После окончания гимназии Б.Грабал поступил на Юридический факультет Карлова университета (1935); прерванное германской оккупацией обучение в университете он заканчивает лишь в 1946-м. Во время войны Б.Грабал работает телеграфистом и дежурным по станции, после войны становится страховым агентом и коммивояжёром, что, как и прочие его профессии, находит отражение в его творчестве. Исходя из теории так называемой «искусственной судьбы», Б.Грабал строит свою жизнь вопреки естественному ходу вещей и создаёт предпосылки для художественно актуального творчества. С этой целью он поступает на работу на сталелитейный завод в городе Кладно. После тяжёлой травмы в 1952 году работает упаковщиком макулатуры в приёмном пункте утильсырья (до 1959-го). Позднее он переходит в театр рабочим сцены. В 1963 года Б.Грабал начинает работу в качестве профессионального писателя. После «нымбурского» периода, когда им создаётся цикл лирических стихотворений (1937—1948 — это годы дружбы с Карлом Марыском), он испытывает влияние сюрреализма, а также поэтики художественной «Группы 42», возникшей в военное время вокруг поэта Иржи Коларжа. Прозаический стиль автора складывается под воздействием чешского философа Ладислава Климы, Льюис-Фердинанда Селина, Исаака Бабеля и галичанина Бруно Шульца, а также под влиянием впечатлений, полученных на кладненском сталелитейном заводе, и от перемен, происходящих в обществе после коммунистического путча в 1948 году. Нет ничего такого, что бы не заслуживало любви, и поэтому нужно всё включать в художественное произведение. Красота скрыта везде: в ужасе, в уничтожении и в боли, а также в поломанных человеческих судьбах. Б.Грабал создаёт прозу, похожую на голый репортаж, а также тексты в духе тоталитарного реализма, новеллы, написанные в экзистенциалистском ключе, и натуралистические рассказы, в которых выступают открытые автором персонажи, рассказывающие о себе и о своём эйфорическом подходе к действительности способом, поднимающим событие до уровня легенды и мифа. Как и сюрреалисты, Б.Грабал устремляется в сферу «надреального», однако при этом он исходит из аутентичной, обычной, повседневной банальности, которая в потоке речи контрастно складывается в высказывание, приближающееся к картинам кошмара. Видения не лишены глубокого надреального философского и ритуального значения, и их носители — действующие лица, как правило, во все времена кончают на «свалке истории». Б.Грабала связывает искренняя дружба с графиком-эксперименталистом Владимиром Боудником. В 1956 году выходят библиофильские издания его «Hovoru lidi», куда входят два рассказа. Подготовленные к изданию рассказы «Skrivanci na niti» (1959) были запрещены, и первая его книга «Perlicky na dne» была опубликована только в 1963-м. После этого быстро публикуются одно за другим следующие его произведения: «Pabitele» (1964), «Tanecni hodiny pro starsi a pokrocile» (1964), «Ostre sledovane vlaky» (1965, фильм, снятый по этой книге, был в 1966 году удостоен Оскара), «Inzerat na dum, ve kterem uz nechci bydlet» (1965), «Morytaty a legendy» (1968). Книга рассуждений и разговоров «Domaci ukoly» и рассказы «Poupata» (1970) были запрещены и уничтожены пробрежневским режимом, импортированным русскими танками после 1968 года. Большинство прозаических произведений, написанных в 70—80-е годы, например: «Mestecko, kde se zastavil cas», «Nezny barbar», «Obsluhoval jsem anglickeho krale», «Prilis hlucna samota», автобиографическая трилогия «Svatby v dome», «Vita nouva», «Proluky», автор сначала публикует в издательствах за рубежом и в самиздате. В 1991 году выходит уже 18-й том критических изданий всех вариантов произведений Б.Грабала (официальных, неофициальных, неизданных). По его прозе снимается ряд фильмов и ставятся спектакли, пользующиеся успехом во всём мире. Фундаментальное произведение Б.Грабала «Prilis hlucna samota» вышло сначала нелегально в издательстве Экспедиция в 1977 году, а официально только в 1989-м (без вмешательства цензуры).Богумил Грабал родился в Жиденицах. С 1920 г. он живёт при пивоваренном заводе в городе Нымбур, где его отчим работает директором. В 1924 году к семье Грабалов присоединяется брат отца Пепин, прототип одного из ярких персонажей более зрелого литературного творчества автора.
В конце 2002 года в Москве, в Библиотеке иностранной литературы состоялся творческий вечер, посвящённый известному чешскому писателю.
Слишком шумное одиночествоТолько солнце имеет право на свои пятна.Из сборника «Шумное одиночество» (Отдел культурных и научных связей Министерства иностранных дел Чешской республики, 1997).
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Чехия"]
Дата обновления информации (Modify
date): 11.09.04 09:01