Наши
интервью
Эдуард
Вирапян—Татьяна Михайловская
Эдуард
Вирапян. За очень короткий срок вы успели
издать 19 номеров одного из лучших российских
ежемесячных журналов о книгах «Библио-Глобус»,
собрали и выпустили своеобразный альманах
«Свои», состоящий из 29 книжечек, в который вошли
произведения современных авторов (большинство
из них писали для вашего журнала, и об их книгах
писали также в вашем журнале), работающих как в
экспериментальном, так и в традиционном
направлениях. Наконец, вы до недавнего времени
вели по пятницам Георгиевский клуб —
литературные собрания в Московском Союзе
литераторов, популярные среди писателей всех
поколений, бывшие заметным явлением в
литературной жизни Москвы. Теперь ни журнала, ни
клуба нет. Закрылись. Что было много здесь, что
было мало?
Татьяна Михайловская. В
вашем вопросе звучит прямо-таки библейская
интонация. Поэтому я отвечу вам в тон стихом из
Притчей: «Неверные весы — мерзость пред
Господом, но правильный вес угоден Ему». Но кто
определит правильный вес, много ли, мало ли
сделано? Мне кажется, я работала с утра до ночи,
но, возможно, другой достиг бы такого или даже
лучшего результата гораздо легче. Сейчас,
например, выходит изрядное количество
малотиражных и рукотворных книг, и среди них есть
очень высокого качества.
При всей
оригинальности идеи нашего альманаха в
художественном отношении нам есть на что
равняться, куда расти. Меня лично очень
интересует техническая сторона дела — бумага,
формат, конфигурация книги и т.д. Что же касается
журнала «Библио-Глобус», то у него не было
соперников. Он занимал свою нишу —
интеллигентного общедоступного, без всякого
«междусобоя», популярного журнала о книгах, и
сейчас эта ниша пуста. Георгиевский клуб
закрылся, так как выполнил свою задачу. Господи,
сколько ни сделай, всё будет мало...
Э.В. Вам,
наверное, хорошо известна ситуация с
малотиражными изданиями в России, а также за
рубежом. «Библио-Глобус» был, пожалуй,
единственным журналом, который систематически
писал о них. И вы сами собрали значительное
количество таких книг. Что здесь можно потерять,
что найти?
Т.М.
Найти здесь можно всё — новые идеи, друзей,
единомышленников, учителей, учеников,
соперников, деньги, наконец. Потерять можно всё
то же самое — ведь это ещё и бизнес, который в
России делать мало кто умеет. И я не из их числа.
Моя коллекция хранится в чемоданах и сумках, и
никому, в том числе и мне, от неё пользы нет. Да, на
смену Георгиевскому клубу должен прийти центр
поэтической книги, который предназначен для
научной и художественной работы, для творческого
общения поэтов, художников, исследователей, но я
пока не нашла подходящих условий, чтобы всё
организовать как следует. Конечно, проблема
решится, но жаль, что время уходит. Мне кажется
сейчас очень важным творческое взаимодействие
поэта и художника, когда в книге на равных
присутствуют оба начала — словесное и
вербальное. Примером такого рода изданий может
служить книга-альбом трёх авторов —
художника-графика Александра
Лаврухина, поэта Олега
Асиновского и автора каллиграфических
перевёртышей Дмитрия Авалиани. Она называется
«Плач элементарных частиц», так как в основе
метода у каждого автора лежит элементарное,
простейшее — линия, фраза, движение. Все трое
авторов, кстати, являются постоянными
участниками альманаха «Свои». Но в отличие от
альбома, который — продукт единичный,
законченный, 29 книжечек альманаха составляют
лишь первый том, второй планируем закончить к
осени 2003 года. Этот альманах построен как график:
у него две оси координат — времени и
пространства. К первому относится текст, а ко
второму сам автор, поскольку может находиться в
любой точке мира — или даже иного мира... Всё
равно он — свой, и текст его принадлежит нашему
времени.
Э.В. Что
короче: путь между читателем и писателем или путь
между писателем и издателем? На котором из них
хранятся ключи от литературы? Куда ведёт дверь,
которую они открывают, — на встречу с известными
авторами или с авторами, пока неизвестными? С кем
из них эта встреча важнее?
Т.М. «По
какой бы дороге ни шёл глупый, у него всегда
недостаёт смысла, и всякому он выскажет, что он
глуп». Этот стих Екклесиаста учит нас тому, что
всё зависит от идущего, от того, кто именно идёт.
На своём пути к читателю писатель был бы рад
миновать издателя, но реально ли это? Сегодня, как
и раньше, издатель является барьером между
писателем и читателем. Он кормится от нищеты
первого и щедрот второго, при всей своей
необходимости презираемый ими обоими. Конечно,
ключи от литературы только у писателя, и когда он
их не отдаёт, издатель гонит псевдо-, как бы-,
якобы-, пара- и так далее литературу, приучая
читателя питаться вторсырьём, пока не наступит
повальное отравление. Как сейчас.
Что
заставляет писателя хранить ключи от литературы
у себя на груди и даже не идти на встречу с
читателем? Только одно — война с издателем. В
прежние советские времена издатель был
идеологическим врагом писателя, сегодня он враг
экономический. Финансовая диктатура не слаще
политической, она также подминает под себя
эстетику, этику, поэтику... Для издателя важнее
писатель известный — на нём легче заработать,
читателю годится и тот и другой — он любопытен,
ему важно разнообразие, иначе — скука. Сама же
литература хранит нас всех... до лучших времен...
А пока из
этого клубка противоречий для себя как автора я
вижу только один выход — издавать самой, себя и
своих, для своих, так, как хочу. Начало положено —
альманах «Свои», «Плач элементарных частиц». На
очереди — книга стихов Олега
Асиновского с рисунками Б.Констриктора, проза
Андрея Тата тоже с рисунками Б.Констриктора,
серия миниатюрных поэтических книг, в том числе и
своя собственная. Сборник своих рассказов я уже
подготовила к печати, теперь пора подумать о
стихах.
Лицевая
сторона футляра для альманаха «Свои»
Э.В.
Существуют обстоятельства, при которых
создаётся коллектив авторов, и обстоятельства,
при которых он распадается. Что судьбоноснее —
первое или второе? «Библио-Глобус» был местом
встречи авторов или местом расставания?
Обложка
книги «Плач элементарных страниц»
Т.М. Всё
было очень логично — сначала встреча, потом
расставание. Время собирать камни, время
разбрасывать их... И в том и в другом случае
образуется большое количество энергии, при
встрече — созидательной, при расставании —
разрушительной. Это как термоядерный процесс,
которым нужно уметь управлять. Я заметила, что те
авторы, которые сразу приходят, сразу же и уходят,
как только предприятие закрывается. А тем, кто
долго привыкал к журналу, к моим требованиям, тем
трудно смириться с потерей.
Открытка на стихи
Б.Констриктора (рис. автора)
Э.В. Как
не удаётся прочтение души, так не удаётся
прочтение слова. Это метафора — что говорить
применительно к вам, что к изданиям и журналу,
которые вы сделали?
Открытка
на стихи Т.Михайловской
Т.М.
Применительно к моей работе подходит опять же
стих из Притчей: «Как хорошо слово ву время!». А
применительно ко мне лучше ничего не говорить —
чтобы не ошибиться.
Э.В.
Чтобы любить что-то, надо это потерять. Чтобы
что-то вернуть, надо этого не иметь. Вы умеете
терять или умеете находить?
Т.М. Я не люблю
терять и не люблю находить. Я люблю состояние
длящегося времени, которое даёт мне — здесь и
сейчас — иллюзию вечности.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify
date): 24.11.03 17:04