Впечатления
от книги В.А.Утилова
«Сумерки цивилизации»

Геннадий Цуканов

Век войн и кинематографа

utilov.jpg (10865 bytes)

Известный киновед, будто опалённый «энергией заблуждения», бесстрашно и безоглядно провёл исследование западного экрана за весь ХХ век. Хотя рассмотрены и проанализированы не все известные кинорежиссёры и их картины, работа проведена поистине титаническая. Все представленные произведения — это своеобразные окна на главные болевые узлы прошедшего трагического века. Одно дело, когда читаешь и узнаёшь о войнах и других социальных катаклизмах в специальных книгах и монографиях, и совсем другое, когда все ужасы социально-этнических боен воссозданы на белом полотнище экрана зримо и выпукло, живо и жизнеподобно. Владимир Утилов с тонкой киноведческой и герменевтической тщательностью распутывает перед читателем образно-символические петли выбранных им фильмов. Несмотря на глубоко философски насыщенный текст, книга читается на одном дыхании. Пусть название и звучит немного мрачновато — «Сумерки цивилизации», — подлинная страстность надежды пронизывает работу учёного от первой страницы до последней.

Уже во «Введении» В. Утилов как бы набрасывает предварительную формулу своего исследовательского пафоса: «...кинематограф всегда пытался сказать на своём специфическом языке — что же такое Жизнь, Истина, Красота, зачем пришёл в этот мир человек и каково его место в Мироздании. В силу этого искусство кино не может не быть историософичным...» Обратим внимание, что понятие «человек» автор даёт со строчной буквы в противовес понятиям — Жизнь, Истина, Красота и Мироздание. Расшифровывать эту закавыку не будем, так как в контексте всего труда идея такого противопоставления проступает весьма отчётливо. Книгу нужно прочитать и выработать собственное мнение, а не верить слепо во всякие отжимки-выводы.

Почему работа В. Утилова заслуживает самого пристального читательского интереса? Думается, прежде всего вследствие весьма удачной и органичной интеллектуальной манифестации автора сразу в нескольких разнополюсных ипостасях: киновед, историк, философ, социолог, религиовед. Все эти сложные и многослойные научные «кирпичи» накрепко спаяны Верой: ибо отчётливо видно в тексте, что В. Утилов — человек глубоко и искренно верующий.

Я, старый и страстный киноман, вгрызаясь в сложнейшие периоды социально-историко-философски насыщенного исследования, вдруг неожиданно для себя обнаружил, что начинаю постепенно понимать во многом закрытую для русского человека поэтику западного кино, а уже через неё — лучше и глубже осознавать поэтику советского киноискусства.

Загадка. Впрочем, дадим слово автору, и дело прояснится немного.

«В американском кинематографе женщина обычно играла роль приза, награды за соответствие героя общепринятым стандартам. В советском кино она станет главным образом спутницей героя в стремлении к социальной справедливости в такой степени, что общественные идеалы отодвинут далеко назад, на второй план, её женские свойства. В немецком кино 20-х годов, обращающемуся к микрокосму личности, чтобы обнаружить здесь силы, способные преодолеть социальные законы, женщина играет совсем иную роль и мстит за несовершенство миропорядка, за исчезновение героев, за превращение личности в знак человека».

Обратим внимание на то, как глубоко скрыт критический пафос автора: он практически незаметен, хотя, безусловно, присутствует. Вот в этой тонкой тактичности проведено всё исследование от первой страницы до последней: никаких вульгарных нападок на тот или иной социальный строй, на ту или иную систему ценностей. В этой научной объективности чувствуется уважение к читателю.

Мне, вслед за В. Утиловым, тоже не хочется быть назойливым в своём отношении к его работе и переносить на будущего потенциального читателя свои пристрастия. Всякое произведение искусства, в том числе и кинофильм, можно изучать и рассматривать с совершенно различных сторон. Может возникнуть множество толкований и пониманий. В.Утилов и проводит своеобразный «ликбез» по пониманию и интерпретации серьёзного кино. Если бы он встал в позу педагога, да ещё с указкой в руках, я бы сразу отбросил «Сумерки цивилизации», но этого, к счастью, не произошло: и автор вёл свою партию как старший и опытный друг.

Но не могу не удержаться хотя бы от кусочка воинственного субъективизма: глубже всего проведён анализ двух пьес Теннеси Уильямса — «Орфей спускается в Ад» и «Трамвай Желание». Тут, я думаю, не последнюю роль сыграло громадное уважение, которое В. Утилов питал и питает к великой Вивиен Ли. Почему я делаю такой необычный вывод, пояснять не стану: для этого надо прочитать соответственные страницы «Сумерек...»

Закончу словами автора о кардинальном «сломе», который произошёл в западном кино после второй мировой войны:

«Киноискусство второй половины ХХ века уже не смотрело в будущее, оно уже не обещало рая на земле, оно уже не верило разуму и миражам социальных преобразований. Оно уже очень давно не искало ответа наверху и закономерно устремило взгляд внутрь человека. Оно должно было объяснить его поражение, и потому наконец настало время новых, биологических моделей цивилизации...

С одной стороны, конечно, исчезновение сильного и полноценного героя в искусстве можно связывать с серьёзными социальными проблемами в жизни общества. Но с другой — не стоит забывать, что только уверенное в себе общество позволяет фиксировать внимание на пороках системы или отдельной личности, полагая, что и общество, и личность в состоянии разрешить даже очень трудноразрешимые конфликты и что демонстрация попытки справиться с проблемой служит лучшей «школой» для публики».

Мудрый, тонкий и верующий автор «Сумерек...» в своём исследовании не предавался удивлению, не смеялся и не плакал над фильмами — но понимал, а вслед за ним и мы, читатели.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Кино"]
Дата обновления информации (Modify date): 22.12.03 15:58