Nota Bene

Михаил Письменный

Представляем книгу: Зденька Калницка «Магия воды и женщины»
(Калуга, 2004 г., 168 стр.)

pismeny.jpg (14123 bytes)

Несмотря на сегодняшнее обилие самой разной философской литературы на русском языке, оригинальных работ, рассматривающих современное изобразительное искусство с точки зрения феминизма, нужно признаться, совсем мало, если не сказать — нет вовсе. Уже только поэтому, даже без учёта разных других высоких достоинств, книга чешского учёного Зденьки Калницкой «Магия воды и женщины», вышедшая на русском языке, кажется заметным явлением. Острый философский анализ, предпринятый автором, смело проникает в самую суть человеческого бытия в его историческом развитии. Он охватывает круговорот рождения и смерти, вопросы отношений между полами и многие другие стороны человеческого существования, куда редко заглядывает, словно страшится этого, слово поэтическое, куда едва дотягивается музыка... и лишь изобразительное искусство, к нашему глубочайшему удивлению, оказывается намного отважнее музыки и поэзии.

Перевод на русский язык работы Зденьки Калницкой — это уже второй выход в свет этой книги. Первым считается чешское издание, но его основу составляет статья «Вода», вышедшая на английском языке в коллективном труде «Эстетика четырёх стихий: земля, вода, огонь, воздух».

С первых же страниц автор раскрывает нам издревле наблюдаемую аналогию свойств водной и женской стихий. Жизнь возникла в воде, и человеческий зародыш начинает жить в околоплодной воде в теле матери. Вода может быть питательной средой, но в ней легко также погибнуть. Круговорот воды в природе становится символом рождения и умирания. Вода гомогенна и бесформенна, а потому в своих проявлениях многолика и непредсказуема, как и женщина. В этих первичных сопоставлениях уже кроется основа для множества ассоциаций, связавших в человеческой фантазии стихию воды и женщины. Мать обеспечивает продолжение человеческого рода, но вместе с тем способна лишить жизни, ибо рождение всегда понималось в единстве с умиранием. В Матери всё возникает, но в ней же всё исчезает. «В пределах этого единого принципа, — пишет Зденька Калницка, — возникали полярности (жизни и смерти, женского и мужского), но то были полярности самой Матери, полярности внутри единого. Их судьба раздвоилась позже на два самостоятельных представления».

Женщина, вода и жизнь, как пишет автор, в средние века попали в подчинённое положение к духу и мужчине. В этой эпохе происходит реинтерпретация воды как метафоры духа. Такое раздвоение повлекло за собой переоценку ценностей. Если в догреческой мифологии Мать понимается позитивно, то в греческой философии позитивным считается уже мужской элемент, а женское начало приобретает негативное толкование. Ценность женщины выводится из идеала, представленного мужчиной. Так возникает иерархия между мужским и женским началом.

Европейские женщины с течением времени начали сопротивляться такому положению и стремиться к самоопределению. Проблематика женской идентичности решается в наши дни самими женщинами-философами. «Кажется, что эти женщины-философы... понимают женскую идентичность как «пример», до которого необходимо развить также идентичность мужскую в качестве парадигмы возникновения нового субъекта: текучего, флексибильного, в определённом смысле андрогенного, множественного, творческого», — пишет Зденька Калницка.

Книга Зденьки Калницкой располагает к серьёзным размышлениям на эту тему. Последовательно в духе ясно осознаваемой женской методологии, которую могут характеризовать текучесть и флексибильность, автор не даёт готовые ответы на все вопросы, но предлагает задуматься и поспорить.

При чтении этой книги особенно остро чувствуешь, как сильно сегодня меняется время. Оно меняется не в смысле технических достижений, как это было в прошлых столетиях, но в своей коренной сути, в духовной и плотской основе. Такого в человеческой истории не бывало, пожалуй, со времён перемены матриархата в патриархат. Это обстоятельство делает работу Зденьки Калницкой в высшей степени необходимой нашему читателю, которому в вихре российских событий вряд ли сегодня есть дело до философских тонкостей, связанных с женской идентичностью. Но, если мы наравне со всем цивилизованным миром не включимся в этот разговор со своими заботами и идеями, со своим русским жизненным опытом, мир не учтёт нас, не примет нас во внимание, не приспособится к нам. И потом, когда весь европейский мир незаметно от нас перейдёт уже в другую бытовую реальность, мы будем вынуждены воспринимать и перенимать её в готовом виде, переделывая под эту реальность себя самих, ломая себя, серчая и крича на весь мир, что нас уродуют и заставляют приспосабливаться. Ведь так в нашей истории было всегда или довольно часто.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Чехия"]
Дата обновления информации (Modify date): 03.06.06 16:07