Представляем книгу

Наталия Муранска

«Фантастическая трилогия М. Булгакова»

Университет Константина Философа в Нитре — философский факультет, кафедра русистики, Нитра, 2003, 120 стр.

Под фантастической трилогией Михаила Булгакова Наталия Муранска подразумевает три фантастические рассказа: «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». В них она находит такие художественные особенности (элемент ужаса, триллера, фантастики, полифонию авторских масок, семантических сдвигов и т.д.), которые представляют собой рубеж в творчестве М.Булгакова.

Булгаков начинал свою художественную одиссею как «твёрдый реалист» («Записки юного врача», «Записки на манжетах», «Дни Турбиных» и проч.). В этих произведениях слышатся голоса его учителей — Гоголя, Достоевского, Щедрина, Толстого и др., где правда жизни превратилась в художественную правду миметического характера и стала свидетельством об эпохе и человеке, об их метаморфозах и духовных потрясениях. Контакты с мировой литературой (Гофман, По, Свифт и др.) дают о себе знать в этот период творчества М.Булгакова лишь как отдалённое эхо художественного сознания человечества. Однако эпоха великих потрясений (социальных, общественных, духовных, философских, эстетических), а также личная одиссея писателя становятся трансформатором художественных экспериментов эпохи. Активность Булгакова после приезда в Москву, его борьба за жизнь и место в литературе трансформируют его творческий метод. Его публицистика этого периода, но прежде всего «фантастическая трилогия», а также драматургия («Зойкина квартира») знаменуют собой новый этап творчества Булгакова.

В «Дьяволиаде» Булгаков изобразил «маленького человека» русской литературы и русской жизни, который в борьбе с бюрократическими кошмарами жизни кончает самоубийством. Лишь чёрт знает, что такое творится в жизни, да и он запутывается в сетях послереволюционной действительности. В «Роковых яйцах» дан образ «русской Обломовки», где путают пятое с десятым, в результате чего появляются чудовищные змеи, анаконды, которые, пожирая всё на своём пути, идут на Москву. Спасает её не социальная сила (Ворошиловская конница), а мудрость природы (крепкие морозы в августе). В «Собачьем сердце» изображён «эсперимент» по созданию (воспитанию) нового человека революционной эпохи. Эксперимент кончается неудачей. Новый человек (Шариков) становится собакоподобным человеком... В анализируемых произведениях происходят глубинные сдвиги на всех уровнях их художественных структур — начиная словом и кончая концепцией мира и человека. Миметический реализм уступает место креативному реализму.

Анализ «фантастической трилогии» М.Булгакова дан в работе Н.Муранской на срезе русской литературы и жизни первой четверти ХХ века. В главе «Словацкая борьба за фантастическую трилогию» проанализированы переводы булгаковских рассказов на словацкий язык, в которых часто нивелировались смелые семантическо-стилистические иновации, имеющиеся в оригинале.

Свою монографию Наталия Муранска считает прологом к изучению вершины творчества Михаила Булгакова — романа «Мастер и Маргарита». Глубокий литературоведческий анализ рассказов М.Булгакова словацкой исследовательницей является предпосылкой того, что столь же дотошным будет и её работа над романом «Мастер и Маргарита».

М.Письменный


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.07.08 08:38