Впечатления

Станислав Айдинян

О переводах Якова Колкера сонетов Шекспира

Сонеты Шекспира не раз переводились на русский язык, и классическим переводом в советское время признан был перевод Самуила Маршака. Переводы классиков... На переводчиков очень злился Жюль Ренар, который в приступе негодования писал в его известном «Дневнике», что — перевод, это дело бесчестных людей, которые не зная ни одного языка ни другого смело решаются заменить один язык другим... Однако то, что мы в России читаем с детства, состоит по крайней мере наполовину из переводной — с иностранной, большей частью европейской литературы.

Но есть кроме переводов стихотворений и поэтические переложения. Их порой трудно отделить от поэтического перевода, если это художественный перевод. К примеру, перевод Б.Пастернака некоторыми специалистами-языковедами классифицируется именно как переложение, ибо по точности передачи смыслов не сравнится с переводом К.Р. (Конст. Романова) или сухого порой Лозинского, а по романтическому накалу уступает Кронбергу. Однако, как бы там ни было, он увлекателен и поэтичен, что не скажешь, к примеру, об одном из его переводчиков-предшественников, М.А.Загуляеве...

Яков Колкер, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Рязанского Государственного университета, сделал, как он сам квалифицирует свою литературную работу, поэтический пересказ сонетов Шекспира: «Перевод-пересказ дает право на выражение личного отношения к поэту, на переосмысление того, о чем он писал» — не без оснований утверждает Я.Колкер.

Мне кажется, что сонеты в пересказе поэта и ученого столь поэтичны, что сверкают новообретенными гранями смыслов. Они не менее могут считаться опытами художественного перевода, чем переложениями или пересказами, не только в силу поэтичности, но и в силу той цельности, которая достигается автором, кропотливо и вдохновенно работающим над стихом. «Сонеты Шекспира» (Рязань, «Узорочье», 2005) — уже четвёртое, теперь уже полное издание.

Я.М.Колкер автор многих теоретико-литературных работ, имеющих международное значение. И в отношении сонетов он создал помимо перевода-пересказа исследование «Многоаспектное видение сонетов Шекспира», опубликованное на русском и английском языках.

Я считаю, что Я.Колкер своеобразный духовный последователь и продолжатель дела крупнейшего отечественного шекспироведа, друга А.И.Цветаевой, М.М.Морозова, который хотел перевести Гамлета подстрочно, но не смог — создал под названием подстрочного всё же художественный перевод (издан посмертно в 1954году).


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 25.07.06 16:27