Представляем книгу

Антон Гикиш

«Не будем бояться мира»
(Отрывки из книги)

gikish1.jpg (15502 bytes)

Антон Гикиш «Не будем бояться мира». Путеводитель по глобальному мышлению. (изд-во «Лизард», Братислава, 2001, 371 стр.)

gikish2.jpg (17004 bytes)

Антон Гикиш

Культура и её место в глобализации
(Продолжение. Начало в № 17 - 20)

Культура как специфическая человеческая потенция

Я хотел бы избежать сложных определений понятий. В моём понимании культура — это совокупность особенных творческих потенций человека и определённого человеческого общества. Культура включает в себя искусство, литературу, архитектуру, комплекс духовных ценностей человеческого общества на определённой стадии развития. В более широком понимании значения этого слова в культуру входит и то, что англосаксы называют образом жизни (way of life).

Понятие культура иногда употребляется в смысле определённого цивилизационного уровня в отличие от варварства. Под цивилизацией мы понимаем понятие, стоящее выше, чем понятие культура. Цивилизация — это сумма многих (национальных или локальных) культур, близких друг другу и в большинстве происходящих из общего исторического корня.

Основой культуры является искусство, совокупность предметов, артефактов, созданных человеком для человека. Искусство, художественное творчество — это двигатель системы культур. Искусство часто не имеет никакого потребительского применения. Это самовыражение человека для своих собратьев. Искусство своеобразно, неповторимо, это произведение индивидуума. Это всегда упрощение, абстракция. Оно выражает чем-то единичным и ограниченным (линия, тон, слово, предложение) что-то очень сложное. Искусство способно вызвать в человеке поток чувств, о которых он до сих пор сам и не подозревал. С помощью чужого импульса в его воображении возникают картины, которые он сам не мог бы создать, изобразить, воспроизвести, выразить. Искусство требует сотрудничества создателя и адресата.

Этой общей характеристикой художественное произведение, культурный артефакт отличается от другой человеческой деятельности, например, от науки и техники. Искусство и культура — эта, на первый взгляд, ненужная и нелогичная игра с внутренним миром человека, имеет для развития человека огромное значение. Это душевная физкультура необыкновенной действенности. Она культивирует часто скрытые духовные силы, которые бы человек без искусства и культуры никогда в себе не открыл и не развил. Это мощный оборонный щит человека, защита его идентичности или человеческого общества, к которому он принадлежит. Культура, художественные артефакты сопровождают человека с его рождения. Рисунки в пещерах появились раньше, чем политическая власть. Стремление к самовыражению — такое же древнее человеческое стремление, как и стремление к власти, счастью, любви. Очень часто они переплетаются в нераспутанный узел сущности человека.

Культурная активность человека отличается ещё одной особенностью. Она не является результатом непрерывного развития. Её действие, её совершенство не зависит от времени возникновения, а зависит только от способностей создателя и реципиента снова и снова сотрудничать при восприятии произведения.

Парадоксы культуры неисторичность, неэволюционность

Культурные ценности не зависят от протекающего времени. Скульптура 1950 года не должна быть красивее, чем скульптура второго столетия до н.э. Роман 1977 года не должен быть хуже романа 2001 года. Здание театра, построенного в 1999 году не должно быть красивее здания оперы Семпера в стиле барокко в Дрездене. Данте Алигьери при работе над своей «Божественной комедией» не получал грант фонда Про Италия и не мог пользоваться действующим законом о языке. В культуре и в искусстве до сих пор каждый потенциальный творец несёт свой собственный маршальский жезл, и, вероятно, так будет и в следующем тысячелетии.

Это иррациональное происхождение культурного творчества, как бы изъятого из закономерностей времени и пространства, является причиной трудностей, с которыми сталкивается сегодняшний глобализирующийся мир при взаимоотношениях с культурами.

Убеждение отдельно взятого народа, то есть представителей отдельно взятой культуры, что их культурная среда способна создать исключительное художественное произведение, которое не будет зависеть от уровня ядерной физики или генетической инженерии, — это убеждение стало убеждением историческим. Доверие к возможностям творчества, подтверждённое столетиями, тысячелетним опытом, передающееся из поколения в поколение, является тем коралловым рифом, на котором разбиваются волны ожидаемой глобализации в области культуры.

Историей подтверждённая вневременность творческого потенциала определённого общества, народа, культуры, цивилизационного округа устойчивее, чем кажется наивным и, может быть, добродушным пропагандистам «глобальной культуры». Журнал National Geographiс в приложении (август 1999 года), посвящённом новому тысячелетию, гордится обложкой, на которой изображена богатая индийская дама в традиционной одежде и рядом с ней — красавица в чёрном пластиковом костюме с глубоким вырезом. То, что госпожа Накшатр Редды — биохимик, а её секси дочка Мегана — телеведущая музыкального видеоканала, никак нельзя считать триумфом «глобальной культуры». Это, мягко говоря, — просто заблуждение. Ни биохимия, ни краткожизненный музыкальный телеканал не снимут с этих двух дам их принадлежности к древней индийской цивилизации. Точно так же пятнадцатилетние девушки, движущиеся в ритме песен Мариах Кери, не потеряют своей индивидуальности, которой они отличаются от доверчивых фотографов из-за Тихого океана. В них есть те черты, которые не может показать камера и которые проявятся внешне в определённые решающие моменты.

Двойная функция культуры

Сегодняшний мир наполнен десятками и сотнями культур, являющихся результатом столетнего, тысячелетнего развития. Деколонизация, возникновение национальных государств привнесли в них много новых импульсов. Культура как одна из самых важных креативных сил человеческих обществ выполняет с точки зрения объединения мира две роли: центростремительную и центробежную. Национальные культуры — это системы, способные саморегулироваться, и то в двух направлениях.

С одной стороны, каждая достаточно открытая культура впитывает в себя все импульсы близких и дальних культур и других цивилизаций, стремится шагать в ногу с научно-техническим прогрессом человечества. Каждая действительно большая культура, каждое большое художественное произведение являются продуктами не только своей культурной среды. Одновременно они продукты общечеловеческие. Они выражают общечеловеческие ценности, работают с чувствами, которые являются имуществом всех людей нашей планеты. Именно в процессе глобализации средств коммуникации и культурного обмена оказывается, что Бах, Моцарт, Чайковский понятны японцам так же, как Лао Це понятен американскому компьютерному специалисту.

Лучшая национальная культура действует центростремительно, концентрически. Она помогает людям планеты объединяться, постигать обшечеловечное. В этом, именно в этом смысле, она является составной частью рождающейся глобальной культуры человечества.

С другой стороны, каждая развитая (и таким образом открытая) национальная культура как система сопротивляется инородным элементам, которые нарушают ценности, признанные её исторической памятью. Эта борьба с элементами, лежащими вне системы, логична и естественна. Если напор отрицательных, деструктивных элементов переступит порог чувствительности, то она, система, сопротивляется. Реакция — отрицание, сопровождающееся замкнутостью. В этом случае появляется центробежный эффект. Национальная культура отдаляется от общего направления развития, закрывается перед познанием, переплетением и взаимным обогашением культур.

Здесь речь идёт о взаимодействии культурных систем, а не науки, техники или экономических факторов. Статистические данные не играют никакой роли, не имеют значения ни требования рынка, ни рациональные размышления. Решающими являются нематериальные, духовные ценности, которые невозможно квалифицировать. Их цена не зависит ни от степени эволюционного развития, ни от технического или экономического уровня страны, а только от скрытых внутренних факторов.

Специфический характер креативности человека, выраженный культурой, не руководствуется закономерностями и тенденциями, проявляющимися в других областях антропологического комплекса.

Культуры способны сопротивляться всеобщему процессу глобализации. Глобализация в области культуры не может копировать и не копирует тенденции развития, которые характерны для международной политики, экономических взаимосвязей, расходования глобальных материальных источников. Система национальных культур имеет свои специфические оборонные или ускоряющие реакции. Это должны учитывать носители общих тенденций развития глобализации, предугадывать их, приспосабливаться к их конкретным условиям.

Национальные культуры и цивилизации вместе с созданием человеческих ценностей — со шкалой ценностей — могут стать серьёзным замедлителем или ускорителем глобальных процессов.

<...>

Глобализация в области языка

Языки сегодня имеют двуединую функцию. С одной стороны, они — главный идентификационный признак национальной или этнической культур. Поэтому борьба за сохранение собственного языка — это борьба за основу самостоятельной культуры. Но и здесь правило невозможно считать абсолютно действенным.

Историческое и политическое развитие и здесь играет странные игры. Никто не сомневается в национальном сознании ирландцев. Но их национальная идентичность уже не связана с родным языком, который в основном заменён английским языком. Такие же проблемы в Шотландии и Уэльсе. Австрийцы — отдельный народ? Почему народами считаются мусульманские жители Боснии и в Боснии живущие хорваты, хотя они говорят на одном языке?

Жители Квебека (по мнению федералистов «по-французски говорящие канадцы») — отдельный народ? А почему они не французы? Являются ли жители Украины, которые не знают украинского языка, украинцами? Словак, живущий в Америке, является ли словаком, хотя не понимает и не говорит по-словацки?

Представим себе мир испанской культуры. Испанский язык считают родным почти 300 млн. человек в 20 самостоятельных государствах. Испанцы считают себя отдельным народом точно так же, как и жители Мексики, Кубы, Аргентины, Чили, Перу, хотя они составляют разнообразную смесь испанских и других европейских иммигрантов и индейских племён. В США 20 млн. жителей считает испанский язык своим родным языком. Почти 2 млн. людей на Филиппинах тоже считают испанский язык своим родным.

Если писатели Индии хотят переступить провинциальную границу, они должны написать «всеиндийский» роман на английском языке. Иначе коллеги, пишущие на бенгальском языке, на языке урду или на тамильском языке, не поняли бы их и не читали бы их книг.

Процесс глобализации в области языка подчёркивает вторую сторону национального языка — коммуникативную.

Для средневековой Европы латинский язык был языком науки, образования, государственного управления. В Австро-Венгрии латинский язык был литературным языком до конца XVIII века. Никто из народов и национальностей не считал это обидным. Это было прагматично и понятно для осведомлённых. Одинаковую культурно-политическую миссию в антике выполнял греческий язык. Позже арабский язык в течение столетий играл роль моста к античной культуре. Произведения Аристотеля арабские учёные перевели на свой родной язык, и через арабский язык они попали в руки европейских гуманистов. Роль философского, научного и религиозного языка в Индии и во всей Юго-Восточной Азии в течение столетий выполнял санскрит — язык, на котором в жизни никто не говорил.

Неизбежным результатом глобализации надо считать тот факт, что коммуникативным языком мира стал английский язык несмотря на то, что почти 900 млн. человек говорит по-китайски. Требования к коммуникативному языку английский язык полностью оправдывает, нравится ли это носителям других языков или нет.

Плач над господством английского языка — это напрасная трата времени. Вопреки усилиям ни один из искусственно созданных языков не смог заменить английского. Но это никак не уменьшает значение испанского, бенгальского, инди, португальского, русского, японского, немецкого, французского языков (языки перечислены по количеству их носителей). Никто никому не запрещает обучаться любому из них.

Мир подходит к системе двуязычия, которое оказывается самым подходящим. Хорошо, если каждый человек, кроме родного языка, овладеет ещё мировым коммуникативным языком. Благодаря этому исчезли бы многие проблемы. Большинство народов Мира к этому и стремятся. От нас, небольших народов, зависит, чтобы мы использовали глобализационный языковой мост для своих целей — знакомить Мир со Словакией с помощью английского языка. Молодые люди это понимают. И это хорошо.

Что делать с «глобальной культурой»?

Из всего вышесказанного вытекает, что процесс глобализации не пройдёт мимо культуры. Ошибкой было бы думать, что в будущем отдельные культуры и цивилизации Мира будут соединяться и смешиваться. Наоборот. На основе специфического характера художественного творчества мы показали, что именно системы отдельных культур могут положительно влиять на сближение человечества и способствовать пониманию общей человеческой сущности и её ценностей.

Культурные системы при атаках извне сильно сопротивляются глобальному процессу, если он стремится вносить в них элементы, не соответствующие традициям отечественной культуры.

Из СМИ мы видим, что «глобальной культурой» считаются внешние формы и образ жизни, импортированные из США. Этому самообману поддаются не только американские СМИ, но и самые разные теоретики и практики глобализации. Надо однозначно сказать, что в случае вторжения дискотек, поп-музыки, одежды, еды, напитков, телепрограмм нельзя говорить о культуре, а лишь о специфических продуктах развлекательной промышленности. Их можно с небольшим преувеличением назвать особым видом американской субкультуры, что имеет мало общего с серьёзной американской или британской культурой.

Рыночно-маркетинговое влияние на молодёжь всех стран мира имеет действительно глобальный разрушительный характер. Этому экономически мотивированному вторжению насилия, вульгаризма, секса, наркотиков надо сопротивляться. При отсутствии другой культуры эта «субкультура» может стать доминирующей.

Дискуссия о формах защиты настоящей культуры от подобного вида «глобальной культуры» или о возможности ответного удара требует большего простора для обсуждения и действия. Из-за того, что эта борьба происходит в условиях свободного рынка, нельзя её выиграть с помощью официальных запретов. Её можно выиграть на рыночной площадке изменением поведения участников этого рынка субкультуры. Сознательный потребитель должен на основе свободного выбора сам отвергнуть покупку таких изделий «субкультуры».

Кто-то это сравнил с наркотиками. Борьба с отходами так называемой глобальной культуры зависит от воли всех нас. Надо бороться против плохих навыков. Вместо предложения зла — предложение добра. В одинаково красивой упаковке. Конечно, сказать легче, чем осуществить.

Перевод Элеоноры Буйновой и Елены Широковой


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 18.01.04 10:12