Александр Корда (слева) и писатель Герберт Уэллс Конечно же, Корда не мог любить Голливуд и вернулся — в Париж, где положение в кино было совсем не блестящим. Может быть, здесь он и вспомнил совет, который дал ему после счастливого освобождения из застенков Хорти англичанин, бригадир Морис, помогавший бежать из Будапешта — «На вашем месте я бы поехал в Англию. В кино можно сделать большие деньги, но никто в Англии не знает, как это делается»4. Во всяком случае, он оказался в Лондоне в самый подходящий момент — деятели английской культуры повели самую настоящую войну за возрождение отечественного кино, но начинать приходилось с нуля. За 20-е годы было потеряно почти всё — устарели студии, кинематографисты большей частью работали в Америке, никто не знал — что же такое «английский фильм».
4
Кorda M. Charmed Lives. p. 68 Высший свет, аристократический блеск, стиль и респектабельность всегда вызывали у Корды восторг. Он всегда стремился стать частицей ЭТОЙ жизни и, даже подражая Любичу, изображал её с почтением. Однако не «Свадебная репетиция» (1932) или «Девушка от «Максима» (1933) стали дебютом Корды в Англии. Восторг англичан и мировую славу принесла ему костюмно-историческая драма «Частная жизнь Генриха VIII» с замечательным Чарльзом Лаутоном в главной роли. Наконец, Корда нашёл свою золотую жилу — английская история, сочные и крупные характеры, изумительные актёры, которым достаточно появиться на экране, и дело сделано: от режиссёра требуется только профессионализм, а он — объездив весь мир и насмотревшись, как работают немцы, французы и американцы, — стал профессионалом высшей квалификации! Нет необходимости повторять известные факты и рассказывать, как Корда создал крупнейшую в Англии кинофирму «Лондон филмз»5, построил самую крупную и современную в Европе студию «Денгем», воссоздал на голливудском уровне всю производственную инфраструктуру, разыскал талантливую молодёжь и пригласил для неё лучших учителей из Европы и США (у него в разное время работали Рене Клер и Жак Фейдер, Джозеф Штернберг и Марлен Дитрих, Поль Робсон и Конрад Фейдт, бежавшие от Гитлера операторы и художники, композиторы и сценаристы). За какие-то пять-шесть лет английское кино вышло на мировую арену, возродилось из небытия. Это было чудом, сказкой, которую делал былью человек, задумавший сценарий своей будущей жизни в жалкой деревушке в провинциальной венгерской глубинке. Чудом и сказкой становилась его собственная жизнь — под его руководством и с его помощью в павильонах работали его младшие братья, кинорежиссёр и художник, Золтан и Винсент, его окружали друзья и соратники, кочевавшие тринадцать лет, целая венгерская колония, он с удовольствием поддерживал всех, кто хоть раз поддержал его, а «Лондон филм» год за годом выпускала картины — историко-приключенческие боевики, фантастические утопии, сказки и горделивые (в духе Киплинга) колониальные драмы, и все эти ленты — кто бы их ни ставил, были отмечены неповторимым «кордианским» стилем и настроением (как, например, хорошо знакомые у нас «Багдадский вор» или «Книга джунглей»)...5
С 1948 года — «Лондон филм». Однако у каждой медали своя оборотная сторона. Мастер имиджа и рекламы, Корда умел находить деньги на свои масштабные затеи, и всё же у него не было своего капитала, и все его замечательные успехи были результатом умелой, азартной, артистичной игры, своего рода блефа, заставлявшего людей вкладывать деньги в «Лондон филмз». Однако на горизонте уже появился опасный соперник, мукомольный король Артур Рэнк, и ещё до начала войны он перекупил у Корды часть павильонов «Денгема», оплатить постройку которых Корда просто не смог. Во-вторых, у великого продюсера не оставалось эмоциональных сил и просто вдохновения для собственного творчества, и его новые «хроники частной жизни» («Частная жизнь Дон Жуана», 1934; «Рембрандт», 1936) не выдерживали сравнения с «Генрихом VIII».Наконец, на вершине славы, добившись всего, о чём он мечтал, Корда страдал от одиночества. После развода с Марией Корда (1930), преследовавшей его до самого конца, он сделал своей спутницей молоденькую старлетку из Новой Зеландии. Достаточно скоро он убедился, что нужен только для того, чтобы Мерл Оберон стала звездой в Голливуде. Первая мировая война привела Корду в киностудию, вторая — снова стала рубежом. По просьбе У.Черчилля он переезжает в США, чтобы пропагандировать союз с Англией против Гитлера и снимает там свою лучшую картину — «Леди Гамильтон» (1941). Непридуманные боль и страсть исполнителей главных ролей, его любимых подопечных, Вивиен Ли и Лоренса Оливье, помогают избежать обычной для Корда академичности и холодноватого скептицизма. Через год после выхода картины, имевшей огромный художественный и пропагандистский успех, Корда получает звание сэра — немыслимое признание для эмигранта, родившегося так далеко в небогатой еврейской семье. После войны сэр Александр снова дома, но Рэнк уже чувствует себя хозяином, а его деятельность уже привела к кризису английского кино. Англичане во второй раз ждут от Корды чуда, и оно, кажется приходит. За какие-то шесть лет (1948—1954) обновленная студия «Лондон филм» выпускает ряд ярких картин, среди которых выделяются фильмы Кэрола Рида и Дэвида Лина, однако сам Корда терпит неудачу, превратив пьесу О.Уайльда «Идеальный муж» в тяжеловесную великосветскую драму. Как и прежде, у него нет больших денег, а государство не способно и не хочет помочь. Начинается закат, предчувствием которого пронизаны финалы его старых картин — «А что же тогда, что же потом?» спрашивает старую и спившуюся леди Гамильтон её случайная слушательница. В ответе героини («Не бывает тогда, не бывает потом») ощутимы усталость и горечь постановщика, которому ещё предстоит пережить разрыв с Мерл Оберон, третий брак (типичный мезальянс) с молоденькой канадкой украинского происхождения Алексой Меткаф, очередное разочарование и тяжёлую болезнь сердца. Бонвиван и скептик, Корда признавал только земное бытие, и для него болезнь означала такой же окончательный крах, как и для его Генриха VIII. Человек недюжинного ума и проницательности, он знал, что слишком многие из друзей и даже родственников цинично используют его имя и его щедрость (племянник сэра Александра, ныне издатель и писатель Майкл Корда, вспоминает, как дядя, узнав о его связи с Алексой, спросил его — неужели ты не мог найти другую женщину) и сознавал, что завещать дело жизни некому. Всё, что последовало после его смерти и похорон, подтвердило справедливость странной фразы — «Я не расту на грядке»: семейная тяжба из-за знаменитой коллекции картин, которые отошли к Алексе... Нелепое поведение первой жены, Марии Корда и её сына, запретивших кому бы то ни было другому посещать могилу сэра Александра. Наконец, странная судьба знаменитой студии «Денгем» — закрытой, забытой, заброшенной в течение ряда лет, перешедшей в собственность американской военной базы, ещё раз оставленной и существовавшей как шекспировский призрак великого прошлого, пока её не решили уничтожить — без Корды английское кино почти не выходит из кризиса.Александр Корда (слева) и писатель Грэм Грин
Так что же — прав Александр Корда, завершивший свой фильм о великом Рембрандте словами Экклезиаста «Суета сует, всяческая суета»? Или иной, гораздо более обнадёживающий ответ дают нам фильмы этого режиссёра и продюсера, собирающие зрителя и до сих пор...Александр Корда
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify
date): 04.05.03 20:25