Фотомир Одессы

Роман Бродавко

Уходящая натура
(О фотопроекте Сергея Гевелюка «Одесский Стоунхенжд»)

Наш город стремительно преображается. Меняется облик не только улиц, но и дворов, с которыми у людей среднего и старшего поколений связано столько ностальгических воспоминаний. Одесса до недавнего времени обладала уникальной особенностью: общественные водопроводные краны находились практически в каждом дворе. Любой прохожий мог зайти во двор, помыть руки, напиться. В жару возле кранов плескались малыши, и жильцы прощали им эти шалости. Когда падал напор воды и она не поступала на верхние этажи, возле кранов выстраивались очереди. Люди с ведрами, чайниками и бидончиками раздраженно ругали коммунальные службы, но порой не спешили расходиться: был повод пообщаться, перекинуться парой слов. Воду в Одессе ценили всегда, особенно – в послевоенный период. Память о войне, когда фашисты, перекрыв водопровод, пытались поставить героически оборонявшуюся Одессу на колени, память, усиленная фильмом «Жажда», жила в сердцах нескольких поколений. Таблички с текстами: «Закрывайте кран!» или «Экономьте питьевую воду!» – обращали на себя внимание, а главное – призывы, написанные на них, не воспринимались как пустые слова: на них реагировали.

Дворовые краны были разными: безликими и привлекательными. В некоторых местах, где из года в год следили за порядком и дворники, и общественность, дворовые краны становились украшением дворового пространства. Увы, «смена вех», связанная с наступлением эпохи рыночных отношений, практически разрушила дворовую культуру. Возможно, это словосочетание у кого-то вызывает улыбку, но дворовая культура – это и культура общежития, и благоустройство, и озеленение дворового пространства, и уважительное отношение к коммунальной собственности, частью которой были дворовые краны. Последние просто перестали существовать во многих дворах центральной части города. А те, что уцелели, стали, говоря кинематографическим языком, уходящей натурой. Некоторые из них успел снять Сергей Гевелюк.

– К чему это? – горько усмехнется кто-то из горожан. – Ведь наверняка уже никто не станет возрождать разрушенные дворовые колонки.

Такого горожанина можно понять: за последние годы он разуверился в том, что двор дома, в котором он живет, когда-нибудь приведут в порядок. Что на месте, где когда-то был яркий цветочный газон, не будет стоять соседский джип. Что место, где когда-то стоял столик и скамейка, облюбованные днем молодыми мамашами, а вечером – пенсионерами, вновь станет уголком отдыха. И что появится водопроводный кран, удачно вписывающийся в дворовый интерьер.

И все же, как мне кажется, при желании часть утраченного можно вернуть, если власти и общественность возьмутся за это сообща. Ради этого сохраняется память о прошлом, у которого есть чему поучиться. Ради этого снимает уходящую натуру влюбленный в свой город Сергей Гевелюк, для которого важно не только зафиксировать факт, но и заставить нас задуматься над тем, что мы теряем и что можем сохранить и обрести, если не будем равнодушными.

Фотографии Сергея Гевелюка


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Одесса"]
Дата обновления информации (Modify date): 11.10.08 12:49