Судьба

Лидия Шульгина

О себе
(Фрагменты из книги «Реквием на два голоса»)

shulgina1.jpg (16009 bytes)

Авторы:

Лидия Шульгина — письма, рисунки, репродукции картин
Михаил Фридман — стихи, письма, эссе, составление

Издано Студией «Крук-Престиж», Москва, 2002. 300 экз.

Всё то, что сделалось с тобою,
Душа не в силах превозмочь:
Расцвесть мгновение земное
И... кануть в ядерную ночь.

Михаил Фридман

Открыв Библию в первый раз, я поняла, что она давно живёт внутри меня. Чтение Книги книг превратилось в процесс «внутреннего иллюстрирования» библейских текстов, результатом чего явился цикл живописных работ. Постоянная попытка увидеть в библейских темах и сюжетах пророчество и послание нам сегодняшним стала моим способом мышления в живописи. Библейские холсты и доски, а затем и барельефы и скульптуры стали летописью современных страданий, причина которых, наверное, в вечном сопротивлении человека заветам Бога и Библии.

Я работаю. В комнате сына играет музыка. За окном — весенняя Москва. Но перед моими глазами совсем другая картина: тёмный нищий домишко, едва освещённый — свечой ли, керосиновой лампой? За большим столом — бедные дети и ребе в засаленном лапсердаке. На столе книга. «Кто быстрее всех выучит буквы, тот получит флажок», — поёт дребезжащий голос в комнате сына. А что ещё может дать этот бедный ребе этим бедным детям? Флажок, подзатыльник, умение читать, абсолютное знание Торы. Право всегда и обо всём говорить с Богом. Как с любым соседом с верхнего этажа. Право слышать голос Бога и отвечать Ему. И когда кругом заполыхают дома Варшавского гетто и потечёт по улицам толпа с нашитыми на рукав звёздами, вбирая в себя всё новые кровавые ручьи, — право написать последнее письмо. Не жене и детям — их всё равно убьют, — а Богу. Он-то останется. И будет взирать на муки своих недавних собеседников.

Толпа разрастается и выходит на мой лист...

«Ойф дем припечек»... — тянет голос из магнитофона, и я плачу. Так легко, почти про себя. Я никогда не была в местечке и не видела таких детей и ребе. Мне некого оплакивать, потому что моих предков истребили до того, как я родилась.

Я живу в Москве, и моя жизнь — московские улицы, обшарпанные каменные коробки, замотанные в платки бабки, полупьяные мужики, помойки и вороны. И я буду рисовать их снова и снова, ведь это моя реальность и никакой другой у меня нет. Но мужики и бабки отступают под натиском бородатых патриархов, нищих ребе и их многочисленных учеников. И вот впереди уже встаёт бессменный вождь — Моисей ведёт свой народ мимо многоэтажных домов и разрушенных храмов — в землю сбывшихся мечтаний и исполненных обетов. «Ойф дем припечек» — тянется еврейская песня, песня боли и умиления. И тянется толпа, нездешняя и почти бесплотная, по моему листу, через мою душу, через мою судьбу, по моим улицам.

shulgina2.jpg (44831 bytes)

Лидия Шульгина. «Стена плача». Фрагмент. Тушь, перо. 30х40. 1994

shulgina6.jpg (13203 bytes)

Буклет к выставке Лидии Шульгиной в г. Пиннеберг (Германия)

shulgina3.jpg (11857 bytes)

Лидия Шульгина. «Мясорубка». Смешанная техника. 20х30х40. 1997

shulgina4.jpg (17047 bytes)

Лидия Шульгина. «Нагорная проповедь». Газетная бумага, краска. 150х100х100. 1999

shulgina5.jpg (19839 bytes)

Лидия Шульгина. «Тайная вечеря». Скульптурная композиция. Бумага, краска. 1998-1999


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Судьба"]
Дата обновления информации (Modify date): 11.05.06 16:05