Что приобретаешь в свободе, то теряешь в порядке.
На сетчатке глаза этого художника и, разумеется, в подсознании навсегда остались панорама гор и с раннего детства в кровь и плоть вошедшее ощущение огромного пространства и простора, звуки ветра и запах дыма из домашнего очага. Того самого дыма, который был когда-то назван поэтом «дымом отечества». Сегодня вместо гор и далей Газали-Дибира Израилова окружают городские дома российской столицы. Характерно, что обитает он в своей полуподвальной мастерской буквально под многотонными толщами этих домов. Может быть, в силу этого контраста — горы в детстве и отрочестве и город в юности и в зрелые годы — искусство Израилова столь противоречиво и практически несоединимо в одно целое. Более того, даже такой единый вид изобразительного искусства, как живопись, и та делится у него на фигуративную и предельно реалистическую, с одной стороны, и умозрительную, наделённую тягостной эстетикой сюрреализма — с другой. В данном случае определение «тягостный сюрреализм» относится не только к конкретному творчеству нашего автора, попавшего в силовое поле огромного города. Сюрреализм тягостен в своей основе как искусство иррациональных сновидений и вязкой аморфной и зачастую подавляющей сознание пластики. Поклонники этого стиля могут привести десятки имён великих сюрреалистов, творивших в только что ушедшем в прошлое ХХ веке — Сальвадор Дали, Рене Магрит, Де Кирико Джорджо, Эрнест Макс и т.д. Но и этот список великих ничего не изменит в принципиальной природе явления, порождённого разрушительным веком мировых войн, революций, научных открытий и любых иных событий, деформирующих сознание и сердце человека. В 1996 году в краткой автобиографической статье «Автор о себе» Израилов написал: «Меня волнуют разные темы и одна из них — война. Законы человечества находятся между моралью и аморальностью, и, к сожалению, люди за двадцать веков новой эры не смогли научиться избегать кровопролитий. Поэтому вся «агрессивная» часть моего творчества направлена против войны и диктата («Двадцатая Горгона», «Развод», «Большая голова», «Двадцатая История»... ). Но для нас важны не только и не столько словесные декларации художника, которых зритель чаще всего не знает, а собственно изобразительный ряд — картины и графические серии. Только по ним мы судим о гуманистической или антигуманистической направленности творчества. В живописи Израилова конца 80 — начала 90-х годов «агрессивная часть» преобладает и упомянутые им четыре программные картины по пластике и образному строю мало чем отличаются от картин, которые по своему смыслу вроде бы не могут претендовать на агрессивность («Роза», «Блеск», «Индюк», «Разлом», «Бабуби», «Противление» и т.д.). Видимо, экспрессивная манера письма и рисования сама по себе обладает достаточной силой инерции, чтобы увлечь художника на «агрессивный путь самовыражения». И тут не столь важно, ЧТО он хочет изобразить. Решающим моментом оказывается, КАК он это делает. Любопытно, что как только Израилов возвращается к сугубо дагестанской реальности («Арчи», «Мой Дагестан») или к нейтральным общечеловеческим темам мирной жизни («Цветение», «Пан», «Большая кукла», «Графия»), там сразу же все его экспрессивные вихри и линейные изломы затихают или делаются более плавными и округлыми, и только цветовое напряжение, особенно холодная часть спектра, остаётся почти всегда активным. Я не думаю, что художник, живущий в большом городе, окончательно утрачивает способность к спокойному и гармоничному выражению своих чувств и мыслей. Подтверждением тому большинство графических произведений Израилова. Энергия обуревающих его страстей в графике ничуть не меньше. Он не считает нужным специально преподносить их в приглушенном виде. Но показательно при этом, что графика творца оказывается в конечном счете более острой из-за отсутствия открытого цвета и более тонкой разработки свето-теневых градаций. С бумагой художник взаимодействует значительно деликатней. Материал в данном случае дисциплинирует руку, и мы тоньше воспринимаем искрящуюся серебряную структуру изображения («Страсть», «Свобода», «Танец», «Король людей», «Бильярд», «Город», «Фешнн», «Столп»...), не говоря уже о сугубо реалистических спокойных пейзажах («Цунтинка», «Монсерат», многочисленные натурные рисунки, созданные в Дагестане, Средней России или за рубежом). Дело тут вовсе не в предпочтении одного вида искусства другому. Живопись и графика Израилова составляют единое поле его многоликого мироощущения. Но я при этом как профессиональный зритель не могу себе отказать в ощущении большей цельности и концентрированности, которые получаю от его автолитографий и непосредственного рисования, от их большей светоносности и орнаментальной ритмичности. Возможно, в графике проявляется какой-то своеобразный положительный атавизм этого художника, его подсознательное родовое чувство архаики, живущее в дагестанской пластике. Согласно известной поэтической формуле Бориса Пастернака, обращенной к творческой личности («Но поражений от побед ты сам не должен отличать»), художник далеко не всегда может в процессе работы точно определить, что у него получилось, а что нет. Но полностью передоверять отбор содеянного другим или даже его величеству Времени художник тоже не вправе. Так или иначе только он сам — главный строитель своего искусства. Что из этого искусства окажется востребованным, а что нет — эту тайну действительно никто заранее открыть не может. Израилов целеустремленно работает в очень разных областях помимо станкового искусства. Тем не менее по его собственному признанию самыми любимыми остаются живопись и графика. Почему? Видимо, потому, что в них он зависит только от себя, а не от «заказа и всех побочных обстоятельств, связанных с вкусовыми пристрастиями людей, материалами и технической стороной производства». Выйдя из горного аула и осуществляя своё призвание, художник в Москве Газали-Дибир Израилов, к счастью, не забывает, что «место, откуда ты родом, — центр вселенной...», и добавляет тут же для себя и для всех: «Береги его». Это означает, что в его организме сохранились не только центробежные, но и центростремительные силы. Следовательно, у нас, зрителей, есть надежда на мир в его душе и творчестве, надежда на то, что гармония гор восторжествует ...Пабло Пикассо
Тушь, кисть.Лицо - I. 1982.
Лицо - II. 1982. Тушь, кисть.
«Город». Автолитография. 1986
В кругу друзей. Стоят: Г. Гаджиев, М. Казиев, М. Гасангусейнов, Р. Абдулатипов, Н. Абдулгамидов, М. Толбоев. Сидят: Г.-Д. Израилов, О. Васильчикова, Х. Израилов
Дружеская беседа в мастерской (в гостях у художника Рамазан Абдулатипов)
Лицо - III. 1998. Тушь, перо.
Композиция «Вечер». 1997. Тушь, перо.
ВЫСТАВКИ:Композиция «Утро». 1997. Тушь, перо
(ИКСИД). Международная выставка. Москва.1975 г. «Дизайн, общество, дети».
СОБЫТИЯ и ДАТЫПроизведения Газали-Дибира Израилова находятся в России в музеях городов Тикси, Махачкалы, Барнаула, в художественном музее г. Ташкента, Художественном фонде СССР, Художественном фонде Москвы, Дагестанском музее искусств, Музее медицины России, в банке «Диамант», «Новикомбанке», Собрании рекламной компании Young Rubicam Europe, в фирме «Форема-кухни», Экспериментальном заводе ДСП (г.Сергиев-Посад), в международном авиационно-космическом салоне «МАКС», (г.Жуковск), Дом-музей М.Толбоева в с. Гунибе.
А также в частных собраниях в СНГ, в Прибалтике, Германии, Румынии, Болгарии, Италии, Югославии, Сирии, Швейцарии, Канаде, США, Австралии, Японии, Франции, Голландии, Испании...
15 июня 1942 года на рассвете в маленьком горном ауле Кобосида (Тляротинского района Дагестанской республики России) родился ГАЗАЛИ-ДИБИР ИЗРАИЛОВ. Отец — Израил Муртазаалиев был дереворезчиком, столяром, плотником. Будучи глубоко верующим человеком Израил учил детей не только исламу, но и своему ремеслу, говорил о потребности поиска своего орнамента в прикладных формах. Мать — Газалиева Патимат — из рода Шехтебелал, который всегда являлся просветителем веры и гуманистических идеалов. Газали-Дибир родился девятым сыном в семье и с раннего детства проявлял интерес к рисованию. Июль 1961 г. — Окончив среднюю школу-интернат, без согласия родителей по-кидает родной аул и уезжает в город. В г. Избербаше поступает в техническое училище № 2, где встречает своего лучшего друга Сефтера, оба рисуют, но вынуждены учится по специальности «помощник бурильщика». 1961 г. — По распределению приезжает в г. Южносухокумск (работает по специальности). По рекомендации местного художника поступает в заочный народный университет искусств им. Крупской в г. Москве — столице СССР. Ведёт серьёзную переписку с педагогом университета Е.И. Дорон — получает первые теоретические знания по искусству. Ноябрь 1962 г. Призывают в Советскую Армию, служба проходит в Москве, где удаётся добиться разрешения командира части на посещение очных рисовальных классов при студии военных художников им. Грекова, а также продолжить очные консультации и учёбу в университете им. Крупской. Октябрь 1967 г. — Работает на заводе «Компрессор» главным художником, проводит программу художественного оформления территории, дизайн интерьеров и оформление праздников. 1968 г. — Работает в рекламно-информационной мастерской станции Москва — пассажирская Казанская. Занимается линогравюрой. Родилась дочь Евгения. Июль 1970 г. — Многократные попытки (начиная с 1966 года) поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) проваливались, но в 1970 году попытка удалась (правда, пришлось сменить факультет графики на промышленное искусство). Начались: днём — учёба, вечером — работа, ночью — творчество... Преподаёт на курсе известный профессор по архитектуре и дизайну Г.В. Крюков, полное взаимопонимание благотворно влияло на темпераментного студента, и учёба доставляла ему много радости. 1974 г. — Выступает на теоретической конференции МВХПУ (бывшее Строгановское) со студенческим рефератом на тему: «Эстетический и языковый анализ и качество перевода с аварского на русский в творчестве Расула Гамзатова». Работа опубликована. Июнь 1975 г. — Защитил диплом на тему: «Пневматические конструкции для игр на воде». Сентябрь 1975 г. — Впервые в Москве и Советском Союзе проводился Международный конгресс дизайнеров и на этот конгресс Всесоюзным научно-исследовательским институтом эстетики и МВХПУ (бывшее Строгановское) для представления Московской школы дизайна была выдвинута дипломная работа Газали-Дибира Израилова «Пневматические конструкции для игр на воде». 1976 г. — Преподаёт в МВХПУ (бывш. Строгановское) дизайн (промышленное искусство). 1976 г. — Вступает в молодежное объединение Московского Союза художников при Союзе художников СССР, создаёт для Дагестанского музея изобразительного искусства графическую серию «Аварская свадьба». Создаёт серию автолитографий «Моё детство». Впервые участвует в выставке молодых московских художников. 1977 г. — Участвует в выставках молодёжного объединения Московского Союза художников «Молодые художники в поездках по стране», а также участвует на Московских молодёжных и юбилейных выставках. Преподаёт в МВХПУ (бывш. Строгановское) дизайн (промышленное искусство). Появляются первые публикации о творчестве художника в средствах массовой информации. 1978 г. — Создаёт в смешанной технике серию «Северная земля». Эти пейзажи, выполненные в реалистической манере, характеризуют суровый и изысканный облик холодного северного пространства... Серия «Северная земля» являлась для автора программной работой и была выставлена в залах Союза художников для приёма в Союз художников. Художник принят с хорошей оценкой в профессиональный коллектив Москвы — Союз художников России. С 1978 г. — Работает по творческим договорам в Комбинате графического искусства МГОХФ РСФСР. 1979 г. — Принят в члены Союза художников СССР. Работает на московском заводе «Металлодеталь», разрабатывает сувениры. Создан триптих в технике автолитографии: «Домино», «Бильярд», «Зары». 1980 г. — Работает в комбинате монументально-декоративного искусства МГОХФ РСФСР. Родился сын Камил. Июль 1980—1996 гг. — работает в Московском комбинате диарамно-макетных и художественных работ МГОХФ РСФСР. Одновременно являлся членом художественного совета комбината. 1982 г. Поездка в Среднеазиатские республики. Ноябрь 1983 г. — Первая персональная выставка, Москва. Групповой творческий вечер на «Кузнецком мосту — 11» (Дом художника). Москва. Июнь 1984 г. — Начало замысла ежегодных пеших походов по административным районам Дагестана, впоследствии создана гигантская серия «Родной Дагестан». Работа эта дала масштабную энергетическую и духовную подпитку, противоречивая социальная обстановка отступает на второй план, а задачи и цели художника становятся цельными и ясными, что будет отражено в последующих летающих и тягостных композициях в живописи и графике... 1986—1988 гг. — Создана графическая серия «Стресс» — где автор исследует отношение Эго к величию пространства, где не менее важно для автора: пятно, линия, картинная плоскость и подчинение второстепенного изобразительного мотива одному целому... Важнейшим постулатом для него становится идти внутрь картинной плоскости, а не из нее на сцену. Поездка в Германию. 1987 г. — Созданы картины «Алкет», «Люди», «Цветок», «Я — сам»... 1988—1989 гг. — Завершены цикл программных живописных композиций: «Развод», «Большая голова», «Бабуби» «Двадцатая Горгона», «Мотив», «Перестройка», «Двадцатая история», — где автор проводит анализ двадцатого столетия и насколько человек смог вмонтировать себя в гармоничный мир линий и пятен природы. По рекомендации Абдулхабирова приезжает никому неизвестный тляротинец из Мурманска Рамазан Абдулатипов в мастерскую художника. Симпатии возникли сразу и началась крепкая мужская дружба, восхождение на политический олимп у Рамазана был мгновенным — через год!!! 1990 г. — Завершена первая часть рукописи афоризмов и эссе с названием «Свет белее, чем белый цвет» — начатая в 1967 году. Попытки к изданию книги не имеют успеха. Написаны картины «Стэп», «Земля и небо», «Блеск», «Биен», «Противление», «Уголкан», «Тоталит»... Человек и природа — тема вечная, но автор пытается смотреть на эту проблему через увеличительное стекло, где он получает стресс, а ему остается лишь отобразить трагедию вязкости и постоянства агрессии в человеке. 1991 г. — В числе живописных работ созданы и графические произведения, в технике литография: полиптих «Роза ветров» — («Гнездо», «Танец», «Рассвет луны», «Оргии», «Сплетни»). Телеочерки Дагестанского телевидения. Родилась внучка. 1992 г. — Персональная выставка. Москва. Публикации в изданиях «Новое дело», «Профсоюзной трибуне». Награждение медалью Палаты национальности Верховного Совета РФ. Радиоочерк Аллы Смеховой по Радио России... Завершены картины «Странствия», «Чело-Век», «Кукла», «Столп»... 1993 г. — Завершены картины «Пенза», «Разлом», «Пан», «Стеззи». 1994 г. — Публикации в журнале «Эхо Кавказа». Разработка знака и фирменного стиля для «Международного конгресса горцев», участие в нём, публикации. Создана графическая серия автолитографий — «Меч», «Проникновение», «Разборки», «Бой», «Чары». Исследование мотива агрессии и излом его генетического кода... Создан полиптих в технике автолитографий «Моя планета» («Свобода», «Фешен», «Переход», «Король людей», «Две субстанции»). Серия характерна тематическим обобщением, а ее композиционная структура соткана из противоречивых изломов и мягкой пластики... 1995—1996 гг. — Завершены картины «Индюк», «Куст». Создана графическая серия автолитографий под общим названием «Смыслы»: «Жэки», «Монтана», «Вакалам», «Гнездо—рис», «Якорь», «Опора». Много ярусные оттенки серебристого тона благоденствуют в воздушном пространстве бумаги... 1996 г. — Ретроспективная персональная выставка в шести залах Центрального дома художника, г. Москва. Публикации в средствах массовой информации: «Аргументы и факты», «Подмосковные известия», «Дагестанская правда», «Истина», «Вечерняя Москва», «Новая кавказская газета». Телевидение: РТР, 2х2 (дважды), Вести. Радио «Маяк»... 1997 г. — Иллюстрирует книгу Р.Абдулатипова «Знамение судьбы», создает макет и серию литографий, в том числе портрет Имама Шамиля: по признанию многих современников — это лучший портрет Шамиля. 1997—1998 гг. — Жизнь в российской столице меняется на 180 градусов и художник вынужден менять образ свободного художника на работу художником проектантом в фирме «Экспоконста» на Экспоцентре г. Москва. Поездка во Францию. Построен Российский павильон на промышленной выставке «Мелиполь—97» в Лебурже, Париж; двухэтажный павильон фирмы «Славнефть» на международной выставке «Нефтегаз—98», Москва... 1998 г. — Создана картина «Графия», завершён триптих живописных картин посвящённых 200-летию имама Шамиля — «Гочоб», «Возвращение», «Гоор». Созданы автолитографии «Сплетницы», «Анжелы», «Гебгута», «Кобосида», «Чадаколоб». 1998 г. — Приглашение министра национальности Российской Федерации Р.Г.Абдулатипова для работы советником по культуре в министерство художник принимает с любопытством. Проводит работу по имиджу Миннаца. 1999 г. — лауреат Московского конкурса по символике и фирменному стилю Всероссийского Выставочного центра, публикации на эту тему в ряде изданий, в том числе в журнале «Интеллектуальная собственность»... Октябрь 1999 г. — Приглашён на работу в Государственное акционерное общество «Всероссийский Выставочный центр» на должность Главного художника. Завершены картины «Соломея», «Скол», «Большая кукла». 2000 г. — Издана книга авторских афоризмов «Свет белее, чем белый цвет». Завершены картины «Цветение», «Рост», «Придурки». 2002 г. — Год юбилейный... Из отзывов
...Газали-Дибир Израилов — это новая звезда Кавказа, которая озаряет искусство самобытного и вместе с тем национально-философского видения мира мастера. Каждая картина Дибира — это молитва и песня, это — любовь и ненависть, но ненависть, направленная против зла и человеческого несовершенства, невежества и тоски. Каждое произведение художника — это не просто написанные картины, но и философские трактаты, которые невозможно написать, не прочувствовав свой уникальный мир, дыхание своего народа, родины и человечества...Рамазан Абдулатипов,
...Творчество Газали-Дибира Израилова сравнимо с космической музыкой, музыкой Вселенной. Как мириады звёзд, произведения художника многолики, разнообразны и бесчисленны, но вместе с тем, как и космос. составляют единый живой организм. В эпоху эпатажности искусства Газали-Дибир сохранил чистоту и высокое предназначение искусства как исцелителя.О. Гурьянова,
Наталья Новик,Кому-то надо сказать правду. Кто-то должен прожить боль, разлитую по миру. Кто, если не художник — творец, взявший на себя всё?
Пронести сквозь себя и обобщить — нелегкая задача, потому что необходимо сочетание мужества и любви, радости и мук!
У Газали-Дибира чувственно-тягостные сюжеты, где тонкий мир человеческих чувств решён изысканно и красиво. Его жёсткая и грустная мелодия, смысл которой подчас прячется за добрым взглядом, показывает Зло и Добро, смешавшись как Янь и Инь, и как бы не дают ответа на вопросы, кто мы такие. А кто может его дать? Задают ли люди себе вопрос: что хорошо, а что плохо, и кто мы такие?
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Живопись"]
Дата обновления информации (Modify
date): 22.12.03 16:07