Традиции

Александр Григоренко

Главное украшение дома

Православие всегда было важной частью повседневной жизни русского человека. В последние годы, всё чаще вспоминая это, возвращаются на свои места в наших домах бережно хранимые бабушками много лет в потайных местах семейные реликвии, передававшиеся из поколения в поколение, — фамильные иконы, образа, киоты, складки, нательные кресты, оберегавшие наших прапрабабушек и прабабушек и их дома от несчастий и бывшие, одновременно, важным украшением и гордостью их домашнего очага.

Традиция домашних образов насчитывает в России несколько столетий. Ещё в XVI—XVIII веках в нашей стране не было в доме комнаты, где бы они не висели. И чем дом зажиточнее, тем больше в нем было образов. Это объяснялось отчасти тем, что в старину существовал обычай дарить родственникам и друзьям образа. Трудно сказать, каких святых встречались в домах иконы чаще. Это зависело порою от вкуса и обстоятельств жизни хозяев, но в каждом доме можно было увидеть, помимо образов Христа, несколько икон Божьей Матери, которые пользовались на Руси особенным почитанием, как то: Одигитрии-Пятницы, Богородицы милостивые, Умиления, Скорбящая. Также очень часто можно было встретить образ святого Николая Чудотворца, которого, как известно, наши предки особенно чтили.

Образа в доме ставились на полку в переднем, “красном”, углу комнаты. Причем между всеми образами на божнице, поставленными в одном углу, был один главный, стоявший посередине угла, — все другие образа располагались по важности своего содержания ближе или дальше от него. Перед иконами висели лампады и ставились восковые свечи.

Кроме образов в киотах и складней на божнице часто можно было видеть золотые, серебряные и, чаще всего, медные восьмиконечные православные кресты с распятиями — литыми или резными. Были в употреблении также золотые и серебряные круглые медали с изображениями святых на обеих сторонах. Такие медали с XIV века передавали только своим кровным родственникам: родители — детям, свекры — невесткам, брат — брату или сестре. Такие медали привешивали к образам. Помимо медалей, в отдельных домах прицепляли к образам старинные гривны, червонцы, золотые цепи, жемчужные серьги, перстни с драгоценными камнями.

Красный угол с божницей задергивался занавесом или застенком. Сверх того каждый образ поодиночке задергивался привешенным к концу его убрусцем, а внизу спускался кусок материи, называемый пеленою. Вообще у русских в домашнем устройстве был обычай укрывать и покрывать (в доме полы были покрыты коврами или дорожками, столы — скатерью, лавки — полавочками, окна — занавесками, комод, полки — салфетками). Застенки, убрусцы и пелены в праздничные дни заменялись более нарядными, чем в будни и посты. Часто к празднику, особенно в деревнях, божница украшалась вышитыми полотенцами.

В старину образа были исключительно иконописными произведениями русских мастеров-художников, написанными, в основном, на деревянных досках. По существовавшему тогда всеобщему убеждению, благодать не пребывает над тем образом, который писан человеком не православной веры. Образа писались по краскам или по золотому полю. Один образа представляли библейские картины и сюжеты, другие изображали святых — во весь рост, которые назывались стоячими, или только по грудь — оплечные. Кроме писанных по дереву, иконы вырезались на декоративном камне (халцедоне) или белой кости. Образ часто окладывался золотым или серебряным чеканным, сканым или другого вида окладом. Образа также (в окладе или без) ставились в киоты, которые были цельными или со створками, на наружной и внутренних сторонах которых писались различные изображения.

В большом распространении были складни, состоящие из нескольких икон, особенно металлические складни — со створками. На каждой створке — снаружи и изнутри — помещались изображения. Иногда на складнях вырезались или чеканились молитвенные слова: “О тебе радуется благодатная”, “Хвалите имя господне”...

Так что в каждом доме раньше были различные образа — в окладах, киотах, складнях, писанные на досках или резные по камню и кости, а также кресты с распятиями и круглые семейные медали.

Кроме множества божниц с образами во всех жилых и нежилых комнатах, у зажиточных хозяев была специальная комната, в которой образа занимали всю стену (иногда несколько), наподобие церковного иконостаса. Такие молитвенные комнаты назывались крестовыми. В них происходили домашние моления. Часто там стоял пред образами аналой со святыми книгами и просфора Пресвятой Богородицы, которой приписывали благодатную силу. На пол под образами клали крылышко для обметания пыли и губку для протирания икон. У дворян и купцов, имевших домашних священников (до реформ патриарха Никона середины XVII века), в крестовых отправляли каждодневные богослужения: заутреню, часы и вечерню.

Знатные князья и бояре, помимо крестовых, строили и свои домашние церквушки на своих усадьбах. На сегодняшний день сохранились загородные домашние церкви — в Останкине, в Архангельском. Но они заслуживают отдельного рассказа.

 ikona1.jpg (13822 bytes)

«Святая Богоматерь Смоленская»

 ikona2.jpg (12858 bytes)

«Спаситель»

 ikona3.jpg (20458 bytes)

«Святитель Николай Чудотворец»

ikona4.jpg (13007 bytes)

«Святая Богоматерь Тихвинская»


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Пласт культуры"]
Дата обновления информации (Modify date): 25.10.04 15:33