Литературно-художественные страницы

Татьяна Михайловская

«Pro/за»
(Альманах короткой прозы. Выпуск второй)
От составителя

Понятие «формат» в последнее время получило неожиданно большое распространение. Оно пришло из полиграфии, где имеет совершенно конкретное значение – формат печатного листа. Применяемое сегодня и на радиовещании, и на телевидении, и в дипломатических, и в экономических, и во многих иных сферах, это понятие настолько расплылось, что стало выражать уже не столько формальную цифровую характеристику, сколько качественную, содержательную. Но для нас, поскольку мы рассматриваем произведения одного специфического характера, а именно сверхкороткий рассказ, понятие «формат» является рабочим, в известной степени оно заменяет здесь старый литературоведческий термин «жанр».

Как уже говорилось, малый объем сверхкороткого рассказа не определяется его содержанием. Рассказы Марии Ордынской тяготеют к притче и к анекдоту. Наличие значительного числа бытовых подробностей и нарративная интонация роднит их с народными сказками. Такие рассказы всегда предполагают серийность. Достаточно вспомнить серии анекдотов об исторических или национальных персонажах. В данном случае, у Марии Ордынской серийность поддерживается общим фольклорным зачином “жила-была”, ”жил-был” и т.п. Но, разумеется, это не народные сказки и не их стилизация. Сарказм, ирония, элемент игры характерны для многих современных авторов, и Мария Ордынская среди них.

Рассказ Тамары Лаврентьевой – один из многочисленных снов в русской литературе. По объему он на грани сверхкороткого формата. Но сюжет его составлен из фрагментов, и они настолько произвольны – действительно, как во сне – что рассказ как бы распадается на отдельные крошечные картины-кадры. Ощущение, что рассказ написан художником, – а это так – не покидает тебя до самого конца. И дело не только в живописных деталях и описании картин – голландских натюрмортах, плывущих по реке, – дело в самой ткани прозы. Недаром доминантой рассказа является глагол “смотреть” и рядом с ним глаголы “видеть”, “показывать”… По этому рассказу можно снимать фильм.

На первый взгляд кажется, что формат рассказа Б.Констриктора «Цагендон» тоже расширен, но дневник – это открытая система, каждая из записей в нем является самостоятельной и может быть удалена. Но так же дневник можно продолжать сколь угодно долго. Дневник напоминает по своим свойствам натуральный ряд чисел в математике, и он весьма популярен в литературе постмодернизма. Второй рассказ Б.Констриктора – блестящий образец филологического построения, в котором общая идея реализуется на стыке разнородных цитат. Язык цитат, центонность свойственна и другим произведениям петербургского автора, в частности, его прозе 70-х гг. «Конец цитаты».

Рассказы трех авторов, представленных во втором выпуске Альманаха, отличаются друг от друга едва ли не по всем литературным параметрам, кроме одного: они действительно короткие.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 10.12.08 17:13