Судьба

Зоя Крахмальникова

Судьба: Голгофа и надежда
(Памяти Лидии Шульгиной)

Тридцать лет назад на даче в Отдыхе, где мы жили с моей дочерью Зоей, к нам пришла писательница Нина Шульгина. Зоя скучала на даче, так же, как дочь Нины — Лида. И мы решили их познакомить. Простая и весьма обычная история. Зачем я о ней вспоминаю? — может задать мне вопрос читатель. Что я могу ответить? Только это: почти в каждой, казалось бы, обычной и ничем не примечательной встрече есть подчас глубокий смысл. Всё связано в этом мире невидимыми, таинственными и в то же время простейшими связями. Приходит время, и «клубок» ничем вроде бы не примечательных событий «распутывается» и в нём обнаруживается смысл. Тайный до поры до времени или почти явный с самого начала.

Девочки подружились. Они играли в мяч, шептались о чём-то — кто же может знать, о чём шептались наши дети тридцать лет назад? И я вряд ли стала бы так начинать свою статью, если бы только что не закончила листать — в который уже раз! — книгу «Реквием на два голоса».

Её авторы — недавно скончавшаяся художница Лидия Шульгина и поэт Михаил Фридман — её отец.

Это уникальный альбом: в нём сочетаются художество и слово. В этот альбом с рисунками, репродукциями картин вошли письма Лиды (уехавшей в 1996 году из России в Германию с выставкой своих работ, внезапно тяжело заболевшей и оставшейся лечиться в Германии), вошли рисунки её сына, стихи и письма отца Лиды, поэта Михаила Фридмана.

«Реквием» начинается его обращением к Лиде: «Доченька родная... Как мало времени тебе было отпущено, как много ты успела сделать...»

Лида украшала своими чудесными рисунками детские книги (их более тридцати). Они стали желанным даром для детей не только в России, но и в Польше, Чехии, Финляндии, Японии. В 1992 году Лида была отмечена премией «За лучшую книгу года». Как истинная праведница в искусстве, она дарила людям высокие образцы вдохновенного труда. Какой наградой были для родителей вести о том, что работы дочери стали собственностью Государственной Третьяковской галереи и многих других музеев и собраний!

Уже в девятнадцать лет Лида стала участницей большой выставки. Это было начало. За ним последовали выставки в России, Германии, Финляндии, Израиле, Франции, Норвегии, Италии, Польше, Чехии, США. Она была принята в Союз художников России, затем Германии, стала членом Международной Ассоциации художников.

В Германии Лидия Шульгина была удостоена стипендии округа Пинненберг, а затем премии округа Бамберг за представленную на Международной художественной выставке скульптуру «Несение креста».

Блестящая карьера, столь редкая для молодых художников, скульпторов и писателей. Что же стало причиной такой удачи? Редкая работоспособность? Талант? Ответ на запросы времени? Не только.

Отъезд из России на чужбину обострил, думаю я, чувство ответственности. Перед кем? Ответа на этот вопрос у меня нет. Есть только надежда.

Надежда на то, что Бог открыл в Лиде «чувство Бога». Чувство Его сиюминутного и вечного пребывания — в мире, в человеке, в рисунке, если рисунок связан с твоей молитвой... С любовью к Богу и миру.

Бог есть любовь. Это известно из Евангелия. И в том мире, где воцаряется любовь, непременно есть место для Бога.

Итак, «свой сказочный мир» предстаёт в книге «Реквием на два голоса» в рисунках к детским книгам. Рисунки зверушек и человечков трогательны, забавны, их непременно должны полюбить дети. Это — мир добра, радости и доверия. «Мир детства» — так называется первый раздел «Реквиема».

Но вот в эту симфонию «врывается» главная тема. Тема Голгофы. Второй раздел назывется «Голгофа Ветхого Завета». Эту тему открывает отец Лиды. «Я никогда, — пишет он, обращаясь к безвременно ушедшей дочери, — и словом не обмолвился о наших еврейских корнях. Время смыкало наши челюсти, страх за твою будущность припечатывал уста. Тем поразительнее, что сквозь моё молчание до тебя проросли голоса и лики предков, стоны их нескончаемой Голгофы. Мыслимо ли более потрясающее доказательство нашей духовной слитности, чем образы твоих патриархов на листах, холстах, чем твои бесчисленные изображения исхода еврейских толп в никому не ведомую даль?»

И в самом деле, в рисунках Лиды мы видим не только фигуры библейских героев, таких, как Иаков и Рахиль, но группы и толпы тех, кто «наполняет» Голгофу Ветхого Завета, Голгофу Библии. Вот — «изгнанники из рая», выполненные тушью и пером. Разрозненые фигурки, лежащие на голой земле и под деревьями. Библейский мир, книга Бытия, изображённая в символических миниатюрах. А вот — написанная тушью и пером «Моя семья». Гонимый народ Израиля: пророки, мужские и женские фигуры, дети. Они бездомны, они в пути; одни из них куда-то движутся, к какой-то неведомой цели, другие, уставшие от исхода, от бегства, лежат на земле. Куда они идут, «остановившись» на Лидином листе, чтобы предстать перед нами, что ищут? Землю обетования?

Картина «Дети Каина». Разрозненными группками или поодиночке располагаются они на поверхности листа. Дети Каина несут проклятие, они безобразны, одиноки; такими предстанут взору Всевышнего люди, оставшиеся в живых после мировой катастрофы. Они потеряли «образ и подобие» Бога, дарованные Творцом.

В «Тайной вечере», написанной через два года после «Детей Каина», чувствуется «мирный дух», мы видим застолье внизу листа, а наверху — толпу, собравшуюся вокруг проповедника. Рисунки, конечно же, условны, символичны, фигуры людей — в движении, они живут в разноплановых сюжетах.

Дальше — написанная тоже в 1994 году и тоже тушью и пером «Стена плача». Горестные лица, искажённые болью, собраны вокруг центральной Фигуры, выражающей скорбь... И вслед за этим вновь «Стена плача».

Тема не завершена, она не может стать завершённой ни в сознании человечества, ни на полотнах и в рисунках художников. Голгофа Ветхого Завета. К этой теме Лидия Шульгина возвращается снова в 1995 году.

За этим циклом в «Реквиеме» идут стихи Михаила Фридмана:

Чем оправдаешь бренный прах? —
Спросил Харон с улыбкой стылой.
И дочь ответила в слезах:
«Я предков сон овеществила!»

И ещё стихи Лидиного отца:

Разве мы с тобою не едины?
Разве не при мне в тебе росла
Юности загадка голубиной,
Зрелости Сизифова скала?

Разве в тайных сумерках не с нами
Говорит, жалея и любя,
Образ мамы, добрыми богами
Миру возвращённый чрез тебя?

Как сложилась эта общность видения мира в родителях и их дочери, кто соединил их мысли и сердца?

Рисунки Лиды, отрывки из её писем отвечают недвусмысленно на этот вопрос. Бог одарил их единством, одарил творчеством, духовной близостью и, что так редко и так дорого бывает в наших семьях, пониманием цели и сущности бытия в этом мире. Лида постигала эту суть в философском творчестве. Я называю его философским не случайно — она рисовала не только иллюстрации ко множеству детских книг, она избрала для себя труднейщую задачу выразить смыслы бытия в причастности человека — будь он художником, писателем или мастером другой профессии — к Творцу всего сущего, всего, возникающего ежеминутно в нашем дольнем мире. Мир этот дышит Богом, знает об этом кто-либо из нас или нет — неважно. Если Богу угодно, приходит момент, минута, час, и человек открывает смысл существования, заключающийся в образе и подобии Богу, открывает, переживая свою Голгофу, которая побуждает его искать путь, истину и жизнь для воскресения.

«Реквием на два голоса» — многоплановая симфония, и в ней есть главная тема — тема Голгофы. Не только Голгофы Спасителя, но и Голгофы народа и личности.

Голгофа — путь к воскресению. Трагический путь, но в том, кто идёт этим путём, надеясь на Бога, созревает жажда воскресения...

Уходя из мира, Лида Шульгина приумножила полученный от Бога дар, бесценный дар веры. Именно вера помогла ей держать в руках перо, кисть, создавать скульптуры. Она умела одаривать верой и любовью к своим персонажам, к скульптурам ангелов и святых. И соавтор Лиды, её отец Михаил Фридман завершает «Реквием» надеждой:

Да возвратит к земному аналою
Тебя свет жертв,
изваянных тобою,
И пусть в молебный час,
в неделю ли Страстную
Придёт и мой Спаситель —
с тобою одесную.

krahmal1.jpg (7002 bytes)     krahmal2.jpg (6740 bytes)    krahmal3.jpg (7961 bytes)

Лидия Шульгина. Иллюстрации к испанским сказкам

krahmal4.jpg (41437 bytes)

Книга Лидии Шульгиной (текст и иллюстрации)

krahmal5.jpg (24491 bytes)

Обложка книги Сергея Козлова о приключениях Ёжика (Прага, «ALBATROS», 1985), оформленная Лидией Шульгиной

krahmal6.jpg (21952 bytes)

Лидия Шульгина. «Радуйся, мать, о детях своих». Тушь, перо. 36х24. 1993

krahmal7.jpg (28179 bytes)

Лидия Шульгина. «Тайная вечеря». Тушь, перо. 36х24. 1995

krahmal8.jpg (19008 bytes)    krahmal9.jpg (16644 bytes)

Лидия Шульгина. Из цикла «Голоса». Рельефы из бумаги. 1999—2000


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Судьба"]
Дата обновления информации (Modify date): 11.05.06 16:07