Художники Словакии

Эва Луптакова

Мария Медвецка
(1914—1987)

Произведения Марии Медвецкой являются рассказом художника о пережитом в эпоху социализма, свидетельством бурных перемен в Оравском крае, но вместе с тем и отражением вечного неизменного ритма человеческой жизни и перемены времён года.

Детство – материнство – старость.

Ежегодное рыхление весенней земли, сев, осенняя вспашка и исключительная атмосфера, когда земля даёт свои плоды, снежное одеяло и пробуждающаяся земля перед началом весны – таковы главные моменты вечного круговорота, который повторяется в жизни человека и природы. Глубокое единство художницы с этим ритмом вынуждает её снова и снова возвращаться к этим темам, потому что в них она неизменно находит нечто удивительное, что волнует её с постоянно новой интенсивностью. В цикл вечных возвращений, как клинья, всажены сильные импульсы, которые приносит жизнь, и так возникают картины, которые художница не может не создать. Зачастую ими становятся события или оставившие сильные впечатления встречи с людьми («Женщина с петухом», «Зазривка», «Возвращение с поля»).

Не прост путь возникновения этих картин. Вечный поиск и стремление к новым темам отражают беспокойную душу творца. Всё это не даёт Медвецкой прибегать к испытанным техническим приёмам, спокойному рутинёрству, заставляет её экспериментировать.

Ядром творчества Марии Медвецкой является её живопись. В технике живописи трудно сказать нечто новое, но как раз она стала для Медвецкой предметом постоянного поиска. Жизненная дилемма Медвецкой возникает из противоречия между необходимой систематичностью и художественным темпераментом. Медвецка, со своей взрывной нетерпеливой натурой, подвергнутая постоянно новым впечатлениям, не возвращается к начатым картинам, а если возвращается, то далеко не сразу. Проходят годы, а то и десятилетия. В результате этих длинных перерывов лишь часть картин сохранила первоначальную концепцию, и картины предстают перед нами в «законченном» виде. Во время завершения работы над некоторыми картинами зачастую мгновенно возникшая идея неожиданно меняет содержание. Довольно сложная ситуация наступает во время окончания работы над картиной в тех случаях, когда «технические» возвращения перемежаются с возвращениями к повторяемым темам.

Историк искусства, перед которым стоит задача однозначного определения времени возникновения картины, должен пускаться в сложные предположения о времени возникновения картины. Иногда получается, что художница работала над картиной несколько десятилетий. К таким картинам принадлежит «Вечер в поле» и «Ветер на стерне». Изначальным импульсом картины «Ветер на стерне» была фигура типичного оравского сорванца, который бегал со своим бумажным змеем босиком. Именно сложность технических приёмов имела следствием то обстоятельство, что за время работы над картиной сорванец переменился в юношу, и картина осталась незаконченной. Она стала одной из многих работ, к которым Медвецка уже не возвращалась («Отдых», «Хоккеист», «Молодой пчеловод» и цикл изображений оравских женщин).

Старая теория искусств исходила из обычных категорий возникновения картины. Создалась некая номенклатура и классификация отдельных стадий: карандашный набросок, рисунок, карандашный этюд, этюд в цвете, этюд красками. Всё это считалось подготовкой к заключительной работе над картиной.

Произведения Марии Медвецкой, за малыми исключениями, невозможно разложить на указанные категории. Уже рисунок у художницы выглядит как самостоятельная дисциплина, способная существовать даже вне контекста творчества.

«Рисую то, что нельзя сказать маслом, а маслом пишу то, что нельзя выразить рисунком».

Художник – тоже человек, и не всё, что он хочет сказать, высказано им до конца.

Перевод со словацкого М.Письменного.

medvecka1.jpg (17338 bytes)

«На краю деревни». 1980

medvecka2.jpg (20383 bytes)

«Мой пёсик». 1979—1981

medvecka3.jpg (15453 bytes)

«Чёрные кони I». 1984


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 13.06.06 16:48