Исследования о творчестве Папы Иоанна Павла II

Станислав Джеджиц

«Песнь, пронизанная польским и славянским духом...»
(Фрагмент из исследовательской работы)

... 15 октября 1938 года в Голубом зале Католического Дома (сегодня в этом здании располагается Краковская Государственная Филармония) при переполненном публикой зале состоялся авторский вечер под названием «Droga, topolowy most». Вместе с Ежи Боберем, Ежи Каламацким и Тадеушем Квятковским на этом вечере впервые перед краковской публикой выступал со своими стихами Кароль Войтыла. В информационных сообщениях в прессе выступающие были представлены как «группа самых молодых литераторов Кракова». Стихи молодых поэтов читали Халина Круликевич, Казимира Хойдыс, Стефан Соколовский и Яцек Створа. Войтыла свои поэтические произведения читал сам. Среди коллег он выделялся как характером читаемых стихов, написанных скорее в традиционной поэтической манере, так и высокой степенью личностной окраски произведений, которые он особым образом интерпретировал.

Это были довольно длинные стихотворения, созданные в форме народных баллад на темы Бескидов1, содержашие некий элемент драмы. «Их оригинальность подчеркивалась еще и великолепным художественным чтением самого автора», – спустя годы написал Юлиуш Кыдрыньский2. К сожалению, не сохранилась более подробная информация о тематике стихов, которые Кароль Войтыла декламировал в тот вечер. Из заметок Кыдрыньского можно лишь сделать вывод, что они, по-видимому, входили, по крайней мере частично, в первый поэтический сборник К.Войтылы «Бескидские баллады». По словам Дануты Михаловской одно из тех стихотворений по содержанию, настроению и стилю было очень близко к его гимну «Magnifikat»3. Михаловская, впервые увидевшая в тот вечер восемнадцатилетнего вадовичанина4, запомнила прежде всего его голос и манеру декламации: «Это было художественное чтение – простое и яркое одновременно, отличающееся безупречной дикцией, выражающее своеобразную, совершенно оригинальную мелодику построения фраз стихотворения. И голос – теплый, мягкий, красивый тембр; не слишком низкий, он привносил неповторимую, только ему присущую задушевность, и в то же время был звучным, громким – уже в то время он был предназначен для выступления на больших площадях, гигантских размеров стадионах, крупных аэропортах и под сводами самых прекрасных храмов на всех континентах Земли...

Позже аналогичные вечера, на которых Кароль Войтыла представлял свои новые произведения, проходили неоднократно, но встречи носили более камерный характер. На них К.Войтыла читал, главным образом, баллады на темы Бескидов, вошедшие в уже ранее упоминаемый сборник стихотворений «Бескидские баллады», который никогда не издавался и до сих пор не найден. В этих стихах, подобно тому, как и в «Славянской книге» можно заметить очарованность автора местным колоритом, диалектом, словом, произносимым только в данной местности (это напоминает творчество Эмиля Зегадловича), лирическое настроение «балладовых мистерий» о странниках – бескидских бродягах.

Ярослав Мачеевский, исследуя влияние личности и произведений Эмиля Зегадловича и созданной им группы литераторов «Czartak», его пьес, названных «Балладные мистерии» и, наконец, нашумевших в то время «баллад о бескидских бродягах», на характер творчества Кароля Войтыла, утверждал: «Это были насквозь славянские и пантеистические сочинения, пронизанные преклонением перед природой и францисканским мистическим оптимизмом: произведения, воспевающие народные ремесла, труд крестьян-кустарей и одновременно произносящие тирады новому человеку, новой эпохе, обусловленной нравственными изменениями каждой личности и коллектива. Молодой Войтыла, создавая собственный цикл «Бескидские баллады», наверняка поддался настроениям Зегадловича. Кстати, некую связь с мистериями Зегадловича можно обнаружить и в пьесах Кароля Войтылы, написанных им некоторое время спустя – точнее, в 1940 году».

...Работу над своим вторым и единственным сохранившимся поэтическим сборником «Славянская книга» Кароль Войтыла закончил в День Святого Яна в 1939 году, как раз в период репетиций спектакля «Kawaler ksiezycowy» (пьеса М.Нижинского).

Спустя несколько месяцев, в середине ноября того же года – после сентябрьского вторжения гитлеровцев на Восток и через неделю после ужасающей фашистской акции в Кракове5, которая полностью развеяла все иллюзии о возможности возобновления занятий на факультете полонистики Ягеллонского Университета, Кароль Войтыла написал свое первое письмо к тогда все еще находившемуся в Вадовицах Мечиславу Котлярчику6. Это одно из его девяти писем к Котлярчику, сохранившихся в семейном архиве Котлярчика. К письму было приложено семнадцать сонетов и гимн «Magnifikat» – все они потом вошли в «Славянскую книгу» Кароля Войтылы.

В этом письме к Мечиславу Котлярчику, как и в последующей переписке, Кароль Войтыла, выражая идею создания в оккупированном фашистами Кракове психологического сопротивления тому «культурному» направлению, которое силой навязывалось фашистами, и говорил об острой необходимости сохранения национальной культуры и души соотечественников путем обращения к Великой Польской Литературе, к Христианскому и Славянскому национальному наследию, чтобы в них найти главные точки опоры для сопротивления нацистской идеологии...

...Юношеские стихи Кароля Войтылы, содержащиеся в «Славянской книге», отражают романтические настроения нового литературного направления «Молодая Польша», черпающего художественное вдохновение в философской литературе, питающегося чувствами гордости за принадлежность к национальным корням своего народа. Они обогащены опытом и современной ему польской поэзии. В стихах молодого поэта присутствует привязанность к коллективизму – о чём свидетельствует частое употребление в произведениях таких понятий как «славянскость», «народ», «польскость» и др. Кроме того, стихи Кароля Войтылы написаны в ярко выраженном славянском стиле, в них мощно звучит выделяющийся голос местных народных традиций...

1 Beskidy – Бескиды – название гор.
2 Юлиуш Кыдрыньский – приятель Кароля Войтылы со с университетских лет.
3 «Magnifikat» – стихотворение, написанное К. Войтылой в 1939 году.
4 Кароль Войтыла родился в г. Вадовице.
5 Речь идет о 6 ноября 1939 года. В тот день гитлеровцы, пригласив профессоров Ягеллонского Университета якобы на собрание, арестовали и отправили всех их в концлагерь...
6 Мечислав Котлярчик – выдающийся польский режиссер, создавший театр при гимназии в г.Вадовице, в котором сделал свои первые шаги в качестве актера и режиссера Кароль Войтыла. В годы Великой Отечественной войны Мечислав Котлярчик создал в Кракове Театр Слова, так назывемый «Рапсодический Театр», который стал настоящим Театром Сопротивления фашизму. В этом Театре начинали свою творческую деятельность многие в будущем ставшие знаменитыми актеры Польского Театра. Вместе с ними в театре работал и будущий Папа Римский Иоанн Павел II.

Перевод с польского Тамары Эльжбеты Якжины


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел
«Польша»]
Дата обновления информации (Modify date): 13.04.11 17:32