Художники Словакии
Йозеф
Лацкович
(Банска Штявница)
Родился 25 марта 1921 в Юре при Братиславе. В 1941—1946 учился в Словацком политехническом институте в Братиславе, специальность сельское хозяйство и лесоводство. После окончания высшей школы он работал в Братиславе, Малацках и в Банской Штявнице, где в 1955—1980 гг. преподавал в лесном техникуме. Кроме педагогической работы он с 50-х годов пишет картины, живопись стала его жизненным хобби и любовью. На его работы повлияли видные штявницкие живописцы — Й. Аугуста, Э.Гверк и Й.Коллар, которые талантливого молодого человека обучали мастерству. Но Лацкович ищет свой собственный путь, оригинальную рукопись, именно в 70-е годы, когда начали в Словакии признавать и акцептовать наивное искусство. Сегодня Лацкович считается одним из основоположников словацкого наивного искусства. Тематика его полотен — работа виноделов (его родной город — известный виноградарский район), шахтёров, лесников и охотников.
Автор написал более 300 картин, которые находятся не только в словацких музеях и галереях, но и за границей. Был участнрком более 20 выставок. Йозеф Лацкович изображает свет, о котором он мечтвет, свет полный человеческого счастья, семейной гармонии, любви и взаимопонимания. Его картины отличаются документальной верностью, применением древних технологий, свежестью красок и юмором.
Иозеф Лацкович вспоминает в книге Genius loci/ X line, s.r.o. Bratislava 2000/, написанной его дочерью Марией Челковой:
Как работаю? Тяжело, но с любовью. Сначала родится мысль, работает фантазия. Тему я ношу долго в голове. Думаю, как её реализовать.
Роден сказал: «Искусство — это развитие духа». Потом следуют практические шаги: приобретаю полотно, картон, сам всё устанавливаю на раму. Листаю книги, открытки. У меня сотни вырезок из журналов и календарей. Ищу: нет ли у мировых мастеров похожей темы. Я делаю несколько эскизов карандашом, иногда и тридцать вариантов. Некоторое время всё оставляю в голове. У меня разработано всегла несколько картин. После этого я выбираю самый подходящий вариант и рисую его на полотне углём. Если я доволен, я его рисую синей краской. Она 1—2 часа сохнет и потом я начинаю писать. Я пишу картины медленно. В настоящее время за 3—4 месяца одну картину. Некоторые большие картины с большим количеством персонажей я рисовал год, как например, «Большой Саламандер», где около 300 лиц, или «Вид на Братиславу». Годами убывают силы, и зрение уже не так служит. Но я всегда работаю педантично, соблюдаю цветовую линию, не облегчаю себе работу. Я просто такой — педантичный, точный...
Русское меньшинство. С инженером Герасименко я учился в вузе в 1941—1946 гг. Он работал в НИИ лесоводства в Габчикове. Его, к сожалению, уже нет, но минимум два раза в год мы встречались. В Полномочном Правительстве лесов (государственное учреждение в Словакиии, существовавшее до 1960 года, по функциям соответствовало министерству) я сидел в одном кабинете с инженером Пивоваровым. Позже он работал на Лесном заводе в Партизанском-Бойницах. Это был образованный и культурный человек. В Отделе заботы о горных потоках работал и инженер Фетисов. По всей Словакии проходило регулирование горных потоков, чтобы предотвратить их уничтожающее действие. На многих местах работали инженеры-лесники из России. Это были хорошие специалисты, образованные люди. Благодаря их рассказам, я много узнал о жизни в бывшем Советском Союзе.
В Банской Штиавнице я познакомился с инженерами Пискунем и Сергеем Протопоповым, живописцем и фотографом, который учился в Академии художеств в Праге. В лесном техникуме он работал фотографом. Сделал сотни документальных фотографий в Школьных лесах, которые служили учебными пособиями для наших учеников. Они висели на стенах класов и кабинетов. Протопопов был признанным фотографом. Я помню его прекрасные панорамные фотографии, которые украшали городскую ратушу, Бюро путешествий, школы, Центр культуры. Протопопов умел находить необычный вид на доминанты города, помню его зимние пейзажи. А это тоже искусство. Картин написал мало, из-за материального недостатка он больше занимался фотографией.
И меня были отличные преподаватели русского происхождения в вузе. Ботанику преподавал проф. Брижицкий, зоологию проф. Новиков, геологию проф. Андрусов.
И что я хочу, наконец, сказать. В жизни я встречался с людьми разных национальностей, профессий, вероисповеданий. Ко всем я относился хорошо, хотя мы тогда не знали слова «толерантность». Никто тогда не возвышался над другим, не оскорблял другого.
Все упомянутые господа были интеллигентными людьми и хорошими специалистами.
«Рождественское колядование в Банской Штявнице». 1991 Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)
«Праздник шахтёров “Шахтаг”» Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)
«Защитите Банску Штявницу». 1988. Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)
«Банска Штявница зимой». 1988. Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)
Перевод Элеоноры Буйновой
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 20.06.06 09:30