О творчестве Станислава Айдиняна

Лилит Козлова

Острота духовного слуха

Подслушанный Фауст” – поэма-эссе Станислава Айдиняна на давно, казалось бы, оставленную тему: о Фаусте, пытающемся проникнуть в тайны Мироздания.

На первой же странице в тексте – образ – перо, которое принадлежало – некоему “тайному советнику”. Оно летит, это удивительное перо, и указывает золотыми бликами путь автору, нашему советнику-гиду в мире тайн, проводящему по глубинам, скрытым пространствам, неявным мирам, по лабиринтам глубин человеческих. И мы, следуя за ним в темноте мрачного подземелья, становимся свидетелями разговора Фауста с Мефистофелем – похоже, что он нескончаем. И снова звучит тема поиска Истины в этом, земном мире, в его замкнутом круге. Фауст таинственно сливается с Гамлетом, с его вечным вопросом о том, — “что мы увидим в вечном сне?” Оба они, Фауст и Гамлет, пытаются постичь мир умом, вычитать Истину из книг, вывести ее из наук, воспользовавшись весом и мерой. Но истина – за пределами круга, она – в Начале Начал, где нет ни времени, ни пространства, а есть Вечность и Бесконечность, в Том, что везде и всегда. Все это есть в глубине вещей, а если человек ищет – себя и свои глубины, в которых истоки Мироздания, — он знает гораздо больше, чем может осознать и выразить словами. И автор входит в истинный мир, попадает за пределы круга, заглянув в глаза своему герою. И вот…

В черном от вечного горя Небе
Ввысь, Треугольником вверх
Засветлела лестница Иакова.

Светлый треугольник острием вверх, символ внутреннего восхождения и одухотворения. С острия стекает луч и утопает в Свете. Но есть и темный его антипод, и он тоже открылся автору, – треугольник острием вниз, – как символ падения в земные вожделения и страсти, темная воронка, которая так легко засасывает человека! Мефистофель тогда хохочет и потирает руки, радуясь своей победе. Вместе оба треугольника образуют фигуру с шестью углами – знак Выбора.

А что мы выбираем? Где уравновешивается каждый человек, на каком уровне Бездны Мироздания? Разрывая нити, связывающие первозданно все со всем, падая, – или связывая и укрепляя их, восходя и создавая новые, творя, и тем самым способствуя благополучию Мироздания, вписываясь в его Законы? Ведь в «миге равновесья – Смысл Вселенной», – напоминает автор. И гармония есть в каждом, но у всех такая разная! Она определяет пласт жизни, – ее уровень, – к которому человек готов, который он выбирает и для себя строит.

В подслушанном разговоре с Мефистофелем звучит мысль Фауста, очевидная для древнего эзотеризма: можно продать нечистому душу, но не Дух. «А дух, нетленный, вечный Дух? – посланец Бога в каждом из нас, лампада Вечности?.. Душа – приманкою, но интересен только

Дух, что кроется за нею, он так далек, так не подвластен Вам!»

Неподвластность Мефистофелю Духа, который есть глубины человеческой души. Возможность такой подвластности темным силам, соблазнам, одной только души, – ведь эзотерики утверждают, что именно она и несет в себе личность с ее особенностями и несовершенством. Душа, которая когда-то должна так же отмереть – после перехода в иные миры, как это раньше случилось с телом, пораженным тем, что принято называть смертью. И тогда освобождается бессмертный Дух, который никогда не подчиняется никому, кроме Бога. То Вечное «Я», что снова вернется на Землю в новых оболочках, чтобы учиться дальше.

Но дух также может быть и запечатанным, и спящим, когда человек несовершенен и в жизни Бога не знает.

Тень жаждет тела – Тело будет тенью,
Хохочет горе – зарыдает радость,
Жизнь движет к смерти – Смерть творит рожденье...

Образ без конца пульсирующей Вселенной, Бесконечности, когда Начало сливается с Концом; подобный древнему знаку змеи, проглотившей собственный хвост…

В миг внутреннего равновесия, приобщившись к Тишине Мироздания, автор попадает в бездну Вселенной и поначалу валится вниз, в черноту – в дни, в суету дел и повседневности. Только усилием воли можно остановить это падение. И он делает это усилие. И вот – остановка, и снова Тишина – внутренняя – как знак притихания земного «я», всей земной «твари».

Я закрыл широко раскрытые глаза,
Последним усилием погасил темный голос,
Воскресил тишину –
Став как зов, как молитва –
И почувствовал светлую боль,
Всем собой услышал –
С Недосягаемой Высоты
Голос Чистого Света
Голос пел существа и миры,
Достигал немыслимых глубин,
Размыкал круги безнадежности,
Связывал нити…

Но как же остановить бессмысленное вращенье на оборванной нити, где со связанными руками и ногами как бы распят автор? Только Любовью. Она, эта Любовь ко всей зримой вокруг Планете описана – хоть и не названа – автором как столкновение с Земным шаром, как падение на него, как удар его – в самое сердце.

«И тут я понял, что в космической метаморфозе столкновения, Земной шар, став малым, как точка, вошел в меня, весь исчез в моем сердце.

Сердце поглотило гигантскую Землю…»

Когда-то о таком же – удивительно – слиянии сказала Марина Цветаева: «Река, слившись с морем, стала больше на целое море, на целого Бога, на целое всё. Река стала морем».

Сердце автора стало Планетой, с ее горестями и бедами, радостями и болью. И вот тут-то открылись глубины, которые всегда одно с Высотами – и тогда везде и во всем – не только в каждой грани открывшегося взорам Краеугольного камня – стало видно всё Творение.

А Мефистофель остался на дне черного «злого конуса» вместе со своими напоминаниями о «договоре».

Новое равновесие – с расширившейся душой и полным Любви сердцем. Это о нем можно прочитать в стихах Зинаиды Миркиной, нашей современницы, поэта и философа:

Весы миров. Две чаши вижу я,
Застывших в равновесии мгновенном,
И на одной лежит душа моя,
А на другой – всецелый круг Вселенной.
Какой же нужен неземной покой,
Какое затиханье в поднебесье,
Чтоб удержать недрогнувшей рукой
Таинственное это равновесье.

Великая Тишина прислушивания к небу. Уничтожение земного, бренного «я» с его земными интересами и вожделениями. И еще – Любовь. Только полюбив всю Вселенную, вместив ее в сердце, можно расширить душу до необъятности Мироздания и уравновеситься в Светлых Высотах.

Только полюбив…

14 мая 1995 г.


[На первую страницу (Home page)] [В раздел "Юбилеи"]
Дата обновления информации (Modify date): 01.07.08 14:23