Из истории меценатства

Евгений Фирсов

Творческий след в России швейцарского мецената славянских культур Вильяма Риттера

Обращение к малоизвестным оригинальным материалам рубежа веков позволяет осветить важные стороны проблемы рецепции в России культур славянских народов, когда культура играла существенную роль в их эмансипации, отчётливо акцентируя цивилизационную историко-культурную значимость славян в контексте европейского развития.

Именно на этом этапе славянские культуры преодолевали прежнее отставание и выходили на европейский уровень. В этот период общественно-культурного подъёма формировались крупные центры славянских культур, такие, как Прага, Краков, Львов, Загреб и другие менее значительные. Тогда же происходил заметный скачок институциональной сферы развития культур и рост значимых художественных памятников общественно-национального звучания.

В начале XX века немалая заслуга в деле популяризации зарубежных славянских культур в России принадлежала швейцарскому писателю, критику и меценату Вильяму Риттеру (1867—1955). Меценатом Риттер выступал, бесспорно, в отношении ряда славянских культур, прежде всего чешской, моравской и словацкой (а отчасти и польской). В.Риттер родился 31 мая 1867 года в Нойшатель в Швейцарии, жил в Монрузе близ Цюриха. Свои произведения Риттер, как правило, писал по-французски, но проживал он не только в Швейцарии и Париже, но и в Германии (в частности, в Мюнхене) и других странах. Он по-настоящему полюбил провинциальную трогательность славянских художественных центров и стал активным пропагандистом их достижений. В.Риттер поддерживал личные контакты, а также состоял в переписке со многими славянскими писателями и деятелями культуры. Особые симпатии он испытывал к Словакии и состоял в тесном личном и письменном контакте с такими словацкими деятелями культуры, как писатели С.Гурбан-Ваянский, Мартин Кукучин, художник Мартин Бенка, и многими другими. Богатое эпистолярное наследие В.Риттера в настоящее время хранится в обширных фондах архива литературы и искусства Матицы Словацкой. Известно, что В.Риттер неоднократно подолгу бывал в Словакии и других славянских землях. Два его известных романа («Словацкая девушка», 1903, и «Словацкое упрямство», 1910) написаны именно на словацкие сюжеты.

Ныне почти забыто о том, что именно благодаря стараниям и поддержке В.Риттера славянские деятели культуры, например, такие, как известные чешские художники М.Йиранек и А.Гофбауер, скульптор Л.Шалоун и др., да и не только чехи, по любезной рекомендации В.Риттера попадали в мир парижской художественной богемы. Об этом говорят сохранившиеся материалы в архиве Национальной галереи в Праге, в частности, переписка чешского художника Арношта Гофбауера. Стоит привести здесь сформулированные в своё время Гофбауером стоявшие перед тогдашней чешской художественной культурой задачи, озвученные им в речи на открытии знаменитой пражской выставки Огюста Родена в 1902 году: «Наш народ в художественном отношении ещё молод и он должен был постоянно заботиться о своеобразии развития своего искусства. Ныне можно смело, уже не опасаясь утраты собственной индивидуальности, направить свои взоры за рубеж, чтобы идти по пути прогресса... Мы убеждены в том, что выставка О.Родена будет иметь благотворное влияние на развитие всего чешского искусства»1.

1 Archiv Narodni galerie – Praha. Fond Arnoљt Hofbauer.

Заслугой В.Риттера было бесспорно то, что он внёс существенный вклад в дело формирования парижских землячеств как чешской, так и других славянских культур. Во времена, когда условия развития культуры в славянских провинциях были недостаточно благоприятными, этот вклад Риттера как мецената представляется особенно важным.

Передовые тенденции и общий подъём в развитии славянских культур в 900-е годы отражались, в частности, в ставшем ныне редкостью знаменитом художественно-критическом журнале «Аполлон». На его страницах констатировалось, что в славянских странах новое искусство (модерн или сецессия. — Е.Ф.), взяв, безусловно, многое в технике и общих взглядах у Запада, успело проявить столько самобытной фантазии и проникновения в историю эпохи, в интимные и национальные переживания, что Россия, Польша и Чехия становятся серьёзными конкурентами на международных смотрах культуры. В «Аполлоне» отмечалось, что многие славянские мастера обращают на себя больше внимания, чем все вместе взятые известные венские сецессионисты, с восторгом подчёркивая свойственные славянским мастерам сильные горящие краски (особо выделялись, например, польские мастера Яроцкий и Т.Аксентович).

Похвальная оценка в «Аполлоне» была сделана также творчеству таких талантливых чешских мастеров, как Ю.Маржак, Л.Марольд, Г.Швайгер, Ян Славичек, М.Швабинский, Й.Упрка, Ф.Билек, С.Сухарда и др. Кроме того, была высоко оценена многолетняя деятельность знаменитого чешского общества художников «Манес» и его журнала «Волне смеры», в то время как другой чешский журнал «Дило» получил более сдержанные оценки.

Углублённому восприятию славянских культур в русской среде — и прежде всего чешской, моравской и словацкой — способствовала публикация в «Аполлоне» конца 900-х гг. «Писем о славянском искусстве» Вильяма Риттера. Уже в первом из них за 1910 год содержался весьма ценный материал о съезде славянских деятелей культуры, который состоялся в октябре 1910 года в г.Пршерове в Моравии. Съезд характеризовался как подготовительный в праздновании в следующем году юбилея Грюнвальдской битвы. В цели съезда, носившего характер координационной встречи деятелей славянских культур, входило «продемонстрировать жизнеспособность славянской культуры, чтобы славянские культуры получили возможность узнавать и ценить друг друга и действовать в согласии, подобно германцам». По поводу юбилея битвы велась подготовка совместной художественной выставки. На съезде в моравском Пршерове оговаривался принцип создания жюри предстоящей выставки. Для каждой секции предполагалось собственное национальное жюри, отдельное жюри планировалось для тех, кто не примыкал ни к одному из обществ. В заметке особо подчёркивалось, что это позволит «словацким мастерам, находящимся под покровительством мадьяров, выставлять самостоятельно, потому что никогда правительство Пешта не позволит словакам образовать национальные группы или общества». В своих письмах Риттер предстаёт сторонником только ещё встававшей на ноги молодой словацкой культуры.

В.Риттер писал, что осуществление замысла подобной выставки положило бы конец ужасной разобщённости славянских национальностей вне пределов России и младшие из них могли вступить на великий путь культуры по примеру старших. Среди делегатов — деятелей славянских культур пршеровского съезда были названы поляки Коссак и Тетмайер, от южных славян — болгары Боимов, Бадев, серб Йованович, словенцы Анер и Весел, от чехов — С.Сухарда и А.Калвода, выделялись также особо моравские художники Й.Т.Блажек, Р.Гавелка, Б.Яронек, Ф.Упрка и скульптор Б.Кафка.

В анализируемом выше письме В.Риттер почему-то считал, что «чехам, считающим себя очень передовыми, в области изображения национального типа и духа славянской земли придется еще многому поучиться у русских и поляков, хотя чехи и восприняли с необычайной легкостью моды и приемы Запада». В отношении чешских мастеров В.Риттер выдвигал даже сомнительный упрек, что они «недостаточно уяснили себе свои собственные национальные черты».

В другом письме В.Риттера уделялось внимание реалиям современной словацкой культуры. Вначале автор сообщал об утрате словацкой культуры в лице Само Цамбела, управляющего канцелярии переводов на славянские языки в Будапеште. Риттер выделял труд С.Цамбела «Словацкий язык и его место среди славянских народов», изданный им в своё время на собственные средства.

Подчеркнём, что В.Риттер давал высокую оценку деятельности известного словацкого архитектора и деятеля культуры Душана Юрковича, который «много делает для открытия старинной словацкой культуры, собирает образцы деревянных построек...» В связи с Юрковичем Риттер восклицал, обращая внимание на неблагоприятные условия развития словацкой культуры: «Но что может сделать один человек, где требуется помощь целого общества, богатого и хорошо организованного, поддерживаемого всей нацией... Грустно думать, что область, населённая такой здоровой и сильной нацией, совсем заброшена художниками...»2 

2 Аполлон. 1910. № 10.

В самом конце 1910 года в «Аполлоне» появилось следующее обширное «письмо»-заметка В.Риттера, целиком посвящённая Обществу моравских художников, созданному в 1907 году в г. Годонине3  в Моравии. Риттер, как следует из ряда свидетельств, оказывал систематическую поддержку этому моравскому художественному центру, сыгравшему также существенную роль и в деле становления современной словацкой художественной культуры. В своей заметке Риттер высказал убеждение, что искусство в Моравии — одно из высоких проявлений славянской культуры, выделив моравский центр в Годонине в особое художественное направление. Автор писал: «Трудно найти в настоящее время школу, которая при такой сравнительной внешней незначительности обладала бы большей жизнеспособностью и лучшей сплочённостью в защите своей независимости. Нет искусства, которое бы прочнее основалось на самом духе народа и глубже пустило корни в питающую его почву... Пламенная вера одушевляет этих, по большей части молодых живописцев, на развитие которых неизменно влияли Йожа Упрка (художник из Гржозновой Льготы) и Богумир Яронек — живописец и гравёр из Рожнова; их произведения вытекают из подлинной жизненной потребности. Им свойственно страстное влечение к живописи, далёкое от вымученных исканий...» Риттер с воодушевлением и весьма красочно характеризовал годонинский художественной центр4 региона моравской Словакии: «Моравская школа — маленькая, но напитана восторгом жизненности, это, прежде всего, школа красок. На ней лежит общий оттенок моравского ландшафта, более радостного, чем ландшафт чешский». Между обеими школами, — заключал Риттер, — «чешской и моравской, так же как и между обеими отраслями чешско-моравского народа, наблюдается некоторое различие обликов северного и южного. Может быть, сказываются также и несовпадающие исторические устремления местностей, с одной стороны, некогда гуситских, с другой — чисто католических». Риттер даже был склонен считать, что «моравское искусство до некоторой степени составляет переход от более серьёзных и сдержанных чехов к более живым и подвижным полякам». Далее он даже выдвигал взгляд, испытывая особые симпатии к моравской школе, что «чешское искусство своими наиболее красочными и солнечными произведениями обязано живущим в Праге художникам моравского происхождения».

3 Годонин — это также родина известного чешского социолога Т.Г.Масарика, первого президента ЧСР.

4 Из современной литературы об этом см., например: Hlusicka Jiri. Ceske moderni malirstvi v moravske galerii v Brne. I. (Obdobi 1890—1919). Brno: Blok, 1984. S. 46—47.

В.Риттер охарактеризовал наиболее влиятельных мастеров моравского (годонинского) центра, отметив, что они окружены настроением местности: Упрка «живёт среди тучного плодородия прекрасно возделанной страны, население которой сохранило свои чудесные народные костюмы». Риттер подметил, что моравская школа стремится сосредоточиться вокруг «своей столицы» — хотя столь честолюбивое наименование и не вполне прилично для небольшого городка, как Годонин.

firsov1.jpg (11626 bytes)

Штрамберк

firsov2.jpg (9848 bytes)

Богумир Яронек (1866 - 1933) - художник и график, основатель Валашского музея под открытым небом в Рожнове-под-Радгоштем

firsov3.jpg (12391 bytes)

Словацкий архитектор Душан Юркович. Турбаза Пекло (1909) в Моравии

Но несмотря на это в Годонине уже тогда смогли создать Народный дом, место празднеств и выставок, при котором уже имеется зародыш художественного музея. Особо Риттер выделил гористую и лесную часть Моравии дальше на север — родину Богумира Яронека, талантливого художника, и его брата.

firsov4.jpg (17990 bytes)

Богумир Яронек «Штрамберк», цветная ксилогравюра, 39,6х45,6, 1908

В художественном и выставочном движении в Моравии в начале XX века была выделена также роль другого чудесного и живописного городка — Штрамберка, где проходили художественные празднества всего края.

Вильям Риттер в своих письмах по заслугам оценил всестороннюю деятельность братьев Яронеков, направленную на развитие и сохранение моравской культуры. Он сообщал в «Аполлоне», что Яронеки уже приступили к созданию своего музея под открытым небом в Рожнове (ныне — это этнографическая гордость всей Моравии. — Е.Ф.). В ряду моравских мастеров в заметке упоминались, например, Р.Гавелка, Л.Эренгафт, А. Калвода, С. Лолек и др. К моравскому объединению Риттер причислил также югославянского художника (родом из Сплита) Э. Видовича.

firsov5.jpg (18097 bytes)

Богумир Яронек. Второй проект Валашского музея в Рожнове-под-Радгоштем, полихромный рисунок пером, 1913

Анализируя штрамберкские выставки (в «Аполлоне»), Риттер приходил к выводу, что моравской культурной школе принадлежит будущее. Залогом её жизнеспособности он считал добротность и то увлечение, с каким её поддерживает народ. Риттер писал, что ещё не встречал нигде такого внешнего несоответствия между захолустной ничтожностью очаровательного милого городка и неоспоримой ценностью художественной школы, а равно и сознательным подъёмом ценителей из народа.

Риттер предстаёт в своих письмах настоящим певцом чешского моравско-словацкого края. Он делал вывод, что в Моравии не умерла преемственность народного художественного творчества, и поражался тому, что такой расцвет переживает определённая плеяда художников, возглавивших целое движение.

Очевидно, что Риттеру в художественной культуре рассматриваемого периода больше импонировало фольклорно-реалистическое направление, развивавшееся в этом регионе Моравии. В «Аполлоне» он наибольшее внимание уделил как раз Обществу моравских художников, глубже проникнув в творческую атмосферу Моравии, по сравнению с достижениями, например, чешских художников ведущего тогда пражского центра.

Риттеру удалось сделать ряд оригинальных наблюдений и выводов (хотя порой далеко не бесспорных) об особенностях чешской и моравской культурных ветвей, а также охарактеризовать роль того или иного деятеля культуры.

В целом в русских публикациях начала XX века швейцарского мецената славянских культур В.Риттера отражался их современный уровень развития, хотя не всегда были показаны новые явления художественного процесса того времени. В частности, обходилась проблема поисков выхода из рамок натуралистического реализма и сецессии на рубеже веков, хотя заметки Риттера не претендовали, естественно, на отражение во всей сложности культурных процессов рассматриваемого периода.

Однако следует подчеркнуть, что именно благодаря вкладу В.Риттера со второй половины 1900-х гг. интерес русской критики к славянской культуре заметно возрос. С этого времени славянским зарубежным культурным реалиям в России стало уделяться намного большее внимание. Важным был подход к проблеме формирования и развития современных славянских культур в контексте культурного австро-венгерского и общеевропейского комплекса.

Современной историографии ещё предстоит раскрыть во всей полноте российско-швейцарские связи касательно деятельности В.Риттера, направленной на поддержку и активную популяризацию в России славянских культур центрально-европейского региона начала XX века.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Меценатство"]
Дата обновления информации (Modify date): 21.05.04 17:02