуду

Традиционная культура Словакии во второй половине XX века

С изменением образа жизни во второй половине ХХ века отдельные элементы традиционной культуры или полностью исчезли или изменились их функции и формы. В сферах народного искусства, главным образом танцевального и музыкального, развивался так называемый фольклоризм — демонстрация фольклора вне его первоначальных функций и среды. В 50-е годы при поддержке государства началась организация фольклорных фестивалей и торжеств (впервые в 1953 году в селе Выходна). До наших дней посредством фольклорных ансамблей и групп на сцену попадают песни и танцы, обработанные в разной степени. На выступлениях демонстрируются и обычаи, обряды, работа народных мастеров, сопровождаемая музыкой и танцем. Хотя в фольклоризме преобладают эстетическая, представительная, забавная, образовательная или коммерческая стороны, эта форма превентации способствует сохранению и оживлению фольклора. Составной частью фестивалей бывают и выставки, посвящённые традиционному образу жизни и культуры отдельных областей (народные костюмы, изделия народных умельцев).

Вопреки тому, что официальная государственная идеология подавляла проявления религиозной жизни, во второй половине ХХ века они остались неотъемлемой частью традиционных семейных обычаев и обрядов. В восточной Словакии по случаю Пасхи, самого значительного христианского праздника, освящаются продукты питания, так наз. «паска» (через «к» — это не опечатка!) Её составляют яички, колбаса, ветчина, творог и др. Самым важным продуктом «паски» является пирог с тем же названием, который пекут в Страстную Субботу или в Воскресение утром. Подготовка и консумация (потребление) этих блюд символизируют хороший будущий урожай, крепкие семейные узы и т.п. Корзинки с продуктами люди приносят в церковь, где их освещает священник. По обычаю все спешат быстро домой, чтобы в будущем удалось быстро собрать с полей урожай.

Перевод Элеоноры Буйновой и Елены Широковой


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 12.10.03 13:59