Народные промыслы Словакии
Дротарство

О словацких мастерах-дротарах

Жажда познания ведет нас к более глубокому изучению явлений, событий, людей и их труда. Человек как носитель истинных ценностей воплощает их и в личной и общественной жизни. Изучение его жизни, труда и культуры позволяет нам лучше понять и само общество.

Экономическое развитие Словакии определило существование различных форм организации и способов производства. Надомное производство, ремесленничество, мануфактуры и промышленность в значительной мере влияли на формирование народной культуры Словакии и посредством взаимообмена оказывали влияние и на элементы народной культуры соседних этнических сообществ. Существование и расширение дополнительных видов деятельности основывались на сложных экономическо-социальных условиях, в которых находилась Словакия в прошедшие века. Гористая местность, бедная почва, низкая рентабельность малого сельского хозяйства вынуждали население искать другие источники существования. Так как возможностей для работы было немного, люди уезжали работать в ближайшее и дальнее зарубежье. Таким образом, создались разнообразные производственные и торговые возможности, главным атрибутом которых было странствование.

Известно, что в Словакии было несколько видов деятельности, связанных с определенной местностью. Например, дротарство. Основа этого вида деятельности до 17-го века заложена мастерами из окрестностей г.Тренчина, а к концу 18-го века мастерами из восточно-словацкого региона Спиш. В 19-м веке дротарство было очень широко распространено, тогда в этих областях им занималось практически всё мужское население.

timkina1.jpg (20848 bytes)

В результате дротарство, наряду с другими видами деятельности, стало частью мозаичной картины Словакии. Кто не знал словацкого дротара с мотком проволоки в руке или в заплечной корзинке, не слышал его крика «Кастрюли, миски, из проволоки плести»? Кроме ремонта металлической посуды, дротари изготавливали из проволоки множество бытовых предметов повседневного назначения, а также декоративно-прикладные предметы на высоком художественном уровне.

timkina2.jpg (17685 bytes)

В 17-м веке Венгерское королевство, в состав которого входила Словакия, переживает расцвет производства и торговли металлом и изделиями из него. Наряду с железоплавильными заводами, которые заработали в Моравии, Силезии и в Восточной Словакии, было построено и несколько предприятий по производству проволоки. В 18-м веке производство проволоки значительно увеличилось, она использовалась для изготовления сеток, гвоздей, булавок, игл и других предметов. На территории между гористой частью Тренчинского края и расположенной севернее Силезией в это время развивалась активная торговля. Первые письменные свидетельства о словацких дротарах относятся к концу 17-го века. В этот период дротарское дело связано с надомным ремонтом кухонной посуды, который заключался в оплетении ёмкостей. Широкое распространение керамической посуды создало спрос на мастеров, которые бы могли укрепить и отремонтировать эту посуду. Использование в домашнем хозяйстве жестяной посуды добавило к этим работам ещё и лужение, паяние и оцинковку. Позднее, приблизительно с середины 19-го века, дротари начали сами производить изделия из проволоки и жести. Из проволоки делались различные крючки, вешалки, клетки для птиц, корзины, подносы, сита, половники, ящики для растений и т.п. Из жести — разнообразные лопатки, тёрки, лейки, противни, коробки и др. Мастера делали не только вещи для обихода, но и декоративные предметы на высоком художественном уровне.

timkina3.jpg (7353 bytes)

Ассортимент изделий расширялся, деятельность дротарей распространилась и за пределы Словакии, при этом положение мастеров и условия их работы в разных странах не были одинаковыми. В поисках заказов дротари странствовали в одиночку или группами по Европе, Малой Азии и Америке. Они переселялись навсегда или на время, основывали небольшие дротарские мастерские, часть из которых превратилась в большие производственные предприятия. С конца 17-го и до начала 20-го века в Средней и Западной Европе дротари прошли по дорогам нынешней Польши, Венгрии, Чехии и Моравии, Австрии, Германии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Франции и Англии. В странах Балканского полуострова первые дротари оказались в начале 19-го века. Они поселились на территории нынешней Болгарии, Румынии, Словении, Хорватии и Сербии. Некоторые их них продолжили свой путь в Афганистан и далее в Малую Азию, другие же отправились в Америку.

timkina4.jpg (15027 bytes)

Наиболее успешной была деятельность дротарей в царской России, где они основывали мануфактуры и фабрики с использованием станков. Дротари принесли с собой знания и навыки, полученные дома и в Западной Европе. Плюсами для словацких мастеров стали неограниченная свобода передвижения, отсутствие конкуренции и языковое родство. Их мастерство в России достигло своего расцвета. Первые дротари в России поселились в Санкт-Петербурге и в Москве. Перед Первой мировой войной в Санкт-Петербурге работало почти 200 мастеров в 10 дротарских мастерских. Самыми крупными из них были мастерские Имриха Кодака, Павла Дюриша и Штефана Рудинского. С 1897 года словацкие мастера поставляли и ремонтировали кухонную посуду и для царского двора. В Москве было меньше мастерских, но именно здесь работало самое большое дротарское предприятие, которое принадлежало Штефану Гунчику и Имриху Крутошику. В закавказском городе Тифлисе (ныне Тбилиси) мастерской руководил Йозеф Белон, ему и его компаньону Яно Кноцику принадлежала и мастерская в Баку. Дротарские мастерские были и в Одессе, Туле, Киеве, Самаре, Харькове, Царицыне (ныне Волгоград), Ростове-на-Дону, Севастополе, Симферополе, Оренбурге, Омске, Томске, Иркутске. Некоторое время дротари работали в Харбине, в Бухаре и других городах. На территории России дротари основали более 80 мастерских, каждая имела свою специфику, некоторые из них производили товары на экспорт, многие стали для своего времени передовыми производствами. Десятки словацких дротарей работали вместе с мастерами других национальностей. Ассортимент товаров, производимых ими в России, был очень широким: от мышеловок до фонарей на сибирских поездах, от медогонок до самоваров и клеток для экзотических птиц. Словацкие дротари пользовались в России уважением и достигли определенного общественного положения. Они получили множество премий и наград. Россия стала для них страной, в которой они могли спокойно работать, она также дала им большую жизненную школу.

timkina5.jpg (15088 bytes)     timkina6.jpg (14023 bytes)

После Первой мировой войны в результате политических и экономических изменений дротарское ремесло постепенно пришло в упадок. Его традиции поддерживали только отдельные мастера, которые стали известны в мире. Декоративно-прикладные изделия этих дротарей — плод выдающихся способностей и высокого мастерства, они достигли уровня художественного произведения. С помощью латунной, позолоченной и посеребренной проволоки мастера разнообразили ассортимент изделий. У кружевниц и вязальщиц позаимствовали они зооморфные и растительные мотивы. Примером могут служить дротарские изделия мастеров Йозефа Голаника-Бакеля, Штефана Гунчика, Александра Гозака, Якуба Шерика, Йозефа Керака и других, отмеченных в первой половине 20-го века различными международными премиями и наградами.

timkina7.gif (36662 bytes)

И сегодня у дротарских мастеров есть последователи, которые вносят в это старинное ремесло новые значения, форму и качество. Своеобразным образом используют дротарскую технику в различных вариантах творчества не только профессионалы, но и художники-любители, например Ладислав Юроватый, Ладислав Микулик, Штефан Млих, Ремигия Бискупска, Марта Филова, Ладислав Фапшо и другие. Сегодня мы восхищаемся ролью проволоки в интерьере, в малых формах и в монументальной скульптуре, в бижутерии, в прикладном искусстве, видим, как может она сочетаться с самыми разными материалами. Дротарское ремесло — пример неисчерпаемой способности человека создавать новое и прекрасное, изменять мир вокруг себя.

timkina8.jpg (23103 bytes)

Перевод со словацкого Надежды Тимкиной.

Выставка «По свету, мои, по свету...» (О словацких мастерах-дротарах) проходила в Словацком институте в Москве с 25 ноября 2006 года по 19 января 2006 года.

Редакция благодарит Надежду Тимкину за переводческую помощь в подготовке материалов о вернисажах словацких художников, а также о вечерах, презентациях, семинарах и конференциях в Словацком институте в Москве.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Cловакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 28.12.07 14:16