Имена / Из истории российского меценатства

Наталья Бобровская

«Учреждение моего имени...»
(Из завещания Герасима Хлудова, что жил близ Таганки)

В нашей жизни порой удивительно переплетается история и современность. Сейчас я живу в Перово. В начале XX века Перово – 37 десятин земли – принадлежало одной из самых богатых представительниц купеческого рода Хлудовых – Александре Найдёновой. До этого я жила в Таганке и часто ходила гулять на территорию санатория Высокие горы, что за Садовым кольцом над Яузой – бывшую усадьбу её отца Герасима Хлудова.

Усадьба Герасима Хлудова с домом с ионическими колоннами, с лепными карнизами и расписным потолком, с садом, в котором раньше были не только оранжереи, но и редкостный зверинец, – заставляет изумляться даже искушённого современника. Построенная известным архитектором Д.Жилярди в духе классицизма, она отличалась изысканностью строений и роскошью паркового ансамбля. Я бродила осенней порой по парку, под ногами шелестела опавшая листва и думала: «Как мало мы знаем о своих замечательных предках!» А ведь Хлудовы были крупнейшими фабрикантами XIX века.

В Исторической библиотеке в отделе редких книг хранится книга, написанная в девяностые годы прошлого столетия, потомками этого купеческого рода и изданная ими на свои средства малым тиражом. С горечью сетуют авторы на то, что «в наши дни усадьба Высокие горы безжалостно уничтожается. Разрушены изумительные павильоны – чайный, музыкальный, парковые скульптуры». Да, ныне о Хлудовых вспоминают редко. А ведь оставили они заметный след не только в нашей истории, но и в литературе. Не прошёл мимо них бытописатель купечества А.Н.Островский. В его пьесе «Горячее сердце» Хлудов – это Хлынов, который о себе так говорит: «сам своему буйному нраву не рад, зверь зверем». И тут же: «Я дом в городе выстрою, да на сирот пожертвую». А герой известного рассказа Н.Лескова «Чертоган» также списан с одного из хлудовых. В советскую эпоху существовал собирательный образ «хлудовщины» – воплощение самодурства и несправедливости. «И мало кто знает, – пишут далее авторы, – что они были благодетели, меценаты, просветители».

Родоначальником являлся Иван Хлудов, крестьянин из Егорьевского уезда, который ткал на ручных станках кучерские кушаки и пояса, жил близ Таганки в убогой хижине, а свою пряжу полоскал в Яузе. «Главная отличительная черта его была верность своему слову и необыкновенная честность», – вспоминают авторы книги. Но уже к двадцатым годам XIX века Хлудовы становятся видными московскими купцами, живут в собственном доме на Швивой горке в Таганке, занимая почётное место среди именитых граждан. «Каждое воскресенье он (Хлудов) вставал рано утром и отправлялся в Рогожскую, где расспрашивал земляков о деревенских новостях».

В 1845 году Хлудовы основали в Егорьевске бумагопрядильную и ткацкую фабрики, а в 1874 году появляется «Товарищество Алексея и Герасима Хлудовы сыновья». К этому времени продукция Егорьевской мануфактуры пользуется большим спросом. Пряжа русского производства не уступала по качеству английской или французской. На фабриках осваиваются новейшие технологии, братья ездят за границу, с Лондоном и Ливерпулем устанавливают тесные контакты. На промышленных выстав­ках изделия Егорьевской мануфактуры отмечаются серебряной и золотой медалью. В 1857 году они получают почётное право помещать на ярлыках государственный герб.

Герасим Хлудов, владелец усадьбы Высокие горы, пришёл на фабрику, как и Константин Станиславский, семнадцатилетним юношей. Он быстро освоил производство и вскоре удостоился высокого звания мануфактур-советника и принадлежал к верхушке купеческого сословия. Его дом, на английский манер, – да и Т.Хлудов был похож на англичанина – задавал тон всей московской буржуазии. Купеческие балы в Высоких горах посещали министры финансов, крупные банкиры и промышленники.

Стремление к светской жизни, к благотворительности, к меценатству, уживались в Хлудовых с жестокостью и дикостью нравов. В то время газеты писали: «“хлудовщина” представляет собой гнездо редких эпидемий». Станки на фабриках работали с пяти утра понедельника до девяти вечера воскресенья. Всюду царили штрафы, вычеты, произвол. В историю вошли хлудовские стачки, причинами которых были тяжёлые условия труда. И в тоже время Хлудовы стремились повсеместно улучшать жизнь и быт рабочих. Ещё в дореформенный период они помогали своим рабочим выкупиться на волю. В 60-е годы XIX века на фабрике была открыта богодельня на 100 человек, а её капитал составил 160000 руб. Богодельня предназначалась для рабочих фабрики и бедных горожан. Те же газеты писали о них: «по замечательности во всех отношениях устройству, чистоте и опрятности хлудовская фабрика может считаться образцовой». Особое внимание уделялось детям. На фабрике следили за тем, чтобы для детей был сокращён рабочий день. Для них было выстроено начальное училище, где училось 350 детей в две смены, существовала также бесплатная школа и ясли.

На хлудовской фабрике был создан Комитет для разрешения рабочих вопросов, который следил за своевременной выплатой пенсий и пособий нуждающимся рабочим и подросткам. В 1895 году на пенсии и пособия было выделено 220000 руб. В городе Егорьевске был выстроен большой трёхэтажный жилой корпус, открыты библиотека и читальня, построены бани и сооружён артезианский колодец, была проведена железная дорога и установлена телефонная связь. Семейство Хлудовых сыграло видную роль в финансировании русских добровольцев, сражавшихся с сербами и турками.

Не получив никакого образования, братья Алексей и Герасим Хлудовы были людьми умными и просвещёнными. Галерея Хлудовых славилась такими именами, как Айвазовский, Брюллов, Федотов. Алексей Хлудов был известен как собиратель бесценных древних рукописей, которые после революции 1917 года поступили в Исторический музей.

Хотя сын его Миша Хлудов слыл в Москве загульным, о котором ходили легенды, Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал: «Миша Хлудов, сын миллионера — фабриканта Алексея Хлудова, которому отведена печатная страница в словаре Брокгауза, как собирателю знаменитый хлудовской библиотеки древних рукописей и книг, которую описывали известные учёные,.. был притчей во язычех... задавал пиры в своём хлудовском тупике, на которых появлялся всегда в разных костюмах... то римским полуголым гладиатором... и всегда при нём находилась тигрица, ручная, ласковая, как домашняя собака.»

Хлудовы, как и многие другие купцы того времени, видели один путь покаяния — служение Богу. В 1862 году в Егорьевске Алексей и Герасим Хлудовы построили Архангельскую церковь. В своём завещании Герасим выделял значительные пожертвования церквям в районе Таганки — Св. Адриана и Наталии, Св. Козьмы и Дамиана, Св. Николаю, а также церквям в Рязанской и Ярославской губерниях.

Но самым значительным благотво­рительным актом явился Дом призрения для бедных, на который Герасим Хлудов пожертвовал капитал в полмиллиона рублей. Невероятно огромная сумма денег по тем временам! В районе Сыромятников, у Рогожской заставы, была закуплена земля около трёх гектаров, на которой располагался жилой дом, несколько фабричных корпусов, ряд хозяйственных построек. Но осуществить свою идею Герасим Хлудов не успел. Он оставил завещание, в котором писал: «Если при жизни моей я не приведу мысли своей окончательно — устроить благотворительные учреждения, то обязываю наследников и душеприказчиков моих — начатое мною докончить так, чтобы отделка и устройство зданий не превышала 200000 руб., а остальное внести в одно из кредитных учреждений на вечное время неприкосновенный капитал в 300000 руб., проценты с которых должны идти на содержание призреваемых зданий и их ремонт, само же учреждение должно быть моего имени».

Москва. Терраса дома Надёновых (у высокого моста на Яузе)

Москва. Сыромятники. Дом призрения бедных Герасима Ивановича Хлудова

Вступив в свои права, наследники Герасима Хлудова в жилом доме разместили богодельню на сто престарелых женщин и пятьдесят мужчин, а в одном из фабричных корпусов были устроены бесплатные квартиры для бедных вдов с сиротами. Был создан Попечительский Совет, куда вошли вид­ные купцы – Найдёнов, Прохоров, Востряков, Лукутин. Комната Совета располагалась на первом этаже главного здания, где во всю стену занимал портрет Г.Хлудова во весь рост. Для тех, кто по слабости и немощи не мог посещать отдалённые храмы, было решено на втором этаже разместить домовую церковь – «главный придел во имя преподобного Герасима». Домовой церкви были пожертвованы 52 старинные иконы, которые размещались в двухъярусном дубовом резном иконостасе. На берегу Яузы в саду находилась звонница с одиннадцатью колоколами. Дом торжественно был открыт 8 мая 1888 года. «Дом призрения бедных мануфактур – советника Герасима Ивановича Хлудова» был передан в ведение Московского купеческого общества.

Дочери Хлудова, будучи замужем за богатыми купцами, внесли значительный вклад в содержание и расширение комплекса. Александра Найдёнова переделала один из фабричных корпусов на бесплатные квартиры, и таким образом ещё около 200 сирот с вдовами получили жильё. В другом они открыли школу, обеспечение которой полностью взяли на себя. Прасковья, устроила на свои средства «Отделение для слабых и одержимых недугами бедных лиц женского пола всякого возраста». В Доме было проведено отопление и электричество. До революции здесь размещалось около 600 вдов с детьми.

После 1917 года около 700 призреваемых и проживающих поблизости верующих при Домовом храме организовали общину. Однако вскоре богодельня была преобразована в Отделение учебно-производственных мастерских для слепых и инвалидов. А изъятое имущество (9 колоколов) было передано храмам Московской и Тульской губернии. Позднее в корпусах Дома располагались различные учреждения.

Возвращаясь домой из Сыромятников, я ещё раз оглянулась на обветшалое здание бывшей богодельни. Оно и до сих пор величественно возвышается среди закопчёных промышленных приземистых зданий рабочего района. А до недавнего времени здесь существовал Хлудовский переулок – напоминание о том, что жилиде здесь купцы Хлудовы, которые оставили после себя немало добрых дел.


[На первую страницу (Home page)] [ В раздел "Меценатство"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.09.07 17:23