Одесская литературно-художественная антология

Станислав Айдинян*

Художник Файтель Мулляр

С избранным «кругом» произведений Файтеля Мулляра мне привелось познакомиться на выставке в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве, в Борисоглебском переулке. Художник и поэт Файтель Лазаревич Мулляр родился в Одессе в 1911 году, в Москву приехал в 1929 г. и потому, можно сказать, что он – младший современник Цветаевой, и сегодня живущий и работающий в Москве.

С Цветаевой у Мулляра связан один эпизод, который рассказывала на открытии выставки поэт и экскурсовод музея Галина Данильева: – В 1923 году молодой тогда Файтель пошел в книжную лавку за тетрадями, увидел там ее сборник «Версты». На обложке был Амур с завязанными глазами работы Вышеславцева. И вот Файтель поступил в традиции бабелевского Бени Крика: украл эту книжку. Когда Марина Цветаева приехала из Франции в Россию, то ей поэт Семен Липкин в 1940 году сказал: – Есть в Москве художник, который вас украл! В то же лето 1940 года Файтель Лазаревич отдыхал под Тарусой. Однажды, возвратившись в Дом творчества с прогулки, он от кого-то услышал: – А к тебе Цветаева приезжала! Свидетельство художника – это еще одно доказательство в пользу бытующей легенды о том, что перед войной Марина Цветаева побывала в Тарусе. Возможно, она побывала там тайно и хотя, говоря по-цветаевски, с Мариной Ивановной у Ф.Мулляра тогда была «невстреча», художник все же написал в 1940-41 годах акварелью и темперой по бумаге портрет Марины Цветаевой. Тем более, что по его словам, он все же увиделся с ней потом, на даче у Б.Пастернака.

Свойственная Мулляру цветовая сдержанность вполне искупается романтико-лирической трактовкой образа Поэта. Нежный овал лица говорит о том, что Цветаева дана скорее в молодые годы, в ее «Коктебельский» период. Глаза Марины глубинны и будто мерцают. То, что удалось художнику в этом и многих других портретах, – это четкость и определенность психологической трактовки при условности художественной манеры. Лицо героя живописи Мулляра бывает психологически емким, художником схвачен «внутренний жест человека», и мы забываем об условности, мы душою впадаем в сотворенную кистью Мулляра реальность, его глазами видим его героев, его современников. Выше сказанное можно полноправно отнести к портрету Бориса Пастернака, которого Файтель Лазаревич встречал в жизни. Он рисовал его на даче. Создатель «Высокой болезни» и «Доктора Живаго» хорошо играл на рояле и художник попросил его сыграть. Пока Б.Пастернак играл Брамса, Файтель его рисовал. В альбоме, изданном музеем, портрет Пастернака датирован 1946 годом. Однако то настороженное и даже испуганное выражение лица, которое придал ему художник, для знающих биографию поэта может быть отнесено к более поздним временам, когда поэт подвергся опале… Возможно, что Мулляр в напряженном облике Пастернака невольно передал чуткость его души, а не только ожидание беды, ее предвестие…

Нам кажется, что менее заострены в схожесть с прижизненными фотографиями мулляровские портреты поэтов Андрея Белого и Блока, хотя и в них есть определенный камертон характера, камертон того же творческого напряжения, что и в обликах Цветаевой и Пастернака. Очень удачными видятся портреты Алексея Толстого и Анны Ахматовой. Алексей Толстой – в домашнем «облачении», в очках; губы его напряженно сжаты, лицо обращено куда-то в бок. Да, безусловно это он, талантливый сибарит и советский барин, граф Алексей Толстой! Еще глубже и проникновеннее портрет Анны Ахматовой (создан в 1953–1970 гг.). Ахматова дана в лунном свечении. За ее плечами тень образует нечто вроде крыла; а поза ее – скрытая реминисценция к известному портрету Альтмана… И действительно, как жизнь, так и поэзия Ахматовой были пронизаны лунным светом – светом таинственно тягучего и загадочно женственного Чувства… Гордость и сдержанность Ахматовой переданы художником. Не следует думать, что Мулляр брался вводить в свою «портретную» галерею лишь персонажей всероссийской значимости и известности. В картоне «Автопортрет с дедушкой» (1938) Мулляр изобразил собственного деда, склонившегося над корзинкой с младенцем. Не он ли прятал маленького Файтеля во время еврейских погромов во времена революции?

Файтель Мулляр – художник и график очень плотного письма. Фон за плечами его героев очень густо записан. Цвета в основном коричново-красно-темные. С очень насыщенными оттенками. И везде – характеры, характерные черты. Мулляр – своеобразный иллюстратор литературных произведений. Весьма удачно его «приближение» к образам Исаака Бабеля, к его «Конармии», к его «Улице Данте». Исаак Бабель не мог не быть интересен Мулляру как автор «Одесских рассказов», передавших дух старой Одессы, с детства знакомый Мулляру. Как иллюстратор Мулляр брался и за «Мать» Андрея Упита (1955), и в этом произведении Мулляр дал совершенно иной графический подход к литературному образу, рожденному в Прибалтике. Но и в нем, как и в некоторых других работах, таких, например, как «Не все вернулись домой», он демонстрирует способность передавать трагическую ноту жизни, звучащую в человеке. Трагичен его портрет Федора Достоевского. Этот портрет, ныне хранящийся в Литературном музее в Москве, датирован 1948 годом, а по манере написания смело может быть отнесен даже не к пятидесятым, а к 1960 годам. Так бывает, что художник опережает время, в котором живет и творит. Образ Достоевского – это самоуглубленность и легшее на плечи писателя страдание о мире, который «не стоит весь одной слезы ребенка…» Над образом Федора Михайловича – старинные своды, будто зашел он во храм. Они еще усиливают созданное впечатление.

Мулляр – художник очень разнообразный, и при том у него есть своя индивидуальная «не общего лица» манера. В авторском альбоме Мулляра обращает на себя внимание большое панорамное изображение «Сожжение трактата Протагора в Афинах» (1933). Эта фреска, исполненная для центрального антирелигиозного музея в Москве. Тогда Мулляр соответственно, как говорили тогда, «социальному заказу» обратился к античному сюжету из Древнеэллинской эпохи… И здесь он творчески доказал, что при желании может быть художником-монументалистом.

Искусствоведы считают, что тот график совершенен, кто может одной линией изобразить предмет, человека. И в альбоме приведен такой рисунок – «Обнаженная у зеркала» (1968). Это зарисовка натурщицы, сделанная одной линией, говорит о мастерстве Мулляра. Его мастерство, нам кажется, максимально проявлено в работе «Еврей над Торой» (1938), где психологически дана многовековая задумчивость представителя древнего народа над священным текстом Пятикнижия Моисея…

aydinyan1.jpg (17024 bytes)

«Портрет»

aydinyan2.jpg (23592 bytes)

«Старушка»

aydinyan3.jpg (28331 bytes)

«Сожжение трактата Протагора в Афинах» (1933)

aydinyan4.jpg (23096 bytes)

«Ф.М.Достоевский»

aydinyan5.jpg (57676 bytes)

«За колючей проволокой»


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Одесса"]
Дата обновления информации (Modify date): 29.10.07 15:44