Ольга Квирквелия

Воплощение мечты

Не секрет, что Италия издавна стала для россиян «страной мечты». Трудно найти имя «великого русского…», будь то композитор, поэт, писатель, художник или даже царь, которое не было бы связано с Италией. Здесь создавались поэма «Мертвые души» и картина «Явление Христа народу», опера «Евгений Онегин» и философские письма Розанова. Здесь воплощались великие замыслы. Но это все про великое. А что происходит в Италии с нами, простыми смертными?...

Совсем рядом с громадой древней Арены Вероны, на небольшой улочке Леончино, есть галерея искусства, тоже небольшая и совсем юная, особенно в сравнении с Ареной. Здесь воплощает свою мечту Эльвира Утретская. Милая молодая женщина с двумя ребятишками, чьи пепельно-русые головки так заметны в этой южной стране, бывший инженер, занята не совсем привычным для себя делом: знакомит веронцев с современной российской живописью.

Эльвира Утретская в свой галерее в Вероне (фото автора)

Странствуя по самым разным городам Италии, я всегда поражаюсь обилию на местных «антикварных» развалах (их, наверное, лучше бы назвать «рынком всякой всячины») милых картинок с белыми или деревянными церквушками то за полем ржи, то среди березок. Расписные яйца и иконы тоже давно уже не редкость (я их встретила даже в магазине альпийского городка с населением в 35 семей). Регулярно мелькают в календаре выставок великие имена – Шагал, Кандинский, Малевич, Щедрин. И это, конечно, хорошо. Но – мало. Эльвира уверена (и я с ней согласна), что искусство помогает народам понять, принять и даже полюбить друг друга. И итальянцы действительно, в большинстве своем, любят Россию. Но какую? Страну икон, матрешек и пасхальных яиц? Россию березок, нив и церквушек? Или страну – «черный квадрат»? Или – милых летучих евреек Шагала? Но современная Россия очень далека от этих образов (как и от многих других мифов, столь распространенных не только в Италии, но и по всему свету). И эта Россия почти совсем не знакома, непонятна, а следовательно, и не любима. Один мой итальянский друг несколько лет назад поехал работать в Россию Достоевского и Булгакова и, не обнаружив таковой, еще долго знакомился с той страной, в которую попал…

Галерея АртЭлина пытается заполнить этот пробел. Удивительное внутреннее чутье хозяйки помогает ей создавать экспозиции, с одной стороны, добрые и открытые, а с другой – очень и очень хорошего уровня. Мне кажется, что каждая ее выставка имеет свою мелодию. Иногда это вальс Хренникова, иногда Таривердиев, иногда Тухманов, иногда что-то из ранней Пугачевой… Но это всегда мелодия знакомая и любимая для нас, новая и яркая для итальянцев. Недаром вокруг галереи образовался итало-русский круг тех, кто хочет понимать и принимать друг друга.

Я знаю много русских, или, точнее, русскоязычных «тусовок» (прошу прощения за столь неинтеллигентное слово, но не могу подобрать другого) в разных городах Италии. К сожалению, часто они напоминают либо гетто, где «нам ихнего не надо», либо бюро, где все ищут работу, жилье подешевле, способ получить вид на жительство… Все это вполне понятные и нужные сообщества. Но есть в Италии россияне, для которых гораздо актуальнее возможность жить среди тех, кто любит и понимает их родину. Именно для них, в первую очередь, так важна инициатива Эльвиры Утретской. А еще она помогает понять, что в Италии несбыточное становится реальностью не только для совсем «великих»… И, конечно же, она важна для итальянцев, готовых разрушить в себе стереотипы и шагнуть навстречу России современной, причем в одном из лучших ее проявлений.

Да, у такого замысла не может не быть проблем. Да, он очень нуждается в том, чтобы к нему присоединились единомышленники. Но все же, в любом случае, дай Бог, рядом с мерным биением древнего «сердца» Вероны будет продолжать стучать юное и энергичное «сердце» России.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 28.08.2008 16:11:45