Штрамберк
Богумир Яронек (1866 - 1933) - художник и график, основатель Валашского музея под открытым небом в Рожнове-под-Радгоштем
Но несмотря на это в Годонине уже тогда смогли создать Народный дом, место празднеств и выставок, при котором уже имеется зародыш художественного музея. Особо Риттер выделил гористую и лесную часть Моравии дальше на север — родину Богумира Яронека, талантливого художника, и его брата.Словацкий архитектор Душан Юркович. Турбаза Пекло (1909) в Моравии
В художественном и выставочном движении в Моравии в начале XX века была выделена также роль другого чудесного и живописного городка — Штрамберка, где проходили художественные празднества всего края. Вильям Риттер в своих письмах по заслугам оценил всестороннюю деятельность братьев Яронеков, направленную на развитие и сохранение моравской культуры. Он сообщал в «Аполлоне», что Яронеки уже приступили к созданию своего музея под открытым небом в Рожнове (ныне — это этнографическая гордость всей Моравии. — Е.Ф.). В ряду моравских мастеров в заметке упоминались, например, Р.Гавелка, Л.Эренгафт, А. Калвода, С. Лолек и др. К моравскому объединению Риттер причислил также югославянского художника (родом из Сплита) Э. Видовича.Богумир Яронек «Штрамберк», цветная ксилогравюра, 39,6х45,6, 1908
Анализируя штрамберкские выставки (в «Аполлоне»), Риттер приходил к выводу, что моравской культурной школе принадлежит будущее. Залогом её жизнеспособности он считал добротность и то увлечение, с каким её поддерживает народ. Риттер писал, что ещё не встречал нигде такого внешнего несоответствия между захолустной ничтожностью очаровательного милого городка и неоспоримой ценностью художественной школы, а равно и сознательным подъёмом ценителей из народа. Риттер предстаёт в своих письмах настоящим певцом чешского моравско-словацкого края. Он делал вывод, что в Моравии не умерла преемственность народного художественного творчества, и поражался тому, что такой расцвет переживает определённая плеяда художников, возглавивших целое движение. Очевидно, что Риттеру в художественной культуре рассматриваемого периода больше импонировало фольклорно-реалистическое направление, развивавшееся в этом регионе Моравии. В «Аполлоне» он наибольшее внимание уделил как раз Обществу моравских художников, глубже проникнув в творческую атмосферу Моравии, по сравнению с достижениями, например, чешских художников ведущего тогда пражского центра. Риттеру удалось сделать ряд оригинальных наблюдений и выводов (хотя порой далеко не бесспорных) об особенностях чешской и моравской культурных ветвей, а также охарактеризовать роль того или иного деятеля культуры. В целом в русских публикациях начала XX века швейцарского мецената славянских культур В.Риттера отражался их современный уровень развития, хотя не всегда были показаны новые явления художественного процесса того времени. В частности, обходилась проблема поисков выхода из рамок натуралистического реализма и сецессии на рубеже веков, хотя заметки Риттера не претендовали, естественно, на отражение во всей сложности культурных процессов рассматриваемого периода. Однако следует подчеркнуть, что именно благодаря вкладу В.Риттера со второй половины 1900-х гг. интерес русской критики к славянской культуре заметно возрос. С этого времени славянским зарубежным культурным реалиям в России стало уделяться намного большее внимание. Важным был подход к проблеме формирования и развития современных славянских культур в контексте культурного австро-венгерского и общеевропейского комплекса. Современной историографии ещё предстоит раскрыть во всей полноте российско-швейцарские связи касательно деятельности В.Риттера, направленной на поддержку и активную популяризацию в России славянских культур центрально-европейского региона начала XX века.Богумир Яронек. Второй проект Валашского музея в Рожнове-под-Радгоштем, полихромный рисунок пером, 1913
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Меценатство"]
Дата обновления информации (Modify
date): 21.05.04 17:02