Инициативы / Музеи

Константин Владимиров

Брехтиане не видно конца

Музеи — как люди: рождаются и живут по-разному, по-своему...

Частный музей Бертольта Брехта возник из сочетания «пресcной» информации и театральной влюблённости.

Поэт, эссеист, театральный критик Владимир Климов всегда что-нибудь собирал — в детстве бабочек и марки. Позже — различные материалы о поэтах, о театрах...

Однажды из газет он узнал о своих коллегах, чьи увлечения стали музеями.

Один москвич — Лев Мнухин — создал музей Марины Цветаевой, куда вошли все материалы о ней — вплоть до случайных упоминаний.

Другой москвич — фамилии Владимир не помнит — тщательно и самоотверженно собирал всё — о Швейке, бессмертном гашековском персонаже...

Климову захотелось сотворить что-нибудь подобное, но своё... Он заглянул в себя — и выудил Персону, которая сконцентрировала в себе все его разрозненные увлечения и предпочтения...

Бертольт Брехт дал возможность его любимым театрам («Таганка», труппа Алексея Левинского. Студенческий театр МГУ) сыграть по его пьесам свои лучшие спектакли...

Брехт был не просто фигурой синтетической — синкретической (то есть — не соединяет Музы, а — неразрываем на них!), а будущий создатель музея одинаково страстно любил Театр, Поэзию, Живопись...

Наконец, как ему казалось (и последние десятилетья подтвердили догадку!) — Брехт был первым, кто создал эстетические, философские основы всякого эксперимента, авангарда, поиска в искусстве... И его значение для такого искусства таково, каковы теории Аристотеля — для классики и традиций.

Истоки любых «измов», кои являются сейчас или появятся впредь (за авангардом — постмодернизм, концептуализм, — кто там ещё?) — можно обнаружить и в записях, письмах, статьях, пьесах Берта Брехта...

И, наконец, прельщала Климова и очевидная (на его взгляд!) доминирующая черта великого немецкого маэстро, единящая всё в нём. Он был Поэтом — поверх всех своих ошеломляющих талантов. Этим и — вдвойне интересен...

Все эти манящие черты и спровоцировали появление музея. Случилось это в 1975 году — и началось с нескольких книг и статей из прессы...

С тех пор музей вырос до размеров, до конца неясных даже владельцу. Здесь, на московской квартире, хранится около 2000 единиц хранения основного собрания (книги и статьи Брехта или о нём) — и тысячи книг и статей, где Брехт упоминается хотя бы раз.

Здесь книги на десятке языков — кроме русского и немецкого, это — французский, польский, испанский, венгерский и проч. Книги тридцатых годов, «огоньковский» некролог Брехта, роман «Японская трёхгрошовая опера», материалы французской постановки с режиссёрскими разработками. И — недавний двадцатитомник, изданный к 100-летию...

Но кроме печатных изданий (книги, пресса) — в частном музее Владимира Климова две с половиной сотни афиш, буклетов, билетов, пластинок, открыток, сценографических эскизов (подлинники Татьяны Сельвинской и Ал. Тихановича), целлофановый пакет, конверт, значок, модель медали, фотографии, рукописи диссертаций и других работ.

Владимир Климов не является ни статистом, ни статистиком своего музея, ни регистратором или хранителем новых поступлений. Он активно участвует в российском брехтостроении (если можно так выразиться). Вместе с Виктором Клюевым (президент) и Владимиром Колязиным (вице-) он стал одним из основателей (и секретарём!) Российчкого Брехтовского общества. Он пишет статьи о главном Персонаже — как в научных сборниках, так и в широкой прессе. Участвует в международных конгрессах и конференциях...

Музей собирается как бы случайно, между прочим и между делом. Не фанатично, а — органично. У Климова много увлечений, проектов, идей, чтоб «умирать» в порождённом им музее. У него не одна пламенная, а много горячих страстей... Он выпустил шесть книг о театре (из которых только одна — брехтовская — «Театрография», включившая информацию о спектаклях, фильмах, радио и телепередачах, поставленных и показанных в СССР, СНГ, России с 1930 по 1996 год). Он издал 19 книг стихов. Автор эссе и статей о поэзии, театре, живописи...

Такая принципиальная нефанатичность — очень Брехтовская. Этот саркастичный немец был слишком скептичен и по-здравому циничен, слишком любознателен и страстен, чтоб отдаться чему-нибудь одному.

Но вопреки очевидной ненавязчивости собирательской страсти— музей постоянно и стремительно развивается. Что заставило директора института Гёте Михаэля Кан-Аккермана признать значение этого частного собрания выходящим за пределы России. Равного он не встречал даже в Германии...

Российской Брехтиане не видно конца, ибо сегодня, как считает Владимир Климов, Брехт «актуален до неприличия» (смотрите публикацию в «Московской правде»).

Среди недавних приобретений музея — подлинник письма Брехта и Елены Вайгель к Фаине Раневской — с предложением сыграть Мамашу Кураж в одноимённом спектакле... А также костюм, в котором Татьяна Пельтцер играла Кураж на сцене театра Сатиры (режиссёр В.Плучек).

В 2004 году В.Климов стал лауреатом «Книги Рекордов и Достижений» (российский аналог «Книги Рекордов Гиннеса») — за создание крупнейшего в мире частного музея Брехта...

vladimir1.jpg (13949 bytes)

Владимир Климов около макета спектакля «Мещанская свадьба». Режиссёр В.Персиков. Московский театр «Царицино». Художник Н.Бычков

vladimir2.jpg (16111 bytes)

Коллаж из некоторых экспонатов музея (афиши, программки и т.д.)

vladimir3.jpg (12520 bytes)

Александр Тиханович. Эскиз к спектаклю «Страх и отчаянье в III Имеперии» (театр-студия «Юность», Минск, 1965 г.)

vladimir4.jpg (11597 bytes)

Платье Т.Пельтцер, в котором она играла Кураж в театре Сатиры (реж. В.Плучек)

vladimir5.jpg (7072 bytes)

Макет медали к 100-летию Бертольта Брехта. Автор Виктор Гоппе

vladimir6.jpg (11317 bytes)

Атрибуты лауреата «Книги Рекордов и Достижений»

Автор всех фотографий Валерий Бегунов


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Германия"]
Дата обновления информации (Modify date): 27.04.06 16:02