Константин Владимиров
Брехтиане не видно конца
Музеи — как люди: рождаются и живут по-разному, по-своему...
Частный музей Бертольта Брехта возник из сочетания «пресcной» информации и театральной влюблённости.
Поэт, эссеист, театральный критик Владимир Климов всегда что-нибудь собирал — в детстве бабочек и марки. Позже — различные материалы о поэтах, о театрах...
Однажды из газет он узнал о своих коллегах, чьи увлечения стали музеями.
Один москвич — Лев Мнухин — создал музей Марины Цветаевой, куда вошли все материалы о ней — вплоть до случайных упоминаний.
Другой москвич — фамилии Владимир не помнит — тщательно и самоотверженно собирал всё — о Швейке, бессмертном гашековском персонаже...
Климову захотелось сотворить что-нибудь подобное, но своё... Он заглянул в себя — и выудил Персону, которая сконцентрировала в себе все его разрозненные увлечения и предпочтения...
Бертольт Брехт дал возможность его любимым театрам («Таганка», труппа Алексея Левинского. Студенческий театр МГУ) сыграть по его пьесам свои лучшие спектакли...
Брехт был не просто фигурой синтетической — синкретической (то есть — не соединяет Музы, а — неразрываем на них!), а будущий создатель музея одинаково страстно любил Театр, Поэзию, Живопись...
Наконец, как ему казалось (и последние десятилетья подтвердили догадку!) — Брехт был первым, кто создал эстетические, философские основы всякого эксперимента, авангарда, поиска в искусстве... И его значение для такого искусства таково, каковы теории Аристотеля — для классики и традиций.
Истоки любых «измов», кои являются сейчас или появятся впредь (за авангардом — постмодернизм, концептуализм, — кто там ещё?) — можно обнаружить и в записях, письмах, статьях, пьесах Берта Брехта...
И, наконец, прельщала Климова и очевидная (на его взгляд!) доминирующая черта великого немецкого маэстро, единящая всё в нём. Он был Поэтом — поверх всех своих ошеломляющих талантов. Этим и — вдвойне интересен...
Все эти манящие черты и спровоцировали появление музея. Случилось это в 1975 году — и началось с нескольких книг и статей из прессы...
С тех пор музей вырос до размеров, до конца неясных даже владельцу. Здесь, на московской квартире, хранится около 2000 единиц хранения основного собрания (книги и статьи Брехта или о нём) — и тысячи книг и статей, где Брехт упоминается хотя бы раз.
Здесь книги на десятке языков — кроме русского и немецкого, это — французский, польский, испанский, венгерский и проч. Книги тридцатых годов, «огоньковский» некролог Брехта, роман «Японская трёхгрошовая опера», материалы французской постановки с режиссёрскими разработками. И — недавний двадцатитомник, изданный к 100-летию...
Но кроме печатных изданий (книги, пресса) — в частном музее Владимира Климова две с половиной сотни афиш, буклетов, билетов, пластинок, открыток, сценографических эскизов (подлинники Татьяны Сельвинской и Ал. Тихановича), целлофановый пакет, конверт, значок, модель медали, фотографии, рукописи диссертаций и других работ.
Владимир Климов не является ни статистом, ни статистиком своего музея, ни регистратором или хранителем новых поступлений. Он активно участвует в российском брехтостроении (если можно так выразиться). Вместе с Виктором Клюевым (президент) и Владимиром Колязиным (вице-) он стал одним из основателей (и секретарём!) Российчкого Брехтовского общества. Он пишет статьи о главном Персонаже — как в научных сборниках, так и в широкой прессе. Участвует в международных конгрессах и конференциях...
Музей собирается как бы случайно, между прочим и между делом. Не фанатично, а — органично. У Климова много увлечений, проектов, идей, чтоб «умирать» в порождённом им музее. У него не одна пламенная, а много горячих страстей... Он выпустил шесть книг о театре (из которых только одна — брехтовская — «Театрография», включившая информацию о спектаклях, фильмах, радио и телепередачах, поставленных и показанных в СССР, СНГ, России с 1930 по 1996 год). Он издал 19 книг стихов. Автор эссе и статей о поэзии, театре, живописи...
Такая принципиальная нефанатичность — очень Брехтовская. Этот саркастичный немец был слишком скептичен и по-здравому циничен, слишком любознателен и страстен, чтоб отдаться чему-нибудь одному.
Но вопреки очевидной ненавязчивости собирательской страсти— музей постоянно и стремительно развивается. Что заставило директора института Гёте Михаэля Кан-Аккермана признать значение этого частного собрания выходящим за пределы России. Равного он не встречал даже в Германии...
Российской Брехтиане не видно конца, ибо сегодня, как считает Владимир Климов, Брехт «актуален до неприличия» (смотрите публикацию в «Московской правде»).
Среди недавних приобретений музея — подлинник письма Брехта и Елены Вайгель к Фаине Раневской — с предложением сыграть Мамашу Кураж в одноимённом спектакле... А также костюм, в котором Татьяна Пельтцер играла Кураж на сцене театра Сатиры (режиссёр В.Плучек).
В 2004 году В.Климов стал лауреатом «Книги Рекордов и Достижений» (российский аналог «Книги Рекордов Гиннеса») — за создание крупнейшего в мире частного музея Брехта...
Владимир Климов около макета спектакля «Мещанская свадьба». Режиссёр В.Персиков. Московский театр «Царицино». Художник Н.Бычков
Коллаж из некоторых экспонатов музея (афиши, программки и т.д.)
Александр Тиханович. Эскиз к спектаклю «Страх и отчаянье в III Имеперии» (театр-студия «Юность», Минск, 1965 г.)
Платье Т.Пельтцер, в котором она играла Кураж в театре Сатиры (реж. В.Плучек)
Макет медали к 100-летию Бертольта Брехта. Автор Виктор Гоппе
Атрибуты лауреата «Книги Рекордов и Достижений»
Автор всех фотографий Валерий Бегунов
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Германия"]
Дата обновления информации (Modify date): 27.04.06 16:02