Самый читаемый словацкий автор
Хроника. Личность
Йожо Нижнянский (1903—1976) был, бесспорно, самым читаемым словацким прозаиком не только среди читателей исторических романов. Романы Нижнянского приобщили к чтению и слои населения, не привыкшие раньше брать в руки книгу.
Читательский успех его книг можно объяснить интересными и необычными темами, взятыми из словацкой истории, и драматическим сюжетом. Стиль его романов основывается на беллетризации исторических фактов, смешанных с элементами приключенческой литературы. Большинство романов было издано в 1932—1937 гг. и потом в 50-х годах в новой, переработанной версии. Самые интересные романы Нижнянского: «Чахтицкая барыня», «Приключения Морица Бенёвского», «Спишская тайна», «Колодец любви», «Прекрасная Гедвига», «Холера», «Право первой ночи», «Жена двух мужей». В 1960 г. он издал два романа: «Бойницкие каменные дукаты*» и «Любови Жофии Босняковой». Два романа были экранизированы совместно с Венгрией («Чахтицкая барыня» и «Приключения Морица Бенёвского»).
Словаки в России 16 августа 1916 На собрании московских словаков избран комитет в составе пяти человек, целью которого было подготовить съезд словаков, проживающих в России, разработать устав, программу их организации и договориться о сотрудничестве с Союзом чехословацких землячеств в России. Инициаторами этой деятельности были бывшие военнопленные, а теперь — видные деятели словацкого движения в России (Йозеф Грегор Тайовски, Ян Есенски, Владимир Дакснер, Иван Маркович, Ян Янчек и др.). В Москве словаки по сравнению с чехами были в меньшинстве. Самая большая колония словаков проживала в Варшаве, где был открыт большой универсальный магазин братьев Орсаговых, который помогал словацким дротарям*, ремесленникам и торговцам организовывать своё производство в русских городах. В отличие от чехов, объединённых в собственные землячества, до войны у словаков такого общества не было. Несмотря на национальную свободу, которой они в России пользовались, их не обошли чрезвычайные постановления русского правительства о гражданах вражеской страны. У многих конфисковали имущество, отправили их в Сибирь или в лагеря. Поэтому землячества в России с самого начала военного конфликта активизировали свою деятельность, чтобы таким образом проявлять лояльность по отношению к Российской державе. На учредительном съезде Союза чехословацких землячеств в России, прошедшем в Москве в марте 1915 г., землячества объединились в новый Союз, который получил от петербургского правительства привилегии единственного представителя чехов и словаков в России. С положением о едином чехословацком народе, которое Союз выдвинул в своей программе, согласились не все словаки, проживающие в России. Словацкое общество имени Людовита Штура, возникшее весной 1915 года под руководством профессора Яна Качалы, придерживалось несколько иной точки зрения. Оно провозглашало идею самобытного словацкого народа, но в своём первом заявлении предлагало присоединить Словакию к Российской царской державе.* золотые монеты
Традиционная культура Словакии во второй половине XX века* ремесленник, оплетающий проволокой глиняную и фаянсовую посуду
С изменением образа жизни во второй половине ХХ века отдельные элементы традиционной культуры или полностью исчезли или изменились их функции и формы. В сферах народного искусства, главным образом танцевального и музыкального, развивался так называемый фольклоризм — демонстрация фольклора вне его первоначальных функций и среды. В 50-е годы при поддержке государства началась организация фольклорных фестивалей и торжеств (впервые в 1953 году в селе Выходна). До наших дней посредством фольклорных ансамблей и групп на сцену попадают песни и танцы, обработанные в разной степени. На выступлениях демонстрируются и обычаи, обряды, работа народных мастеров, сопровождаемая музыкой и танцем. Хотя в фольклоризме преобладают эстетическая, представительная, забавная, образовательная или коммерческая стороны, эта форма превентации способствует сохранению и оживлению фольклора. Составной частью фестивалей бывают и выставки, посвящённые традиционному образу жизни и культуры отдельных областей (народные костюмы, изделия народных умельцев).
Вопреки тому, что официальная государственная идеология подавляла проявления религиозной жизни, во второй половине ХХ века они остались неотъемлемой частью традиционных семейных обычаев и обрядов. В восточной Словакии по случаю Пасхи, самого значительного христианского праздника, освящаются продукты питания, так наз. «паска» (через «к» — это не опечатка!) Её составляют яички, колбаса, ветчина, творог и др. Самым важным продуктом «паски» является пирог с тем же названием, который пекут в Страстную Субботу или в Воскресение утром. Подготовка и консумация (потребление) этих блюд символизируют хороший будущий урожай, крепкие семейные узы и т.п. Корзинки с продуктами люди приносят в церковь, где их освещает священник. По обычаю все спешат быстро домой, чтобы в будущем удалось быстро собрать с полей урожай.
Перевод Элеоноры Буйновой и Елены Широковой
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify
date): 12.10.03 13:59