Художники России

Вильям Мейланд

Горец в Москве

Что приобретаешь в свободе, то теряешь в порядке.

Пабло Пикассо

На сетчатке глаза этого художника и, разумеется, в подсознании навсегда остались панорама гор и с раннего детства в кровь и плоть вошедшее ощущение огромного пространства и простора, звуки ветра и запах дыма из домашнего очага. Того самого дыма, который был когда-то назван поэтом «дымом отечества».

Сегодня вместо гор и далей Газали-Дибира Израилова окружают городские дома российской столицы. Характерно, что обитает он в своей полуподвальной мастерской буквально под многотонными толщами этих домов. Может быть, в силу этого контраста — горы в детстве и отрочестве и город в юности и в зрелые годы — искусство Израилова столь противоречиво и практически несоединимо в одно целое. Более того, даже такой единый вид изобразительного искусства, как живопись, и та делится у него на фигуративную и предельно реалистическую, с одной стороны, и умозрительную, наделённую тягостной эстетикой сюрреализма — с другой. В данном случае определение «тягостный сюрреализм» относится не только к конкретному творчеству нашего автора, попавшего в силовое поле огромного города. Сюрреализм тягостен в своей основе как искусство иррациональных сновидений и вязкой аморфной и зачастую подавляющей сознание пластики. Поклонники этого стиля могут привести десятки имён великих сюрреалистов, творивших в только что ушедшем в прошлое ХХ веке — Сальвадор Дали, Рене Магрит, Де Кирико Джорджо, Эрнест Макс и т.д. Но и этот список великих ничего не изменит в принципиальной природе явления, порождённого разрушительным веком мировых войн, революций, научных открытий и любых иных событий, деформирующих сознание и сердце человека.

В 1996 году в краткой автобиографической статье «Автор о себе» Израилов написал: «Меня волнуют разные темы и одна из них — война. Законы человечества находятся между моралью и аморальностью, и, к сожалению, люди за двадцать веков новой эры не смогли научиться избегать кровопролитий. Поэтому вся «агрессивная» часть моего творчества направлена против войны и диктата («Двадцатая Горгона», «Развод», «Большая голова», «Двадцатая История»... ). Но для нас важны не только и не столько словесные декларации художника, которых зритель чаще всего не знает, а собственно изобразительный ряд — картины и графические серии. Только по ним мы судим о гуманистической или антигуманистической направленности творчества.

В живописи Израилова конца 80 — начала 90-х годов «агрессивная часть» преобладает и упомянутые им четыре программные картины по пластике и образному строю мало чем отличаются от картин, которые по своему смыслу вроде бы не могут претендовать на агрессивность («Роза», «Блеск», «Индюк», «Разлом», «Бабуби», «Противление» и т.д.). Видимо, экспрессивная манера письма и рисования сама по себе обладает достаточной силой инерции, чтобы увлечь художника на «агрессивный путь самовыражения». И тут не столь важно, ЧТО он хочет изобразить. Решающим моментом оказывается, КАК он это делает.

Любопытно, что как только Израилов возвращается к сугубо дагестанской реальности («Арчи», «Мой Дагестан») или к нейтральным общечеловеческим темам мирной жизни («Цветение», «Пан», «Большая кукла», «Графия»), там сразу же все его экспрессивные вихри и линейные изломы затихают или делаются более плавными и округлыми, и только цветовое напряжение, особенно холодная часть спектра, остаётся почти всегда активным.

Я не думаю, что художник, живущий в большом городе, окончательно утрачивает способность к спокойному и гармоничному выражению своих чувств и мыслей. Подтверждением тому большинство графических произведений Израилова. Энергия обуревающих его страстей в графике ничуть не меньше. Он не считает нужным специально преподносить их в приглушенном виде. Но показательно при этом, что графика творца оказывается в конечном счете более острой из-за отсутствия открытого цвета и более тонкой разработки свето-теневых градаций. С бумагой художник взаимодействует значительно деликатней. Материал в данном случае дисциплинирует руку, и мы тоньше воспринимаем искрящуюся серебряную структуру изображения («Страсть», «Свобода», «Танец», «Король людей», «Бильярд», «Город», «Фешнн», «Столп»...), не говоря уже о сугубо реалистических спокойных пейзажах («Цунтинка», «Монсерат», многочисленные натурные рисунки, созданные в Дагестане, Средней России или за рубежом). Дело тут вовсе не в предпочтении одного вида искусства другому. Живопись и графика Израилова составляют единое поле его многоликого мироощущения. Но я при этом как профессиональный зритель не могу себе отказать в ощущении большей цельности и концентрированности, которые получаю от его автолитографий и непосредственного рисования, от их большей светоносности и орнаментальной ритмичности. Возможно, в графике проявляется какой-то своеобразный положительный атавизм этого художника, его подсознательное родовое чувство архаики, живущее в дагестанской пластике.

Согласно известной поэтической формуле Бориса Пастернака, обращенной к творческой личности («Но поражений от побед ты сам не должен отличать»), художник далеко не всегда может в процессе работы точно определить, что у него получилось, а что нет. Но полностью передоверять отбор содеянного другим или даже его величеству Времени художник тоже не вправе. Так или иначе только он сам — главный строитель своего искусства. Что из этого искусства окажется востребованным, а что нет — эту тайну действительно никто заранее открыть не может.

Израилов целеустремленно работает в очень разных областях помимо станкового искусства. Тем не менее по его собственному признанию самыми любимыми остаются живопись и графика. Почему? Видимо, потому, что в них он зависит только от себя, а не от «заказа и всех побочных обстоятельств, связанных с вкусовыми пристрастиями людей, материалами и технической стороной производства».

Выйдя из горного аула и осуществляя своё призвание, художник в Москве Газали-Дибир Израилов, к счастью, не забывает, что «место, откуда ты родом, — центр вселенной...», и добавляет тут же для себя и для всех: «Береги его». Это означает, что в его организме сохранились не только центробежные, но и центростремительные силы. Следовательно, у нас, зрителей, есть надежда на мир в его душе и творчестве, надежда на то, что гармония гор восторжествует ...

izrail8.jpg (15322 bytes)

Лицо - I. 1982. Тушь, кисть.

izrail9.jpg (13569 bytes)

Лицо - II. 1982. Тушь, кисть.

izrail2.jpg (15982 bytes)

«Город». Автолитография. 1986

izrail3.jpg (13785 bytes)

В кругу друзей. Стоят: Г. Гаджиев, М. Казиев, М. Гасангусейнов, Р. Абдулатипов, Н. Абдулгамидов, М. Толбоев. Сидят: Г.-Д. Израилов, О. Васильчикова, Х. Израилов

izrail4.jpg (13348 bytes)

Дружеская беседа в мастерской (в гостях у художника Рамазан Абдулатипов)

izrail6.jpg (20718 bytes)

Лицо - III. 1998. Тушь, перо.

izrail7.jpg (9137 bytes)

Композиция «Вечер». 1997. Тушь, перо.

izrail5.jpg (14817 bytes)

Композиция «Утро». 1997. Тушь, перо

ВЫСТАВКИ:

1975 г. «Дизайн, общество, дети». (ИКСИД). Международная выставка. Москва.
1976 г.
Молодёжная выставка. Молодёжное объединение Московского Союза художников.
1976 г. «Молодые художники в поездках по стране».
ЦК ВЛКСМ и МОСХ.
1977 г.
10-я Московская молодёжная выставка. МОСХ. Москва. СССР.
1977 г.
Юбилейная выставка московских художников. МОСХ. Москва.
1978 г.
Первая выставка графики «Зоны. Советский юг». Орджоникидзе. Махачкала. Союз художников Российской Федерации.
1978 г.
Весенняя выставка московских художников. МОСХ. Москва.
1978 г.
Осенняя выставка московских художников. МОСХ. Москва.
1978 г. «Московские художники в поездках по стране».
Союз художников СССР. Москва.
1978 г. «Союз искусства и труда».
МОСХ. Москва.
1980 г.
Московская зональная выставка — 80. МОСХ. Союз художников России.
1981 г. «Осень 1981».
МОСХ. Москва.
1982 г. «В краю белого золота».
Москва. Ташкент. МОСХ. Союз художников Узбекистана. Союз художников СССР.
1983 г.
Всесоюзная выставка «Нивы Алтая». Союз художников России. Москва. Барнаул.
1983 г.
Творческий вечер. Дом художника. Кузнецкий мост, 11. Москва.
1983 г.
Персональная выставка. Киров. Москва.
1984 г. «Земля и люди».
МОСХ. Союз художников СССР. Москва.
1984 г. «Индустрия».
Москва. Зеленоград. МОСХ. Союз художников Московской области.
1985 г.
Выставка произведений московских художников.
1986 г.
Зональная выставка московских художников.
1988г. «Интерпрайсис & Вермеер».
1992 г.
Персональная выставка. МВНПП «Нектон», МГП «Маг». Москва, в театре на Таганке.
1994 г. «Возрождение».
Москва.
1996 г.
Персональная выставка. Центральный дом художника. Москва.
1996 г. «Солнечный квадрат».
Москва.
1996 г. «Рождество в Москве».
Москва.
1996 г.
Персональная выставка. Галерея «Искусство интерьера». Москва.
1996 г.
Групповая выставка. Галерея «Русская коллекция». Москва.
1997 г.
Выставка «Искусство народов мира». Галерея «Никор». ВВЦ. Москва.
1997 г.
Выставка «300 лет дипотношений между Россией и Нидерландами». Студия им. Грекова. Москва.
1997 г. «Эстетика эротики».
Москва.
1997 г. Конкурс «Теттероде график».
1997 г. «Московский Артсалон».
1998 г. «Московский Артманеж».
1998 г. «Международный художественный салон».
ЦДХ. Москва.
1998 г.
Выставка «Эти странные животные». ZOOГалерея. Москва.
2000 г.
Выставка «Империя страсти». Галерея эротического искусства. Москва.
2000 г. «Международный художественный салон».
ЦДХ. Москва.
2001 г.
Выставка — Клуб «Творческие среды». «Автопортрет»
. ЦДХ. Москва.
2001 г.
Выставка пастели «Объединение Круг». ЦДХ. Москва.
2001 г. «Международный художественный салон».
ЦДХ. Москва.
2002 г.
Персональная выставка на ВВЦ. Москва.

В КАКИХ СОБРАНИЯХ находятся РАБОТЫ

Произведения Газали-Дибира Израилова находятся в России в музеях городов Тикси, Махачкалы, Барнаула, в художественном музее г. Ташкента, Художественном фонде СССР, Художественном фонде Москвы, Дагестанском музее искусств, Музее медицины России, в банке «Диамант», «Новикомбанке», Собрании рекламной компании Young Rubicam Europe, в фирме «Форема-кухни», Экспериментальном заводе ДСП (г.Сергиев-Посад), в международном авиационно-космическом салоне «МАКС», (г.Жуковск), Дом-музей М.Толбоева в с. Гунибе.

А также в частных собраниях в СНГ, в Прибалтике, Германии, Румынии, Болгарии, Италии, Югославии, Сирии, Швейцарии, Канаде, США, Австралии, Японии, Франции, Голландии, Испании...

СОБЫТИЯ и ДАТЫ

15 июня 1942 года на рассвете в маленьком горном ауле Кобосида (Тляротинского района Дагестанской республики России) родился ГАЗАЛИ-ДИБИР ИЗРАИЛОВ. Отец — Израил Муртазаалиев был дереворезчиком, столяром, плотником. Будучи глубоко верующим человеком Израил учил детей не только исламу, но и своему ремеслу, говорил о потребности поиска своего орнамента в прикладных формах. Мать — Газалиева Патимат — из рода Шехтебелал, который всегда являлся просветителем веры и гуманистических идеалов. Газали-Дибир родился девятым сыном в семье и с раннего детства проявлял интерес к рисованию.

Июль 1961 г. — Окончив среднюю школу-интернат, без согласия родителей по-кидает родной аул и уезжает в город. В г. Избербаше поступает в техническое училище № 2, где встречает своего лучшего друга Сефтера, оба рисуют, но вынуждены учится по специальности «помощник бурильщика».

1961 г. — По распределению приезжает в г. Южносухокумск (работает по специальности). По рекомендации местного художника поступает в заочный народный университет искусств им. Крупской в г. Москве — столице СССР. Ведёт серьёзную переписку с педагогом университета Е.И. Дорон — получает первые теоретические знания по искусству.

Ноябрь 1962 г. Призывают в Советскую Армию, служба проходит в Москве, где удаётся добиться разрешения командира части на посещение очных рисовальных классов при студии военных художников им. Грекова, а также продолжить очные консультации и учёбу в университете им. Крупской.

Октябрь 1967 г. — Работает на заводе «Компрессор» главным художником, проводит программу художественного оформления территории, дизайн интерьеров и оформление праздников.

1968 г. — Работает в рекламно-информационной мастерской станции Москва — пассажирская Казанская. Занимается линогравюрой. Родилась дочь Евгения.

Июль 1970 г. — Многократные попытки (начиная с 1966 года) поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) проваливались, но в 1970 году попытка удалась (правда, пришлось сменить факультет графики на промышленное искусство). Начались: днём — учёба, вечером — работа, ночью — творчество... Преподаёт на курсе известный профессор по архитектуре и дизайну Г.В. Крюков, полное взаимопонимание благотворно влияло на темпераментного студента, и учёба доставляла ему много радости.

1974 г. — Выступает на теоретической конференции МВХПУ (бывшее Строгановское) со студенческим рефератом на тему: «Эстетический и языковый анализ и качество перевода с аварского на русский в творчестве Расула Гамзатова». Работа опубликована.

Июнь 1975 г. — Защитил диплом на тему: «Пневматические конструкции для игр на воде».

Сентябрь 1975 г. — Впервые в Москве и Советском Союзе проводился Международный конгресс дизайнеров и на этот конгресс Всесоюзным научно-исследовательским институтом эстетики и МВХПУ (бывшее Строгановское) для представления Московской школы дизайна была выдвинута дипломная работа Газали-Дибира Израилова «Пневматические конструкции для игр на воде».

1976 г. — Преподаёт в МВХПУ (бывш. Строгановское) дизайн (промышленное искусство).

1976 г. — Вступает в молодежное объединение Московского Союза художников при Союзе художников СССР, создаёт для Дагестанского музея изобразительного искусства графическую серию «Аварская свадьба». Создаёт серию автолитографий «Моё детство». Впервые участвует в выставке молодых московских художников.

1977 г. — Участвует в выставках молодёжного объединения Московского Союза художников «Молодые художники в поездках по стране», а также участвует на Московских молодёжных и юбилейных выставках. Преподаёт в МВХПУ (бывш. Строгановское) дизайн (промышленное искусство). Появляются первые публикации о творчестве художника в средствах массовой информации.

1978 г. — Создаёт в смешанной технике серию «Северная земля». Эти пейзажи, выполненные в реалистической манере, характеризуют суровый и изысканный облик холодного северного пространства... Серия «Северная земля» являлась для автора программной работой и была выставлена в залах Союза художников для приёма в Союз художников. Художник принят с хорошей оценкой в профессиональный коллектив Москвы — Союз художников России.

С 1978 г. — Работает по творческим договорам в Комбинате графического искусства МГОХФ РСФСР.

1979 г. — Принят в члены Союза художников СССР. Работает на московском заводе «Металлодеталь», разрабатывает сувениры. Создан триптих в технике автолитографии: «Домино», «Бильярд», «Зары».

1980 г. — Работает в комбинате монументально-декоративного искусства МГОХФ РСФСР. Родился сын Камил.

Июль 1980—1996 гг. — работает в Московском комбинате диарамно-макетных и художественных работ МГОХФ РСФСР. Одновременно являлся членом художественного совета комбината.

1982 г. Поездка в Среднеазиатские республики.

Ноябрь 1983 г. — Первая персональная выставка, Москва. Групповой творческий вечер на «Кузнецком мосту — 11» (Дом художника). Москва.

Июнь 1984 г. — Начало замысла ежегодных пеших походов по административным районам Дагестана, впоследствии создана гигантская серия «Родной Дагестан». Работа эта дала масштабную энергетическую и духовную подпитку, противоречивая социальная обстановка отступает на второй план, а задачи и цели художника становятся цельными и ясными, что будет отражено в последующих летающих и тягостных композициях в живописи и графике...

1986—1988 гг. — Создана графическая серия «Стресс» — где автор исследует отношение Эго к величию пространства, где не менее важно для автора: пятно, линия, картинная плоскость и подчинение второстепенного изобразительного мотива одному целому... Важнейшим постулатом для него становится идти внутрь картинной плоскости, а не из нее на сцену. Поездка в Германию.

1987 г. — Созданы картины «Алкет», «Люди», «Цветок», «Я — сам»...

1988—1989 гг. — Завершены цикл программных живописных композиций: «Развод», «Большая голова», «Бабуби» «Двадцатая Горгона», «Мотив», «Перестройка», «Двадцатая история», — где автор проводит анализ двадцатого столетия и насколько человек смог вмонтировать себя в гармоничный мир линий и пятен природы. По рекомендации Абдулхабирова приезжает никому неизвестный тляротинец из Мурманска Рамазан Абдулатипов в мастерскую художника. Симпатии возникли сразу и началась крепкая мужская дружба, восхождение на политический олимп у Рамазана был мгновенным — через год!!!

1990 г. — Завершена первая часть рукописи афоризмов и эссе с названием «Свет белее, чем белый цвет» — начатая в 1967 году. Попытки к изданию книги не имеют успеха. Написаны картины «Стэп», «Земля и небо», «Блеск», «Биен», «Противление», «Уголкан», «Тоталит»... Человек и природа — тема вечная, но автор пытается смотреть на эту проблему через увеличительное стекло, где он получает стресс, а ему остается лишь отобразить трагедию вязкости и постоянства агрессии в человеке.

1991 г. — В числе живописных работ созданы и графические произведения, в технике литография: полиптих «Роза ветров» — («Гнездо», «Танец», «Рассвет луны», «Оргии», «Сплетни»). Телеочерки Дагестанского телевидения. Родилась внучка.

1992 г. — Персональная выставка. Москва. Публикации в изданиях «Новое дело», «Профсоюзной трибуне». Награждение медалью Палаты национальности Верховного Совета РФ. Радиоочерк Аллы Смеховой по Радио России... Завершены картины «Странствия», «Чело-Век», «Кукла», «Столп»...

1993 г. — Завершены картины «Пенза», «Разлом», «Пан», «Стеззи».

1994 г. — Публикации в журнале «Эхо Кавказа». Разработка знака и фирменного стиля для «Международного конгресса горцев», участие в нём, публикации. Создана графическая серия автолитографий — «Меч», «Проникновение», «Разборки», «Бой», «Чары». Исследование мотива агрессии и излом его генетического кода... Создан полиптих в технике автолитографий «Моя планета» («Свобода», «Фешен», «Переход», «Король людей», «Две субстанции»). Серия характерна тематическим обобщением, а ее композиционная структура соткана из противоречивых изломов и мягкой пластики...

1995—1996 гг. — Завершены картины «Индюк», «Куст». Создана графическая серия автолитографий под общим названием «Смыслы»: «Жэки», «Монтана», «Вакалам», «Гнездо—рис», «Якорь», «Опора». Много ярусные оттенки серебристого тона благоденствуют в воздушном пространстве бумаги...

1996 г. — Ретроспективная персональная выставка в шести залах Центрального дома художника, г. Москва. Публикации в средствах массовой информации: «Аргументы и факты», «Подмосковные известия», «Дагестанская правда», «Истина», «Вечерняя Москва», «Новая кавказская газета». Телевидение: РТР, 2х2 (дважды), Вести. Радио «Маяк»...

1997 г. — Иллюстрирует книгу Р.Абдулатипова «Знамение судьбы», создает макет и серию литографий, в том числе портрет Имама Шамиля: по признанию многих современников — это лучший портрет Шамиля.

1997—1998 гг. — Жизнь в российской столице меняется на 180 градусов и художник вынужден менять образ свободного художника на работу художником проектантом в фирме «Экспоконста» на Экспоцентре г. Москва. Поездка во Францию. Построен Российский павильон на промышленной выставке «Мелиполь—97» в Лебурже, Париж; двухэтажный павильон фирмы «Славнефть» на международной выставке «Нефтегаз—98», Москва...

1998 г. — Создана картина «Графия», завершён триптих живописных картин посвящённых 200-летию имама Шамиля — «Гочоб», «Возвращение», «Гоор». Созданы автолитографии «Сплетницы», «Анжелы», «Гебгута», «Кобосида», «Чадаколоб».

1998 г. — Приглашение министра национальности Российской Федерации Р.Г.Абдулатипова для работы советником по культуре в министерство художник принимает с любопытством. Проводит работу по имиджу Миннаца.

1999 г. — лауреат Московского конкурса по символике и фирменному стилю Всероссийского Выставочного центра, публикации на эту тему в ряде изданий, в том числе в журнале «Интеллектуальная собственность»...

Октябрь 1999 г. — Приглашён на работу в Государственное акционерное общество «Всероссийский Выставочный центр» на должность Главного художника. Завершены картины «Соломея», «Скол», «Большая кукла».

2000 г. — Издана книга авторских афоризмов «Свет белее, чем белый цвет». Завершены картины «Цветение», «Рост», «Придурки».

2002 г. — Год юбилейный...

Из отзывов

...Газали-Дибир Израилов — это новая звезда Кавказа, которая озаряет искусство самобытного и вместе с тем национально-философского видения мира мастера. Каждая картина Дибира — это молитва и песня, это — любовь и ненависть, но ненависть, направленная против зла и человеческого несовершенства, невежества и тоски. Каждое произведение художника — это не просто написанные картины, но и философские трактаты, которые невозможно написать, не прочувствовав свой уникальный мир, дыхание своего народа, родины и человечества...

Рамазан Абдулатипов,
вице-премьер Российского правительства.

...Творчество Газали-Дибира Израилова сравнимо с космической музыкой, музыкой Вселенной. Как мириады звёзд, произведения художника многолики, разнообразны и бесчисленны, но вместе с тем, как и космос. составляют единый живой организм. В эпоху эпатажности искусства Газали-Дибир сохранил чистоту и высокое предназначение искусства как исцелителя.

О. Гурьянова,
скульптор. 1996 г.

Кому-то надо сказать правду. Кто-то должен прожить боль, разлитую по миру. Кто, если не художник — творец, взявший на себя всё?
Пронести сквозь себя и обобщить — нелегкая задача, потому что необходимо сочетание мужества и любви, радости и мук!
У Газали-Дибира чувственно-тягостные сюжеты, где тонкий мир человеческих чувств решён изысканно и красиво. Его жёсткая и грустная мелодия, смысл которой подчас прячется за добрым взглядом, показывает Зло и Добро, смешавшись как Янь и Инь, и как бы не дают ответа на вопросы, кто мы такие. А кто может его дать? Задают ли люди себе вопрос: что хорошо, а что плохо, и кто мы такие?

Наталья Новик,
писатель, 2002 г.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Живопись"]
Дата обновления информации (Modify date): 22.12.03 16:07