Академия «Сикуло-Норманна» (Палермо – Монреале)

Ренато Гуттузо: штрихи к портрету

Ренато Гуттузо родился 26 декабря 1911 года в городе Багерия на Сицилии, однако его отец Джоаккино Гуттузо, землемер и дилетант-акварелист, и мать Джузеппина Д’Амико предпочли зарегистрировать сына в Палермо 2 января 1912 года из-за разногласий с местными властями в следствие их либеральных идей.

Родной город сыграл большую роль в формировании личности художника, поскольку именно в Багерии юный Гуттузо приобщился к миру живописи. Впоследствии он вспоминал: «…Среди акварелей моего отца, в мастерской Доменико Кваттрочиокки, в ремесленной мастерской художника сицилийских повозок Емилио Мурдоло начинался мой артистический путь. Мне было шесть, семь, десять лет…»

1924–30 гг. С 1924 года, когда ему исполнилось тринадцать лет, Гуттузо начинает подписывать и датировать свои картины. Вначале это маленького размера полотна, где он в большей степени копирует сицилийских пейзажистов XIX века, а также художников Анжелюса ди Мийе и Карло Карра. Одновременно он пробует себя как портретист и создает портрет отца, кавалера Джоаккино Гуттузо Фазуло (1930).

В последующие годы Гуттузо посещает мастерскую художника-футуриста Пиппо Риццо и артистические круги Палермо, а в 1928 году участвует в своей первой коллективной выставке в столице Сицилии.

1931–33 гг. В 1931 году Гуттузо представляет две картины на Национальном Квадриеннале итальянского искусства в Риме, где впервые имеет возможность увидеть своими глазами работы величайших итальянских мастеров, которые его глубоко потрясли.

Выставка Гуттузо и других сицилийских художников в галерее дель Миллионе в 1932 году вызывает большой интерес в миланских артистических кругах. Чтобы остаться в Риме, художник занимается реставрационными работами в Пинакотеке Перуджии и в римской галерее Боргезе.

В этот период он знакомится с художниками Марио Мафаи, Франческо Тромбадори, Коррадо Кайи, Перикле Фаццини, Мирко и Афро. С 1929 года Гуттузо начинает сотрудничать с газетами и журналами, и уже с первых критических сюжетов прослеживается его выбор в пользу социальной живописи. Его первая статья о Пикассо, написанная в 1933 году, спровоцировала вмешательство фашистской цензуры и приостановила его сотрудничество с палермской газетой «Ора».

1934–36 гг. Второй раз Гуттузо выставляет свои картины в Милане в галерее дель Миллионе с «Группой 4-х», которую он основал в Палермо вместе с Джованни Барбера, Нино Франкина и Лией Паскуалино Ното, которая полемизировала с группой примитивистов «Новеченто», тогда доминирующей в итальянской живописи. Рецензию на выставку «Группы 4-х» написал Карло Карра, на тот момент самый авторитетный художник Италии.

В 1935 году Гуттузо проходит военную службу в Милане, где знакомится с артистами Биролли, Сассу, Манцу, Рафаэлем де Града, Фонтана (с последним он делит мастерскую) и интеллектуалами: поэтом Сальваторе Квазимодо, писателем Элио Витторини, философом Антонио Банфи и другими. Но несмотря на это окружение, сыгравшее фундаментальную роль в культурном развитии художника, миланский период отмечен глубокой депрессией, о которой свидетельствуют иные написанные им стихотворения, что, вероятно, было связано с тяжелейшими экономическими условиями жизни, с которыми Гуттузо столкнулся в столице Ломбардии.

1937–39 гг. Наиболее важные годы в жизни художника. Он окончательно переселяется в Рим, и его мастерские, первая из которых находилась на площади Мелоццо да Форли, становятся наиболее оживленными интеллектуальными центрами итальянской столицы. В эти годы зарождается его дружба с писателем Альберто Моравиа, художественным критиком Антонелло Тромбадори и политиком Марио Аликата. Они сыграют решающую роль во вступлении Гуттузо в Коммунистическую партию Италии в 1940 году.

Ренато Гуттузо. «Крыши Рима», 1942 г.

В эти годы художник создает натюрморты, пишет картины «Расстрел в деревне» (посвящена Федерико Гарсия Лорке), «Бегство от Этны», которая получила престижную премию Бергамо. В это же время Гуттузо знакомится с Мимизе Дотти, которая становится его спутницей жизни.

Ренато Гуттузо. «Автопортрет», 1975 г.

Одновременно он сотрудничает как критик с изданиями «Le Arti», «Primato» и «Il Selvaggio». Последним руководит художник и писатель Мино Маккари, который в 1939 году посвятил целый номер произведениям художника.

Ренато Гуттузо. «Распятие», 1941 г.

1940–44 гг. Гуттузо продолжает много рисовать, создавая обнаженные натуры, пейзажи, натюрморты и картину «Распятие» (1940–41), одну из наиболее значительных XX века. Вот как он раскрыл значение своей работы: «…Это военное время. Я хочу нарисовать пытку Христа, как сцену из сегодняшнего дня… как символ всех, кого мучают, бросают в тюрьму, пытают из-за их идей». Картина, представленная на премию Бергамо осенью 1942 года, получила вторую премию и спровоцировала скандал, а Ватикан запретил верующим смотреть эту работу мастера.

Ренато Гуттузо. Кафе Греко», 1976 г.

В 1940 году в Театре делле Арти в Риме, руководимым Антоном Джулио Брагалья, Гуттузо дебютирует как сценограф музыкального театра, создав сценографию и костюмы для «Истории солдата».

В 1943 году он оставляет Рим по политическим мотивам и активно участвует в антифашистской борьбе. Сохранилась потрясающая серия его рисунков, посвященная партизанской войне, которые он сделал чернилами из нелегальных типографий.

1945–50 гг. В Париже Гуттузо знакомится с Пабло Пикассо, с которым его свяжет крепкая дружба.

В Италии вместе с художниками Биролли, Ведова, Маркиори и галеристом Кайрола он основывает движение «Новый Фронт Искусств», ставящее своей целью познакомить Италию с европейским художественным опытом, который был недоступен во время фашистской диктатуры.

В живописи Гуттузо неизменно присутствуют социальные темы: образы добытчиков камня в поселке Аспра, рабочих серных копий, швей, а также манифестации крестьян за занятие необработанных земель.

В 1947 году Гуттузо переезжает на Виллу Массимо, и в том же году представляет в Венеции сценографию и костюмы для оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича.

1950–56 гг. В 1950 году в Варшаве ему присуждена премия Мирового Совета за мир. В этом же году состоялась его первая персональная выставка в Лондоне.

В Риме в Театре дей Сатири он создает сценографию и костюмы для спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольда Брехта.

Гуттузо постоянно участвует в Венецианских бьеннале, представляя большие картины: в 1952 году – «Битву на мосту адмирала», в 1954 – «Буги-вуги», в 1956 году – «Пляж», которые вызывают споры и полемики.

После долгого периода совместной жизни он оформляет официальные отношения с Мимизе. Свидетелем на их свадьбе был Пабло Неруда, который посвятил художнику стихотворение.

1957–65 гг. Гуттузо продолжает сотрудничество с наиболее известными итальянскими и зарубежными изданиями по искусству, занимаясь теорией живописи и художественной критикой и защищая реалистические ценности. Он пишет картину «Дискуссия», которую покупает лондонская галерея «Тейт», и работает над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте, опубликованной в 1961 году издательством «Мондадори». Писатель Элио Витторини создает значительную монографию о художнике, а его друг Пьер Паоло Пазолини пишет предисловие для тома его рисунков.

Галерея «Aca-Heller» в Нью-Йорке посвящает Гуттузо большую выставку.

В 1961 году ретроспективная выставка его работ проходит в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.

Музей «Stedelick» в Амстердаме организовывает антологическую выставку художника, которая потом переезжает в «Palais de Beaux Arts» в Шарлеруа. Одновременно в 1963 году в Парме открывается еще одна большая антологическая выставка Гуттузо, представленная Роберто Лонги. В Парме в том же году он создаст сценографию и костюмы для оперы Дж.Верди «Макбет».

В 1965 году Гуттузо работает над темой читатель и газетный киоск, что затем выльется в его единственную большую скульптуру.

1965–71 гг. Переезжает во дворец дель Грилло, где будет жить и работать до конца жизни.

В 1966 году реализует большой цикл «Автобиография» – серию рисунков, которые создают ядро его значительных антологических выставок, представленных в различных европейских музеях. Среди наиболее значительных картин этого периода – «Землемер Джоаккино Гуттузо» (1966), посвященная отцу. Художник сотрудничает с компанией Эдуардо де Филиппо, своего большого друга.

В 1971 году Университет Палермо награждает его дипломом Почетного академика. Организованы две его большие антологические выставки: во Дворце Норманнов в Палермо и в Музее современного искусства в Париже.

1972–80 гг. В 1972 году Гуттузо присуждена Ленинская премия, и ему посвящена большая выставка в Академии художеств в Москве. Еще одна ретроспективная выставка организована в странах Восточной Европы: в Праге, Бухаресте, Братиславе, Будапеште.

В 1974 году художник создает картину «Вуччирия», которую дарит Университету Палермо, а в 1976 году пишет «Кафе Греко» (сейчас находится в коллекции музея «Людвиг» в Кельне).

В 1978 году Гуттузо создает иллюстрации к роману Дж.Верга «Неохота», а в 1980 году – иллюстрации к «Энеиде» Вергилия. Он избран сенатором от списков Итальянской коммунистической партии в городе Шиакка на Сицилии.

В 1973 году Гуттузо отбирает часть своих значительных работ и приглашает друзей-художников подарить свои картины для создаваемой им в Багерии Городской галереи.

1981–87 гг. В 1982 году Культурный центр «Дворец Грасси» в Венеции посвящает ему большую антологическую выставку, подготовленную Маурицио Калвези, Чезаре Бранди и Витторио Рубиу.

В 1982 году ему присуждено звание Почетного академика Академии «Сикуло-Норманна» (Палермо–Монреале).

В 1983 году Гуттузо создает фреску «Бегство в Египет»в Капелле дель Сакромонте в городе Варезе. Выходят в свет первые три тома каталога его произведений.

В 1985 году он пишет эскизы, по которым будет расписан потолок оперного театра Виктора Эммануила в Мессине, где рассказана легенда о сицилийском народном герое Кола-Пеше.

В 1986 году художник создает цикл работ, посвященных «женской» теме, который находит свое наивысшее выражение в картине «Женщины входят и выходят из комнаты…», которая осталась незаконченной.

Ренато Гуттузо умер 18 января 1987 года, завещав свои наиболее важные работы Национальной галерее современного искусства в Риме. Другие картины и богатое документальное наследие он еще раньше передал в организованный им музей своего родного города Багерия. Фонд Гуттузо, находящийся на вилле Католика XVIII века, обладает наиболее обширной коллекцией работ художника, в которую входят картины, рисунки и гравюры. В саду виллы находится саркофаг с останками мастера, который создал для него его друг, выдающийся итальянский скульптор Джакомо Манцу.

Могила Ренато Гуттузо на вилле Католика в Багерии, выполненная Джакомо Манцу

Подготовила Ирина Баранчеева


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 27.08.2008 18:21:45