Альманах короткой прозы Pro/за

Татьяна Михайловская

От составителя

Рассказ – наверное, самый популярный и любимый жанр в русской литературе. И какого только вида его не встретишь – тут и психологический рассказ, и фантастический, и детективный, то он сродни притче, то анекдоту, то сугубо бытовой. Однако, во второй половине прошлого века особое распространение получил прежде незаметный его подвид – короткий рассказ, точнее говоря, сверхкороткий. Этот сверхкороткий рассказ бывает сюжетным и бессюжетным, лирическим и трагическим, построен на иронии или на метафоре – все что угодно можно обнаружить в его основе, но при этом он обязательно будет ощутимо короче, чем классические рассказы XIX и начала XX вв. Весьма заметно повлиял на развитие сверхкороткого рассказа и верлибр: чем более прозаическая интонация захватывала стих, тем более стиралась граница между стихом и прозой. В конце концов, не содержание, а объем, длина рассказа постепенно сделались жанровообразующим признаком. Сверхкороткий рассказ на-поминает по своим характеристикам сверхзвуковой самолет: огромное расстояние преодолевается в секунды, но он не для тех, кто любуется сельскими видами из окна вагона.

В каком же диапазоне «работает» сверхкороткий рассказ? Чаще всего в объеме ин кварто – четверть страницы (при всей условности такой единицы измерения) или в половину, но, во всяком случае, не больше страницы. В этом жанре есть свои классики, признанные мастера. Назову только некоторые имена: уже ушедшие от нас Андрей Сергеев, Игорь Холин, Генрих Сапгир. Продолжает работать один из старейшин этого жанра Феликс Кривин. И, конечно, появилось много новых авторов, успешно осваивающих территорию сверхкороткого рассказа.

В этом выпуске хочу представить читателям авторов, очень разных по манере и по своим творческим устремлениям.

Роза Хуснутдинова, известная детская писательница, много лет работает в мультипликации и игровом кино. Все ее сверхкороткие рассказы зримы, держатся на зрительных образах, читаешь – как будто смотришь фильм.

По контрасту с ней Аркадий Бартов – петербургский писатель концептуалистского направления. Семь вариаций на одну и ту же тему, заканчивающихся одной и той же фразой. Семь вариаций, каждая из которых самодостаточна как отдельный рассказ. Стилистически сделано безупречно.

Из множества рассказов А.Ника (под этим псевдонимом он много лет существует в литературе, и не стоит его раскрывать) я выбрала несколько из его до сих пор не изданной книги «Сны», в которой он дает обработку своих снов. Писатель следует за ночными видениями, которые принимают любую форму, как и положено нематериальным фантомам, легко перетекая из литературной притчи к народному сказу.

Рассказы Натальи Юлиной несут на себе родовые черты: один - поэзии, другой – притчи, третий – были.

Режиссер и сценарист Эдуард Вирапян строит рассказ как сюжет для фильма: персонаж – действие – развитие действия – финал. Сюжеты и персонажи для него предпочтительнее исторические (или параисторические), поскольку они естественным образом увеличивают значимость каждого конкретного эпизода.

Профессиональная сфера интересов автора почти всегда ощутима в сверхкоротком рассказе. Наталия Кузьмина – ученый-океанолог, научный склад ума и системный подход к жизненным событиям проявляются даже в названиях ее рассказов.

При всей разности представленных авторов, самое главное, с моей точки зрения, что их объединяет, – это то, что читать их сверхкороткие рассказы интересно. При малой затрате времени на чтение, получаешь и удовольствие и пищу для ума.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 04.12.07 17:06