Память

КАК БУДЕМ ЖИТЬ ДАЛЬШЕ?
(На смерть Е.Н.Каширина)

Говорят, что фотографы, окончив свой земной путь, уходят в страну серебряных теней, которую они создают всю свою жизнь. Вот и ушел в свою серебряную страну выдающийся русский фотохудожник Евгений Каширин, ушел наш Женя…

Природа щедро одарила его. Судите сами: фотохудожник, историк, краевед, педагог, архивист, просветитель, мастер устного рассказа, телеведущий. И в каждой испостаси, особенно в фотографии, он проявил себя недюжинно, самобытно и ярко. Нам, его коллегам, часто казалось, что он разбрасывается, распыляется, размыкивает свое очевидное и блестящее фотографическое дарование не на главное, на сиюминутное. Мы не понимали, что именно так он реализует, может быть, главный свой талант – талант человеколюбия. Человеческая жизнь, человеческая душа – главная ценность бытия. Вот его идеал, вот его творческое кредо, вот фундамент, на котором зиждятся поэтика и эстетика фотографий Евгения Каширина.

По моему глубокому убеждению, чистая и звонкая фотолира Жени по своему масштабу и глубине проникновения в народную жизнь, сродни творчеству нашего великого земляка. А по складу фотографического дарования он с самых первых шагов, с художественной школы при институте имени Сурикова в Москве, ступил на трудный, но самый достойный путь – на тропу истинной фотографии. «Мы – ловцы образных мгновений жизни» – так он говорил, когда его спрашивали, чем же для него является искусство светописи. С полным правом его можно назвать русским Картье-Брессоном, в творчестве которого, как известно, с максимальной полнотой воплотился стиль подлинной фотографии и который поэтому стал интернациональным ее олицетворением.

Женя всегда, снимал по-брессоновски. Стоит взглянуть на его работы, и любой человек понимает – да, это настоящее, да, это истинное. Именно в фотографиях Каширина запечатлена правда о реальном бытии нашего народа во второй половине ХХ века. В те сумеречные времена, когда вся худо­жественная жизнь страны была насильственно втиснута в выморочные рамки метода «социалистического реализма», особенно уродливого применительно к фотографии, ибо в ней подлинность является краеугольным камнем существования, именно снимки Жени (и подобных ему художников) сохранили живую душу, доказали право светописи именоваться полноценным видом искусства. Лучшие его работы давно и по праву стали национальным достоянием.

23 июня увидел свет фотоальбом «9 фотохудожников Рязани», изданный рязанским СФР. Для него Женя отобрал 14 своих любимых классических работ, 14 серебряных самородков из своей личной сокровищницы… (Не думали мы, что этот альбом станет последним прижизненным изданием с шедеврами мастера…)

У него была мечта – создать в Рязани Музей русской фотографии и возглавить его. О, какой бы это был директор! Здесь слились бы и еще ярче заблистали все его таланты, все умения – от глубочайшего знания предмета до дара общения с людьми. Последние полтора года Женя активно работал над претворением своей (и всей фотографической общественности) мечты в жизнь. Не успел…

Ушел из жизни Мастер светописи, ушел русский Картье-Брессон.

Как будем жить дальше?

Сергей РОМАНОВ,
Рязанское отделение СФР.

kashirin1.jpg (8,09kb)

Евгений Каширин. «Путь»

kashirin2.jpg (9,34kb)

Евгений Каширин. «Молитва»

kashirin3.jpg (14,5kb)

Евгений Каширин. «Волшебство»

kashirin4.jpg (14,5kb)

Евгений Каширин. «На демонстрации»

kashirin5.jpg (9,32kb)

Евгений Каширин. «Портрет художника Ковригина»


[На первую страницу (Home page)] [В раздел "Фотография"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.09.07 17:23