Ольга Ройтенберг
«Неужели
кто-то вспомнил, что мы были...»
(Из художественной жизни. 1925 — 1935)
М., «Галарт», 2004. Тираж 1200 экз. ББК 85143(2)7 Р58
Составители: Т.И.Кононенко, И.А.Никифорова, В.Н.Шалабаева
Редакторы: Н.Н.Дубовицкая,] Г.П.Конечна
Дизайн: Е.Н.Семенов
Компьютерная верстка: А.А.Замуруев
Фотографы: В.Л.Боруцкий, Ю.Г.Григоров, B.C.Земский, В.Г.Кравчук, Н.У.Лемберг, О.Ю.Маликов, С.А.ТартаковскийИздание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации
Организаторы проекта благодарны за содействие в издании книги:
Ассоциации искусствоведов (АИС)
Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Государственной Третьяковской галерее
Содержание
От
составителей
8
Об авторе книги
9
Анатолий Кантор. Памяти Ольги Ройтенберг
10
Вера Шалабаева. О моем друге
11
Галина Елыиевская. Групповой портрет с
героями 17
От автора
19
Глава 1. Так начиналось
23
Глава 2. Шум времени
55
Глава 3. Биография поколения
105
Глава 4. Учителя и ученики
139
Глава 5. Правда факта и правда поэзии
185
Глава 6. «Я» и «Мы»
229
Глава 7. Судьба плеяды
285
Глава 8. Продолжение следует...
313
Контуры портретов
343
Биографии с комментариями
443
Приложение
Дополнительные сведения о художниках плеяды
488
Список иллюстраций
520
Список сокращений
532
Именной указатель
536
Издания этой книги мы ждали, содействовали, как могли, писали об этом проекте (журнал «Меценат и Мир» № 11-12-13, 1-я и 4-я стр. обложки) и очень рады, что бесценный труд Ольги Ройтенберг увидел свет. Мы благодарны Татьяне Кононенко за реализацию мечты автора.
Издание монографии «Неужели кто-то вспомнил, что мы были...», задержавшееся на два десятилетия, - дань памяти и уважения исследователю, историку, искусствоведу Ольге Осиповне Ройтенберг.
В конце 60-х, когда автор приступила к сбору материала для книги, и вплоть до конца 80-х о подлинной картине художественной жизни 1920-1930-х годов было написано мало. Исключив из этого списка труды о советской «официальной» художественной жизни, можно назвать книги В.И.Костина («Среди художников» и «ОСТ»), М.А.Немировской («Художники группы “Тринадцать”»), более позднее исследование А.И.Морозова «Конец утопии», а также ряд монографий о некоторых крупных «неофициальных» мастерах того времени. Лишь в 90-е годы возникнет целый вал публикаций по русскому авангарду. К тому времени книга О.Ройтенберг была уже подготовлена.
Образ истории искусства 20-30-х годов, представленный в этой книге, и сегодня выглядит непривычно и по-новому. Собранный автором материал убедительно показывает, что советскому «официозу» противостоял в те годы не только «авангард» в его «ниспровергающем и нефигуративном»пони-мании. Была и другая сила - творчество молодых художников, в основном учившихся во Вхутемасе-Вхутеине и воспринявших от своих учителей традиции высокой живописной культуры. Художники этой «плеяды» (так называла Ольга Осиповна «своих» художников, в том смысле, в котором они составляли некую художественно-мировоззренческую общность) оказались несправедливо забытыми и невостребованными, в общем-то до сих пор. Таким образом, даже на фоне уже известного книга Ройтенберг вводит в историю русского искусства новое коллективное действующее лицо, тем самым, по-новому её структурируя.
Несомненная ценность и уникальность этой работы не только в масштабности замысла, но и в обезоруживающей преданности автора идеалам «плеяды», в особой погружённости в материал, в судьбу своих героев.
Книга состоит из трёх разделов. Первый, включающий восемь глав, представляет собой совокупный «портрет» поколения плеяды и художественного процесса 20-30-х годов в целом. Второй раздел - «персоналии» - содержит двадцать пять глав, каждая из которых посвящена одному герою. Из двадцати пяти «портретов» восемь даны в форме «биографий с комментариями» (биография «посажена» на хронологический стержень), остальные семнадцать представлены как «контуры портретов» - вольные искусствоведческие эссе, не привязанные к хронологии. Во всех случаях выбор автором героев для этого раздела не подчинялся какому-то определённому критерию (будь то критерий значительности художника, художественного качества его произведений и прочее).
Наконец, третий раздел книги - справочного характера: сюда вошли биобиблиографические справки на 308 художников, список из 714 иллюстраций книги и 90 документальных фото и т.д. Примечания даны в конце каждой главы.
Книга, подготовленная к изданию сначала в 1980-м, потом в 1995-м и в 1997-м, к сожалению, так и не увидела свет ни в первом, ни во втором, ни в третьем варианте. Значительно расширенная автором в последние годы она утратила чёткие границы и могла стать практически бесконечной.
После смерти Ольги Осиповны Ройтенберг предстояла нелёегкая задача заново собрать книгу в стройную конструкцию, способную вместить как можно больше актуальной и доныне информации, стараясь избежать невольных ошибок и неточностей, вынужденных пробелов в указании принадлежности произведений, их размеров и датировки. Публикаторы стремились как можно бережнее сохранить авторский текст, хотя в некоторых разделах вторжения избежать не удалось. Так пришлось несколько сократить текст персоналий в тех случаях, когда материал ранее был включён автором в другие публикации; сокращён текст подписей под иллюстрациями, в частности сняты указания «публикуется впервые», хотя автору, бесспорно, принадлежит приоритет в обращении к теме исследования. Более двух третей открытых ею и предназначенных к опубликованию работ должны были стать открытиями и для читателей, но существенная задержка издания книги, а также ряд выставок и публикаций последнего десятилетия отчасти нивелируют новизну этих находок. Еще при жизни автором было оговорено, что информация о художниках даётся по состоянию на 1995 год.
Необходимо также сделать скидку на качество воспроизведения живописи и графики - большая часть слайдов была отснята три десятилетия назад, многие из них настолько утратили первоначальный цвет, что это потребовало сокращения изобразительного материала. Несохранившиеся работы публикуются со старых фотоснимков и репродукций из периодики 1920-1930-х годов, что оправдывает некоторое несовершенство их печатного качества.
Планируется издание полной электронной версии книги, информацию о чём можно будет получить, обратившись к сайту www.kononenko.ru
И последнее. О.Ройтенберг провела невероятную по объёму и масштабу исследовательскую работу. Но нельзя объять необъятное, и не в силах одного исследователя, к тому же обладающего ограниченными возможностями, дать полный, в деталях, портрет поколения, вошедшего в художественную жизнь в 1925-1935 годах, Кроме того, такой объём собранного ею материала, разумеется, не мог быть освоен без фактических ошибок: и потому что многое открывалось «со слуха», «в устном предании»; и потому, что автор относился к своему материалу эмоционально - как к «человеческому архиву» (с упором на первое слово). О.Ройтенберг рассматривала свою работу, в том числе и как отправную точку для дальнейших историко-искусствоведческих изысканий и открытий новых имён.
Предлагаемая читателям книга есть памятник не только несправедливо забытым художникам, но и открывшему их историку и искусствоведу. Сама Ольга Осиповна - полноправный герой своей в высшей степени «авторской книги».
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 06.05.06 09:30