Информация к размышлению

Наташа Мороховичова

Психологическая служба Словакии и России в системе образования

Необходимость психологической службы в системе образования признают многие страны в Европе, и каждая прошла свой путь в развитии этой службы для взрослых и для детей. Естественно, возрастает значимость развития детской практической психологии. В Словакии (как и в бывшей Чехословакии) в 60-х годах детская психология развивалась главным образом в двух направлениях: педагогическая и возрастная психология. В 1965-м году на факультете философии в Университете Коменского в Братиславе была основана кафедра педагогической психологии, и это стало началом развития детской, школьной психологии. Можно сказать, что детская психология (дошкольная психология) в Словакии — неотъемлемая часть школьной психологии, и они составляют одно целое.

Переломным периодом явился 1990-й год, когда в Словакии была образована Ассоциация школьной психологии. В результате была разработана и утверждена совершенно новая концепция работы, направленная главным образом на развитие индивидуальных качеств и способностей ребёнка. В 1993-м году был принят Закон НР № 278/1993 о школьных учреждениях, в создании которого принимали участие представители Ассоциации школьных психологов, работники психолого-педагогических консультаций и Министерства образования. Этот закон включает в себя раздел «школьный психолог», в котором особо подчёркивается значение психологического обеспечения педагогического процесса. Это самое важное направление деятельности школьного психолога. Был принят и Устав педагогических консультаций. Данный устав гласит:

• школьный психолог должен работать в школе или в психолого-педагогической консультации;

• школьный психолог определяет уровень развития психологического процесса ребёнка (интеллектуальное развитие, эмоциональное состояние, психофизическое), решает проблемы поведения и обучения, школьной адаптации, ведёт работу с одарёнными детьми, занимается профориентацией детей;

• школьный психолог узко сотрудничает с психолого-педагогической консультацией как в решении вопросов воспитания и образования (научная работа), так и в вопросах коррекции разных психических отклонений, взаимодействуя при этом, по мере необходимости, с врачами-невропатологами и психиатрами;

• школьный психолог тесно сотрудничает с педагогическим коллективом и предлагает различные формы автотренингов для снятия психической нагрузки в процессе обучения;

• школьный психолог с помощью диагностических методов выявляет детей с психическими отклонениями и ведёт коррекционную работу с ними (только при наличии уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребёнка), при необходимости рашает вопрос перевода ребёнка в компенсирующие классы или в специальные учреждения (в таком случае помощь оказывают дефектологи). Школьный психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребёнка путём радикального коррекционного вмешательства.

Система образования на сегодняшний день стоит на пути постоянного «обновления», изучения новых методов обучения и воспитания в изменившихся социально-экономических условиях. В каждой системе образования цель одна — гармоническое развитие личности (в широком смысле слова). Сегодня этот сложный процесс невозможен без участия детских и школьных психологов. Ведь достижение этой цели влечёт за собой и преодоление, и профилактику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Сравнивая психологическую службу Словакии и России, сразу нужно подчеркнуть, что в Словакии функционирование детских психологов минимальное, хотя практика указывает на необходимость работы детского психолога в дошкольных учреждениях. Воспитатели зачастую решают непосильные проблемы. Ежедневно наблюдая за ребёнком, они предупреждают родителей и руководителя ДОУ (дошкольного учреждения) о наличии отклоняющегося развития психики. В подобных случаях они сначала направляют его к врачам-специалистам, а после этого в педагогическо-психологическую консультацию (только с согласия родителей). Зачастую убедить родителей в необходимости психологического обследования ребёнка достаточно сложно. Ведь такого ребёнка мы автоматически дифференцируем, как бы отделяем от остальных «нормальных» детей, тем самым нанося ему ещё больше вреда. У детей может возникнуть состояние тревожности, агрессии, могут появиться психосоматические реакции на сложившуюся ситуацию, которое родители ещё и усугубляют. Несвоевременное выявление и коррекция нарушений психического здоровья ребёнка приводят к последующим проблемам, разного рода психическим заболеваниям (например неврозам, клиническим формам отклонений), устранение которых иногда невозможно без вмешательства врачей-специалистов и медикаментозного лечения. Вправе ли мы непрофессиональным вмешательством решать судьбу детей, которые во всём доверяют нам, взрослым? Нельзя же превращать школу и ДОУ в лечебню, «...ибо нас в первую очередь интересует не тот ребёнок, который уже заболел, а тот, кто заболеет завтра, в том числе и по вине школы» (Е. Ямбург. «Народное образование», 2/2002 г., с. 99). Надо помнить, что «насколько школьной должна быть медицина, настолько лечебной — педагогика. Именно в этом их поле пересечения» (Е. Ямбург. «Народное образование», 2/2002 г., с. 101).

Опыт психологической службы в России доказывает необходимость внедрения детских психологов в образовательную систему дошкольных учреждений. В последние годы школы и дошкольные учреждения в Словакии перешли на самоуправление, и тем самым открылись широкие возможности для более эффективного и быстрого решения образовательных, финансовых и административных вопросов с учётом социально-экономических условий отдельных регионов и городов. Опираясь на многолетний опыт России, в Словакии сегодня, несомненно, в первую очередь необходимо обратить внимание на профессиональную подготовку детских практических психологов, которые также входят в русло общеобразовательной системы. В этой связи очень важным моментом является подготовка детского практического психолога-педагога-методиста с умением управлять дошкольным учреждением. Ведь главные задачи детского психолога — психодиагностика, психопрофилактика (обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний), психогигиена (сохраняет и укрепляет нервно-психическое здоровье), психореабилитация (восстанавливает и компенсирует нарушенные психические состояния, личностный и социальный статус) и психокоррекция — рассматриваются как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития» «Детская практическая психология» под ред. Т.Д.Марцинковской, с. 101). Именно такого рода психологи могут создавать эти оптимальные условия при решении основных задач.

Психолог в ДОУ так же, как и в школе, — существенное неотделимое звено психологической службы: «надо увидеть психолога в общей картине школьной жизни, представить его составной, неотъемлемой частью сложнейшего организма» (журнал «Народное образование» № 6/2002 г., с. 130). Мы довольно часто встречаемся с мнением, что психолог не выполняет свою роль, мешает педагогам и воспитательно-образовательному процессу в целом. Учителя неоднократно жалуются на некомпетентность, неспособность психолога оказать ребёнку своевременную психологическую помощь. Но имеет ли психолог шанс решить поставленные перед ним задачи, если, во-первых, находится вне воспитательно-образовательного процесса и школьной жизни, во-вторых, работает зачастую без поддержки педагогического коллектива (педагоги его воспринимают как контролирующее их работу звено). А в-третьих, одному психологу в одной школе (учитывая количество учеников, нуждающихся в психокоррекции) не справиться со всеми стоящими перед ним задачами. В итоге эффективность работы психолога в масштабе всей школы незначительна. Д. Журавлёв (руководитель психологической службы московской гимназии № 1516) предлагает два пути выхода из сложившейся ситуации. Либо в каждой школе создавать психологическую службу, состоящую из нескольких психологов, либо педагогической психологии заняться разработкой форм и методов работы с учителями, через которых можно повлиять и на образовательную ситуацию в целом. («Народное образование», 6/2002 г. С. 131). Необходимо определить степень и формы участия психолога в методической работе, долю педагогической деятельности в его повседневной работе (уроки психологии, замены). Нежелательно использовать так называемые «летающие рабочие силы» (особенно это касается дошкольных учреждений), которые заменяют отсутствующих по разным причинам воспитателей, учителей в образовательных учреждениях определённого района. Вот именно поэтому при профессиональной подготовке детских и школьных психологов должна учитываться и педагогическая, и методическая, и управленческая (руководящая) дееспособность, компетентность будущего психолога.

В образовательно-воспитательном процессе Словакии более пристально стал рассматриваться вопрос индивидуального подхода к детям, особенно к тем из них, которые находятся в пограничных состояниях, между нормой и патологией (эта проблема очень актуальна и в России). Таких детей нужно выявить заранее, ещё в дошкольном учреждении, чтобы избежать «школьной неуспеваемости». Но в реальной практике часто достаточно сложно правильно определить и чётко ограничить проблемное состояние ребёнка, установить границу, с одной сторны, индивидуальных различий в пределах условно возрастной нормы, с другой — некой «патологии» развития. В связи с этим перед детскими психологами стоят нелёгкие задачи. Во-первых, обратить внимание на индивидуальные особенности психического развития детей, обусловленные спецификой их мозговой организации, т.е. получить данные, которые позволят осуществлять индивидуальный подход к ребёнку в процессе обучения. Во-вторых, выявить детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике или специальной (неврологической, логопедической и др.) помощи для предотвращения перехода этих отклонений в клинические формы (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, Е.Ю. Балашова «Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников», Москва, 2001 г.).

Детский практический психолог и школьный психолог — незаменимые звенья общеобразовательной системы для достижения физического, психического, нравственного здоровья детей. Говорят: «в здоровом теле — здоровый дух», а мне хочется продолжить: «в здоровом теле школы — здоровый дух ученика», а «в здоровом теле детского садика — здоровый дух ребёнка». Ведь именно это и есть самая главная цель деятельности всех нас, психологов и педагогов. Недавно я прочитала замечательную клятву школьного психолога:

«Ступая на путь психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне. Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа и люди одарили меня как личность, предназначено для тех, кто нуждается в моей помощи.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного чтобы люди могли мне доверять.

Я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моём искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребёнке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и оберегать загадку его неповторимой индивидуальности» («Народное образование», 6/2002 г. с. 131).

А от себя я хочу лишь добавить:

«Клянусь, что уважение и любовь к ребёнку станут символом моей безграничной помощи ему!»


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 18.01.04 11:12