Из последних стихов

Леонид Рабичев

Исповедь

Пальто
Тебе семнадцать лет,
А впереди война,
И кто-то гасит свет,
И светится стена,
Как старое кино,

Великая страна,
На улице темно,
На скатерти вино,
Слова и имена
Забыл давным-давно.

Девятый класс «Боно»,
Завешено окно,
Ты в шляпке нитяной
Целуешься со мной,
Я помню только то,
Что снял с тебя пальто.

Круг
Каждый месяц — это как бы круг:
Телевизор, женщина, аптека.
Слово дурака длиннее века.
Спросит: — Это север или юг?
Говорю: — Испания, Эль Греко...

Подлая недвижимость ума,
Акции и дачные дома.
Если спросят: — Для чего цензура?
Это краска или партитура?
Или амазонка на коне?
Я не знаю, что ответить мне.

А они: не золота ли слитки?
То ли это цепи, то ли нитки,
Сверху трюм, а под водой корма?
Говорю: — Оркестр сошёл с ума,
Это скрипки в партитуре Шнитке.

Река 1998
Один, как небо, прост,
другой, как дождь, пестрит,
Один впадает в раж,
другой всю жизнь острит,
А над моим столом свет до утра горит,
А под окном река и дерево стоит.

То буква, то глагол,
то рифма, как предмет,
Но как открыть окно, и сколько надо лет,
Чтоб написать стихи, где каждая строка,
Как дерево стоит и как течёт река?

Исповедь
Фактура, рифма, идеал,
Пусть слово по земле гуляет,
Как некий знак. Уже я знал,
Что исповедь обособляет,

Что нет удачи без неё,
Что только в генах безупречность,
Что только личное, своё,
Ошибочное входит в вечность.

Небо
Сначала город, детство, школа, фронт,
Да минимум воды, крупы и хлеба,
Потом, как на картине, горизонт
Отодвигался, открывалось небо,

И поднимались жизни этажи,
Как бы соединяя всех со всеми,
И новые рождались миражи,
И новые преподносило время

Загадки, перечёркивая дни,
Казавшиеся прежде роковыми,
Чтобы склониться перед рядовыми
И вспомнить, что наделали они.

Весна
У воздуха какой-то вкус иной,
Свет с тенью, берег с берегом играет,
Весна богаче осени. Весной
Несбыточных желаний не бывает.

На жёлтый луг, на глиняный бугор
И на Оку, и лес за Велигожем,
На синих отражений их узор —
Смотреть и верить! Говорить не можем.

Вот молния в скопленьи чёрных туч,
А вот и грач — таинственная птица.
Смотреть и верить! Верить — это ключ!
Не повернёшь — и дверь не отворится.

Пятница
Два лёгких решительных шага
Разрушили душу мою.
Ты на «Мерседесе» в Чикаго,
А я у подъезда стою.
А помнишь, девятого мая,
Как спички, горят города,
Смеющихся ангелов стая
Летит неизвестно куда,
На палубе паника паник,
Темно и светло, как в Раю,
Под воду уходит «Титаник»,
Ты в центре, а я на краю.
А в пятницу ночью мне снилось,
Что я тебя встретил в Москве,
Как облачко, время клубилось,
Гамак на зелёной траве,
И сердце, как прежде, забилось,
Как прежде, рулю и пою,
Но главное что-то забылось,
А я у подъезда стою.

Любовь
Она заводит патефон,
И крутит, крутит грампластинки,
А он танцует вальс-бостон
И слёзы льёт на вечеринке.

Любовь врасплох застала их
Между воронок и ухабов,
Где красный вермут на двоих
И белая коробка крабов.

Гниёт «Победа» в гараже,
Стоят на пьедесталах танки,
В осыпавшемся блиндаже
На бочке сушатся портянки.

Метод
Святынь своеобразная гробница,
Сосуд без дна, корабль кверху дном?
Концептуальный метод счастье давит,
Из мига извлекает миф и ставит
Знак равенства между добром и злом.

И боль, и дар, а время — тра-ля-ля!
С подрезанными крылышками птица.
Сердечный жест, последняя страница.
От целого берётся единица
И извлекает корень из нуля.

Алла Белякова
Дом и больница, примус и плита,
Невежество, восторг и слепота,
Оранжевое небо, электричка.
Откуда эта рисковать привычка?
Увы! Меня охватывала нежность
И жалость, что отважна и проста.

Даль красная, зелёная вода,
Чужая дача, зимняя дорога,
Квартира и страна, семья и быт —
Всё это малость! Главное, когда
Витийствует рука по воле Бога,
И светится, и смотрит на звезду
Всё то, что не вмещается в среду.

Меж зарослей крапивы колесо.
Она писала, как Анри Руссо,
Старательно, свободно и беспечно,
Нескладно и темно, зато навечно
О счастье одиночества в саду.

Пропасти
Вижу взрывы, слышу крики
И судьбу благодарю.
Вижу женщину в тунике.
— Вы прекрасны! — говорю.

Оторвала она взгляды
От наряда своего
И спросила: — Что Вам надо?
Я ответил: — Ничего —

Это просто разговоры,
Кто-то спорит, я курю,
Вижу пропасти и горы,
Вы прекрасны! — говорю.

Предварение
Продал картину, рукопись порвал,
Разбился и три месяца в больнице,
Ушла любовь или сгорел подвал,
Вернулся и запел, подобно птице.
И заиграл, как ангел на трубе,
Как день и ночь, как рифмы на странице,
Как краска к краске, как губа к губе!
Чтобы, как Джотто или Джакометти,
Чтобы слова рождались, словно дети,
И не могли узнать себя в себе.

В этом номере журнала можно прочитать:

стихотворение Елены Широковой-Тамбовцевой (раздел «Юбилеи»), посвящённое поэту и художнику Леониду Рабичеву;
статью Л.Рабичева о художнике Виктории Шумилиной (раздел «Живопись»);
анализ поэтического творчества Л.Рабичева (раздел «Литература», статья Владимира Цивунина «Поэзия — дело седых...»).


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 09.12.03 17:03