Анатолий Кретов-Даждь

Элементы красоты и гармонии в творчестве Ф.М.Достоевского и В.И.Вернадского

Классическая русская культура - понятие историческое, созданное блестящей плеядой поэтов и мыслителей на поприще искусства и науки. В этом ряду ярко и впечатляюще высвечиваются имена Ф.М.Достоевского и В.И.Вернадского, известных всему миру своими достижениями. Известно, что оба имеют в своей сфере деятельности много общего друг с другом. Первый из них явился миру титаном художественного образа всемирного человека, В.И.Вернадский в известном смысле завершил своими открытиями ряд научных прозрений, свойственных науке и создавший великое по масштабу мысли учение о биосфере планеты Земля и приравнявшего человеческую деятельность к явлениям космического порядка. Здесь можно говорить о духовном диалоге гигантов-поэтов в искусстве и науке. И там, и там беспредельное постижение очевидных реальностей - мира сущностного и человека действующего.

В какой-то мере творчество Ф.М. науконаполнено и вмещает в себя все аспекты самопроявления своих героев, а научное творчество В.И. в высшей степени художественно органично и включает элементы смелых фантазий и прозрений. В интеллектуальном соревновании с Ф.М. В.И. полагал, что сферы науки и искусства разделять невозможно и свято верил в их неразрывную связь. Он полагал, что соединенные вместе они ведут к постижению глубин действительности и был убежден, что «отделить одно от другого можно лишь в воображении». Ученый утверждал: «я не отделяю науки от искусства. Уничтожение или прекращение одной деятельности сказывается угнетающе на другой. Прекращение деятельности человечества в области искусства, например, не может не отразиться болезненным, даже подавляющим образом на науке.

И отсюда мысль В.И. об искусстве как источнике научных идей, которые выдерживают проверку научным методом. В.И.Вернадский считал литературу продуктом мифологизации текущего исторического бытия как человека, общества, социума, так и самой матери-природы. Интересно замечание, что в мифах воплощены «древние интуиции» и они играют ведущую роль в научном сознании. И творчество Ф.М. с интуитивно выверенной идеей мировой красоты питало, в свою очередь, научные прозрения великого ученого. «Интуиция, вдохновение-основа величайших открытий», — утверждал он. Мифология и вдохновение вооружало научное воображение ученого и давало простор творческому осмыслению теоретических постулатов, выводило отражение реальности на уровень художественного откровения вкупе с фантазийным преображением самой жизни. И фантастичность духовного устремления писателя усиливалась фантастичностью научного решения ученого. Миры писателя и ученого здесь сходятся благодаря зову интуиции В.И.Вернадский, как и Ф.М., доверял полету своего воображения: «Фантазии древних были очень и очень далеки от науки. Но они не были далеки от природы и истины. К истине человек может прийти не только после сознательных, целенаправленных исследований, сбора и обобщений фактов, - но и невольно, интуитивно, как бы по подсказке природы». Интуиция, переходящая во вдохновение, открывает творцу всю полноту целого, всю гармонию красоты, преображающей действительность. В классическом труде «Биосфера» Владимир Иванович Вернадский, для подтверждения законов биосферы и человека как планетно-космического объекта, ссылается на эти древние фантазии и не раз отмечает, что сложный процесс рождения научной идеи обязательно ранее существовал в художественном воплощении.

Один из источников научного творчества В.И.Вернадского - русская художественная литература, и на особом месте творчество Ф.М.Достоевского. Во время создания своей капитальной работы «Живое вещество» в 1918 году в г. Полтава В.И.Вернадский прочитывает одно за другим произведения Ф.М. И делает записи в дневнике о своих впечатлениях. Он потрясен провидчеством писателя, размахом и глубиной философского, социального и нравственного накала повестей и романов, их гуманистической направленностью, человековедческими исканиями гения русской литературы, страстной верой писателя в духовную мощь государствообразующего народа, острой, щемящей тревогой за его историческую судьбу.

Художественный и духовный мир мир писателя-промыслителя открылся ученому во всей силе, и через множество граней жизни. В.И.Вернадский находил в размышлениях Ф.М. тонкие созвучия и аналоги своим идеям о самых всеобщих, коренных, - «вечных вопросах»бытия. И мы, ныне живущие, подтверждаем своими собственными поисками смысла жизни, находками в творческой борьбе, в своих устремлениях и программах этическую и прочную связь гениальных творцов. Подтверждаем единство миросозерцания и гармонию научного и художественного подхода к человеку, трактуемого как частицу мощи мироздания. Мир личности здесь приравнивается к бытию Вселенной.

Меня как художника волнуют мысли великого ученого о концептуальной адекватности размышлений, дающих и художнику возможность интерпретировать идею Красоты, которой никогда не перестанет поклоняться наш мир. Ведь красота-это гармония «космос», а космос организует Вселенную и лишь мир личности уподоблен космосу.

В этих измерениях мир Ф.М.Достоевского - «этическая Вселенная». А мир В.И.Вернадского - «вселенский Человек», олицетворяющий всё живое. В.И. рассматривал живое вещество, как космический феномен. Ему как ученому, обосновавшему закон о единстве всего сущего: Человека, Земли, Космоса, Макро- и Микрокосма была близка мысль Ф.М. о том, что каждая крохотная мушка, былинка-пылинка - есть неотъемлемая часть Вселенной. Можно вспомнить, что в песчинке В.И. видел отражение бесконечности и гармонии всего строения Вселенной.

Концепция всеединства всего живого объединила двух титанов современного человечества удостоиться высокой чести быть представителями великой русской культуры и дать нам примеры Личности с «большой» буквы. Вспомним, что в романах Ф.М.Достоевского выявлены незаурядные личности, и личные драмы его героев вырастают до размеров космических катастроф.

Меня волнуют мысли и настроения В.И.Вернадского, соответствующие главной художественной максиме Ф.М. Достоевского - «БЫТЬ и ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ». Именно здесь самая болевая точка, именно здесь ученый находит подтверждение своим научным исканиям, именно здесь перекликаются космизм жизни в научном творчестве В.И.Вернадского и вселенские мотивы в художественном и публицистическом творчестве Ф.М.Достоевского. В их дружеском и философском диалоге определяется, что мир личности человека в понятии Вселенной - непременная и важнейшая составная их часть.

Гармония мира и слезинка ребёнка становятся ценностями одного порядка...

«Самовыражение каждой личности есть неслучайный и небезразличный факт в мироздании». Нашему современнику надо пожелать той полноты бытия, той веры в себя и свой народ, такой глубины постижения всесущей Красоты и Гармонии, которые разделяли писатель Ф.М.Достоевский и ученый В.И.Вернадский в утверждении высших человеческих идеалов Правды.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 05.11.07 11:33