Новые книги

Борис Измайлов

СЕМЕЙНОЕ ПА-ДЕ-ДЕ
(Глава из книги «К России с любовью»)

izmaylov1.jpg (10523 bytes)

Рафаэль Авникян и легенда русского балета Николай Березов (Швейцария)

Это было их тайной, длившейся восемь лет. О ней знали только трое: Рафаэль, его мать и старшая сестра Эмма. Раскрыть секрет строгому отцу Георгию Семеновичу они не решались: с работы он приходил домой усталым, раздраженным, и все домашние заботы ложились на плечи его жены Духин Арутюновны. Она была доброй, нежной и мудрой матерью, и ей, как настоящему другу, дети открывали самые заветные мечты и тайны.

Отец любил баловать Рафаэля, покупая ему самые разные игрушки: самолеты, конструкторы, машинки, но чем больше их накапливалось, тем все меньше сын проявлял к ним интерес. Рафаэль рос добрым и мечтательным ребенком. Он любил играть с домашними животными, после прогулок с сестрой в лес рисовал в своем детском альбоме яркие картинки, но больше всего его захватывала классическая музыка, ее он мог слушать до бесконечности.

С одобрения отца в доме появилось пианино. Забывая порой обо всем, Рафаэль мог часами просиживать за любимым инструментом, подбирая на слух понравившиеся мелодии. Усидчивость сына и его увлечение музыкой нравились отцу. Услышав однажды, как Рафаэль играет знакомую армянскую мелодию, скупой и сдержанный на похвалу, отец сказал: «Возможно, из тебя получится неплохой музыкант».

Стать профессиональным пианистом Рафаэль мог – этому способствовало многое: отличный слух, упорство, трудолюбие, чувство ритма, длинные и крепкие пальцы и природная одаренность. Но однажды в жизни Рафаэля произошел случай, изменивший его судьбу.

Как-то раз старшая сестра купила билеты на спектакль «Отелло». Отец, считая балет легкомысленным и несерьезным искусством, идти отказался, и в театр с сестрой отправился Рафаэль.

Оказавшись впервые в огромном зрительном зале, Рафаэль с неподдельным интересом наблюдал с балкона, где были их места, за всем, что происходило вокруг: как неторопливо рассаживалась нарядно одетая публика, как огромная люстра, висящая по центру, сверкала так ярко, что казалась Рафаэлю похожей на солнце, подвешенное на золотую и крепкую цепь. Из оркестровой ямы доносились разноголосые звуки музыкальных инструментов: нежных скрипок, сердитых тромбонов и контрабасов, грозных барабанов, и Рафаэль живо представил себе картину, как они спорят между собой за право быть лидером в оркестре.

После третьего звонка свободных мест в партере уже не было, зал медленно и таинственно погружался в темноту, лишь только подсвечивался театральный занавес, скрывающий что-то очень важное от зрителей. Солнце-люстра погасло окончательно, и через несколько секунд в зале воцарилась тишина.

По взмаху дирижерской палочки зазвучала увертюра. Словно ветер, ворвалась удивительно мощная и завораживающая музыка, увлекая и как бы раздвигая своей невидимой силой тяжелый занавес по обе стороны сцены. Началось театральное действие, оно заманивало Рафаэля в сказочный и неведомый ему мир балета.

Главную роль в этом спектакле исполнял прославленный Вахтанг Чабукиани. С первой минуты появления на сцене он буквально загипнотизировал Рафаэля. Чабукиани гениально создавал образ Отелло: жестокого, подозрительного и ранимого героя; его необыкновенная пластика, фантастические прыжки, выразительный грим, костюм и великолепная актерская игра – все это поразило Рафаэля. Его детское сердце то замирало, то вырывалось из груди от восторга. Особенно потряс финал спектакля, когда сильный, могучий мавр ударом кинжала лишает себя жизни.

С этого вечера маленький Рафаэль «заболел» балетом: не было ни одной свободной минуты, чтобы не думалось, не мечталось и не говорилось о балете, даже во сне он грезил только танцем. О том, что случилось с Рафаэлем, поняли его чуткая мать и старшая сестра. Они приняли решение показать мальчика директору хореографического училища – легендарному Вахтангу Чабукиани. Прославленный танцор и педагог согласился посмотреть мальчика.

Пока Рафаэля экзаменовали, его старшая сестра и мать не находили себе места, их одолевали тревожные чувства. Через час вышел великий мастер и сказал: «У вас способный ребенок, уверен, он может стать хорошим артистом балета».

О поступлении Рафаэля в балетную школу отцу, зная его характер, решили ничего не рассказывать. Всю ответственность взяла на себя мать, сказав, что Рафаэль начал заниматься в городском Дворце пионеров в кружке, где обучают грузинским танцам.

Шли годы. Педагоги отмечали успехи Рафаэля. Начиная с четвертого курса, он уже принимал участие в концертах училища, где исполнял несложные сольные вариации, в которых был очень пластичен и выразителен как в классических, так и характерных танцах.

Но порой у Рафаэля наступали минуты тревоги и даже отчаяния. Его продолжала беспокоить и мучить тайна, которую приходилось скрывать от своего любимого отца, а так хотелось, чтобы именно он видел и гордился успехами сына, хвалил за хорошую учебу или даже ругал, как это не всегда заслуженно делали педагоги балетной школы. Жесткость, высокая требовательность и бескомпромиссность великого артиста и педагога В.Чабукиани, зачастую резкие высказывания в адрес учеников нередко доводили их до слез. Того, кто плохо учился и недостаточно занимался в балетном классе, В.Чабукиани называл пустой семечкой. Не раз доставалось и Рафаэлю, строгие замечания ранили неокрепшую душу будущего танцора. Иногда бывали дни, когда к Рафаэлю приходили мысли все бросить и заняться музыкой, но, подойдя к балетному станку и начав делать упражнения, он тотчас забывал о своих переживаниях, и все мысли и чувства вновь подчинялись только танцу.

Обратив внимание, как Рафаэль много раз повторял сложное движение, которое у него не получалось, но с упорством добивался поставленной задачи, В.Чабукиани обнял своего ученика и похвалил: «У тебя железные нервы, и ты можешь стать хорошим артистом и педагогом». Эти слова великого мастера стали пророческими…

Выпускной экзамен в балетном училище был радостным событием, и к этому торжественному, праздничному дню с особым волнением готовились студенты и педагоги. Атмосфера в зале в этот вечер была особенно теплой и сердечной. Родные, близкие, друзья пришли поддержать выпускников – будущих артистов балета. Среди огромного количества зрителей были сестра, отец и мать Рафаэля, которая изо всех сил старалась сдержать подступающие от волнения слезы.

Рафаэль чувствовал ее переживания, беспокоился за то, как отец воспримет увиденное. Выпускники танцевали балет Л.Делиба «Коппелия», в котором Рафаэль с блеском продемонстрировал все, чему он научился в хореографическом училище: его легкие прыжки и пируэты, выразительное исполнение танцев горячо принимались зрителями. В конце представления всех участников балета и педагогов, поставивших этот спектакль, зрители осыпали цветами и устроили овацию.

Окрыленный первым успехом, Рафаэль спешил разделить свою радость в кругу семьи. Он понимал, что наступила развязка, и тайна, тяготившая его многие годы, наконец, раскрыта. К сожалению, дома отец в резкой форме выразил свое недовольство тем, что его сын стал комедиантом, таковой он считал профессию балетного артиста.

Наступили тяжелые и нерадостные дни для Рафаэля. Непонимание и отсутствие поддержки со стороны отца продолжалось почти до последних дней его жизни. Только по прошествии долгих лет, когда Рафаэль в Москве окончил ГИТИС (государственный институт театрального искусства), стал известным танцором, получил высокое звание «Заслуженный артист Армении», выступал на многих сценах мира, отец понял, что был не прав по отношению к своему сыну, и перед самой смертью со слезами на глазах попросил простить его.

Балетная карьера молодого артиста складывалась успешно. Судьба улыбнулась ему. Девятнадцатилетнего танцора пригласили в министерство культуры Армении и предложили работать в Ереванском академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова. Своим талантом, терпением, колоссальной работоспособностью Рафаэль день за днем, год за годом завоевывал авторитет в балетном мире. Ему посчастливилось танцевать в балете «Спартак», когда за дирижерским пультом стоял сам автор, гениальный Арам Хачатурян.

В театре он познакомился с артисткой балета Кариной Алавердян, ставшей для него той единственной, которая понимает его, поддерживает, с кем он по жизни идет в любви и согласии уже много лет. Их творческие судьбы схожи: та же влюбленность и бесконечная преданность балету, учеба в хореографическом училище, встречи с педагогами и мастерами балетного искусства.

Карина Алавердян, как и многие девочки ее возраста, мечтала о балете. Она росла в театральной семье и с самого раннего возраста часто на сцене видела своего танцующего отца. Карина знала названия всех балетных спектаклей театра, артисты балета ее обожали, задаривали подарками и конфетами. Этой волшебной и сказочной театральной атмосферой, неповторимым запахом кулис, грима, чарующей музыкой была пропитана ее детская душа.

В восьмилетнем возрасте Карина начинает заниматься балетом в Ереванском хореографическом училище, а уже через год она впервые выходит на профессиональную сцену театра, танцуя со своим любимым отцом. «Уста Мигран – (мастер Мигран)», – так уважительно и с любовью называли ее отца, проработавшего артистом балета более тридцати лет. На всю жизнь Карина запомнила эти счастливые минуты, первые поклоны благодарным зрителям, их аплодисменты и цветы.

Окончив хореографическое училище, Карина начала свою творческую карьеру артисткой балета в театре, где и произошла ее случайная встреча с Рафаэлем, ставшая счастливой. Так на одной сцене более двадцати лет они дарили свое искусство зрителям.

Во время очередных гастролей в Германии Рафаэль получает приглашение из Братиславы с предложением работать педагогом-репетитором в Словацком национальном театре оперы и балета. Рафаэль ответил согласием. Вместе с Кариной они решили ненадолго оставить театр в Ереване, уверенные в своем скором возвращении, но судьба распоряжается иначе, и предполагаемые три месяца затянулись на долгие годы.

С 1991 года они живут и работают в Братиславе. Их дочь Татевик студентка, она учится в университете имени Коменского, изучает иностранные языки, готовится стать переводчицей. Рафаэль трудится в Словацком национальном театре оперы и балета, Карина преподает в балетной школе, она педагог-репетитор.

Об их творческих судьбах сняты в Словакии два документальных телевизионных фильма. Жизненное кредо этого семейного дуэта – щедро делиться накопленным творческим опытом, как в свое время учили их педагоги: В.Чабукиани, М.Гришкевич, С.Сологов, Т.Выходцева, С.Векуа, Н.Сухишвили, Г.Кукуладзе, Н.Березов, Я.Сех, А.Асатрян, А.Баганькова, Л.Семанова, Н.Дудинская, К.Сергеев и многие, многие другие.

Учащиеся балетной школы ценят и уважают своего педагога Карину Алавердян. За долгие годы работы она, как высокий профессионал, подготовила немало юношей и девушек, которые стали артистами театра, его солистами, не раз представляли Словакию на международных конкурсах балета, получая самые высокие награды и премии. Многие из ее учеников работают в балетных труппах театров Австрии, Венгрии, Чехии, Германии и других стран.

В Ереванском академическом театре оперы и балета Рафаэль танцевал все ведущие партии классического репертуара. Одной из его любимых работ была роль Зигфрида в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро». В этом спектакле Рафаэль и Карина танцевали множество раз. Желание перенести на сцену Словацкого театра прекрасный балет было вполне естественным. Проект был одобрен руководством, и началась интересная творческая работа.

В свое время великая русская балерина Галина Уланова сказала: «“Лебединое озеро” – этот балет для всех артистов экзамен и, конечно, для балетмейстера, где проявляются его способности и талант». Как показало время, Карина и Рафаэль экзамен выдержали на «отлично». Много лет спектакль «Лебединое озеро» в их постановке идет с аншлагом, восторженно принимается зрителями и является визитной карточкой Словацкого национального театра.

Рафаэль Авникян востребован, как балетмейстер и педагог-репетитор. Его, с прекрасной русской балетной школой, признанной во всем мире, постоянно приглашают в Швейцарию, Германию, Японию, Францию и другие страны для проведения мастер-классов.

Многолетняя совместная работа семейной пары Рафаэля и Карины плодотворна. Поставленные ими спектакли «Жизель» А.Адана, «Дон Кихот», «Баядерка» Л.Минкуса и другие балеты не сходят с репертуарных афиш многих театров.

В 2005 году в Российском центре науки и культуры в Братиславе состоялся юбилейный вечер, посвященный памяти Анны Павловой - великой русской балерины. От имени Российского благотворительного фонда, возглавляемого Валентиной Жиленковой, вручались почетные медали «За поддержку и развитие русской культуры». Среди награжденных были Рафаэль Авникян и Карина Алавердян. Их идеалы искусства современны и близки нашему времени, они выражают светлые благородные чувства. В жизни словацкого национального балета, в его процветании есть несомненная заслуга наших соотечественников Рафаэля Авникяна и Карины Алавердян.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Судьба"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.09.07 16:27