Имена / Память

Профессор Эдвард Трыярски

Из истории Варшавских армян

В настоящей статье собраны сведения различного характера, отражающие связи армян и поляков армянского происхождения со столицей Польши. Работа возникла из желания помочь будущим историкам, которые попытаются создать целостную историю варшавских армян. Полагаю, что наступило время для сбора разнохарактерных материалов, связанных с этой проблемой: на наших глазах уже погибли и постепенно гибнут следы материальной культуры варшавских армян, одновременно уходит последнее поколение их, сознающее свою прежнюю этническую принадлежность.

(...)

В XV—XVII вв. постоянно проживающее в Варшаве армянское население было малочисленным. Значительный приток армянских жителей в польскую столицу произошел в период опустошительных турецко-польских войн 70—80 гг. XVII века, вызвавших миграцию армян из захваченных турками и разоренных областей и городов Подолии и Западной Украины. Об этом свидетельствует памятная запись Григора-ювелира — достоверный источник той эпохи, являющийся единственным армянским письменным памятником, сохранившим сведения о ранних армянских поселенцах Варшавы. Текст ее гласит: «Переписана и закончена книга божественных песнопений пророка Давида в городе Варшаве рукою недостойного и многогрешного Григора-ювелира, ибо в это время мы были беглецами [спасающимися] от рук врагов святого Креста.

Это произошло в 1672 году [со дня] пришествия спасителя нашего Христа, 16 августа. Нагрянули турки и завладели Каменцем. Спустя пять дней злодеи достигли города Львова. [Начиная] с этого дня на протяжении восьми дней и восьми ночей сражались друг с другом турецкие [войска] и [львовские] горожане, за сутки пятьсот-шестьсот пушечных [выстрелов] обрушивали друг на друга, не считая еще и винтовочных выстрелов.

Воздаю хвалу щедрому милосердию господа бога, который не отдал в руки неверных город и горожан и по милости которого были спасены святые церкви.

После этого горожане отчеканили 80000 курушей и отдали их туркам, чтоб они ушли. И был с ними один злой турецкий паша, по имени Каплан-паша, он согласился на 80000 курушей. И [горожане] дали [ему] восемь человек заложников. Взяв их, он удалился, [с условием] вернуть этих восьмерых, когда получит 80000 курушей. Эти восемь человек были: двое поляков, двое армян, двое русских и двое евреев.

После этого столько ужасов, страха и голода претерпели львовские горожане, что близки были к гибели, и тогда решили они бежать из города Львова. Ввиду боязни, что турки могут [вновь] возвратиться и осадить город, половина горожан или более [того] стали беженцами, из которых одни направились в Краков, другие — в Гданьск. А другая часть [их] прибыла с нами в Варшаву. И приехав в город Варшаву, увидели мы, что народ наш армянский не имеет здесь отдельной церкви и даже маленькой молельни, а также не имеет священника, говорящего на армянском языке. И не имели [они] наставника, дабы быть им утешены.

Закончена книга песнопений в 1122 году армянского летоисчисления [1673], в декабре месяце, 15 дня».

Переселения конца XVII в. привели к тому, что в XVIII в. число армян, проживавших в Варшаве, стало значительным. Францишек-Салезы Езерский, известный деятель времен четырехлетнего сейма и писатель, в своей брошюре отметил следующее: «В Варшаве ведь, якобы, нет и четвертой части [жителей] настоящих поляков, все с деда-прадеда или старше — это немцы, чехи, русины, итальянцы, армяне, вармийцы и т.п.». Армяне входили как в среду городской аристократии, так и в среднюю прослойку. Среди аристократов А. Бардецкая упоминает семьи Енджеевичей, Лышкевичей и Якубовичей, среднезажиточными считает Лазаревичей и Минасовичей. Не менее заметными были в Варшаве роды Андрыхевичей, Енджеевичей, Рафаеловичей и Макаровичей. Понятно, что более детальное деление очень сложно из-за изменений в финансовом и престижном статусе отдельных родов.

(...)

Общеизвестный факт, что торговля была главным занятием армян, прибывших в Польшу, подтверждают также письменные источники, относящиеся к Варшаве XVIII в.

(...)

«Турецкой и винной торговлей» занимался сам президент Старой Варшавы Юзеф-Михал Лукашевич (1761 г.), уроженец Каменец-Подольского. Турецкой торговлей занимался Петр Абделминасович, а владельцами «турецких магазинов» являлись Деодат (1755 г.) и Адам Богдановичи, отец которых прибыл в Варшаву из Ирана, Теодор Манугевич (1784 г.), прибывший в столицу из Каменец-Подольского. «Восточной торговлей» занимались Ян и Алоиз Енджеевичи. Первый из них составил компанию с другим братом, Станиславом, и очень разбогател. «Торговлей колониальными товарами» занимался даже провизор госпиталя св. Лазаря Станислав Рафалович. Торговлей пряностями не гнушался также Енджей Рафалович, имевший также магазин железных изделий.

(...)

Варшавские армяне торговали также тканями, однако об этом сохранились очень скупые сведения. Можно предполагать, что и в этой области армяне столкнулись с сильной конкуренцией турецких и персидских купцов.

Ремесленники и промышленники.
Варшавские армяне проявляли свою активность также в ремесле и промышленности. Об армянах-ремесленниках в XVIII в. имеется мало сведений, однако известно, что в Варшаве портным был Антони Лазарович (1774 г.), выходец из Каньчуги, а бондарем — Марцин Августинович (1779 г.). Модным магазином у Краковских ворот под № 297 владела Уршуля, вдова Михаила Лазаровича.

Среди армян XVIII в. были также предприниматели, распространившие свою деятельность на территории, расположенные далеко от столицы. Например, упоминавшийся выше Енджей Рафалович был не только владельцем бакалейного магазина и магазина железных изделий, но и имел также фабрику по изготовлению французских и польских игральных карт. Он участвовал в различных промышленных и торговых предприятиях, особенно в компаниях, владевших шерстяной и табачной мануфактурами. Наиболее известным и прославившимся был Пасхалис Якубович, отличавшийся предприимчивостью и широким диапазоном деловых интересов. Свою широко известную фабрику слуцких поясов он основал сначала в Варшаве, а потом в Липкуве. (...) В ризалите костела в Липкуве до сих пор можно прочесть надпись на дарственной табличке, упоминающей посещение этой фабрики Пасхалиса Якубовича королем Станиславом-Августом, в окружении свиты из многочисленных сановников. Надпись в переводе с польского гласит: «Богу, дарителю всех даров, чтобы соизволил благословить сельское хозяйство и ремесла, а также поддерживающего их короля Станислава-Августа, построен сей костел помещиком имения Зеленок Пасхалисом Якубовичем в 1792 году». Посещение короля в определенной мере закрепило победу Якубовича над его соперником, французом Клодом Фийжаном, который имел аналогичную фабрику поясов в Кобылке. Пояса, изготовляемые в мануфактуре Пасхалиса Якубовича, были тяжелые, наполовину золотые, наполовину серебряные, с изображением агнца с флажком или инициалами Р. Т., либо с надписью «Pashalis me fecit». Они приобрели огромную популярность и до сих пор являются украшением многих музеев. Как вспоминает Ядвига Вайдель-Дмоховская, пояса армянина Пасхалиса Якубовича экспонировались на выставке польских миниатюр, тканей и вышивок, организованной Обществом охраны памятников старины в доме Барычков в июне-июле 1912 г.

(...)

Банкиры.
Другим родом занятий, популярных среди армян, были разного рода финансовые операции, очень тесно связанные с производственной и торговой деятельностью. Среди варшавских армян были настоящие финансовые магнаты, услугами которых часто пользовались аристократы и даже короли. Общеизвестны факты денежной помощи королевской казне Станислава-Августа армянскими купцами и банкирами. В ответ на это король отблагодарил их, наделив их привилегиями и придворными титулами.

(...)

Юристы, служащие, переводчики.
Определенная группа армян, поселившихся в Варшаве, более или менее полонизированных, занималась юриспруденцией, а также служила в различных учреждениях. В этой области у них были также значительные достижения. Согласно источникам, в XVIII в. юристом был Антон Балевич, а секретарем Комиссии казначейства — Францишек Ксаверы Андрыхович. Городским кассиром являлся Игнацы Кжиштофович, а секретарем варшавской почты — Гжегож Захариасевич. Пост асессора придворного суда занимал по распоряжению короля Ян Кжиштофович.

(...)

Варшавский купец Август Минасович занимал ряд высоких должностей, в частности, бургомистра города. В качестве такового он встречал царя Александра I, прибывшего в Варшаву.

(...)

1 (...) О Муратовиче и его миссии писали много раз. (...) М. Тышицкая (...) пишет: «Зигмунт III в 1601 г. послал в Персию армянина Сефера Муратовича с целью заказать в Кушане ковры с королевскими гербами и присмотреть за их изготовлением. О дальнейшей судьбе этого королевского поручения точно ничего не известно. Однако не исключена возможность, что этот заказ можно объединить с шелковыми коврами с гербами Вазы, хранимыми в государственных собраниях в Мюнхене, которые являлись приданым королевы Анны-Катажины, выданной замуж за баварского князя». О характере миссии С. Муратовича (...) З. Абрагамович пишет: «С. Муратович объяснил, что персидские послы не добрались до Польши, а он сам как купец имеет поручение не заниматься политикой, а только склонить шаха начать переписку с королем. Это объяснение он повторил также Аббасу [...]. Он был принят шахом, имел с ним беседу с глазу на глаз, во время которой Аббас I [...] рассказывал о своих антитурецких и прохристанских планах и просил его сообщить об этом Зигмунту III [...]. Письмо Аббаса I Зигмунту III [...] не сохранилось даже в переводе».

Выполнение функций переводчиков различного ранга на протяжении веков являлось привилегией львовских и каменецких армян. Однако мало известен факт, что в Варшаве также проживал переводчик, специализировавшийся в области политики, знаток языков восточных соседей Речи Посполитой. Им был Игнацы Манугевич, имевший, судя по источникам, титул «переводчика для русских экспедиций». Широко известны заслуги купца Сефера Муратовича, посланного королем Сигизмундом III для возобновления торговых связей между Польшей и Ираном, а также для закупок шатров, ковров, оружия, лошадей и т.д. Муратович был автором напечатанного в 1777 г. отчета, озаглавленного Relacja Sefera Muratowicza, obywatela warszawskiego, od Zygmunta III, krуla polskiego, wyslanego dla kupna w Persji 1602 r. Вопреки заглавию этого отчета, он был поочередно горожанином Замостья, Львова, Каменца, но не являлся горожанином Варшавы. Мы упоминаем его, так как именно в Варшаве принял его король, а ковры, по по мнению З. Абрагамовича, были предназначены для украшения варшавского замка1. Послом Августа II в Персию в 1699 г. был назначен «варшавский горожанин» Якуб Нуркевич.

В XVIII в. весьма почетное место за-нимали многие из варшавских армян в городском самоуправлении и в профессиональных корпорациях. В городском управлении их можно было встретить на всех уровнях чиновничьей лестницы — от самых низших ступеней до самых высших. Например, известный нам Пасхалис Якубович был сначала избран служащим городского управления, а позже членом лавы. Членами лавы в XVIII в. являлись также Станислав Енджеевич и Юзеф Лукашевич ( старший член лавы). Городскими советниками Старой Варшавы были Францишек-Ксаверы Макаревич, Ян-Томаш Андрыхович и Станислав Рафалович. (...) Президентами старой Варшавы были еще и Францишек Андрыхович (1691 г.) и Павел Андрыхович (1765 г.). Последний получил от короля Станислава-Августа звание eques auratus, т.е. «золотого рыцаря». Советником в Новой Варшаве был в 1778 г. Антони Минасович.

Некоторые армяне, входившие в состав патрициата города, получали посты в городских организациях. Так, например, Пасхалис Якубович в 1789—1790 гг. занимал пост старейшины купеческого цеха Варшавы.

Ряд варшавских армян имел разнообразные ежедневные контакты с королевским двором, особенно в период правления Сасов и Станислава-Августа. Получаемые ими звания и титулы не приносили, однако, какой-либо серьезной материальной выгоды. Звание, которое Станислав-Август даровал чаще всего, был титул «секретаря его королевского величества». Его получили Ян Енджеевич, Ян-Канты Балевич, Пасхалис Якубович, Гжегож Захариасевич. Званием своего советника (консилиара) одарил в 1789 г. Станислав-Август Юзефа-Казимежа Лукашевича.

Общеизвестно, что некоторым армянам даровалось шляхтество со всеми его привилегиями, в том числе и право при-обретать имения, но случаи нобилитации варшавских горожан армянского происхождения были относительно редки.

Владельцы недвижимого имущества. Знание людей и практических дел, предприимчивость в торговле, способности к языкам, легкая приспособляемость и другие качества содействовали тому, что варшавские армяне стали не только материально обеспеченными, но зачастую и весьма богатыми горожанами. Вскоре после поселения в Варшаве они начали строить либо приобретать каменные дома, а часто также открывали свои магазины и предприятия на территории города либо за его пределами. Так как горожанам в Варшаве запрещалось покупать земельные участки, они на время переезжали в Краков, где не было подобного запрета, а потом возвращались. Дома армян обычно находились в центре города.

(...)

Литераторы, ученые и деятели культуры.
Среди варшавских армян было немного литераторов, однако имя одного из них — Юзефа-Эпифани Минасовича — надолго вошло в историю польской литературы. Приведем о нем мнение историка польской литературы Александра Брюкнера: «К ближайшему кругу Залуского принадлежал Минасович, киевский каноник, армянин, неутомимый стихотворец, более талантливый, чем Залуский, который восхвалял его стихи и покровительствовал автору [...]. Минасович активизировал переводами литературную жизнь, занимаясь разнообразными ее областями».

Носитель этой же фамилии Юзеф-Дионизы Минасович (ум. 26 августа 1849 г. и похоронен в склепе кладбища на Повонзках) был не только государственным деятелем, но и писателем. Он писал лирические стихи, баллады, переводил Шиллера. Его сочинения были изданы в 1844 г. в четырех томах. О его научной карьере известно только, что 1 февраля 1817 г. он был назначен секретарем-переводчиком с иностранных языков при прокуратуре Польского королевства, а с 6 октября 1818 г. — профессором юридического факультета Варшавского университета, где на протяжении трех лет без вознаграждения преподавал римское и торговое право. Удачной была также его политическая карьера: в 1830 г. был назначен статским реферандарием, в 1832 г. — членом Статского совета в Комиссии прибылей и казны, в 1843 г. — членом сената.

(...)

Из армянской семьи происходил и популярный в свое время писатель Феликс Бернатович (род. в 1786 г. в Кау-насе, умер в Ломже в 1836 г.), который как секретарь князя Чарторыского опекал библиотеку в Пулавах. В 1831 г. приехал в Варшаву, а с 1834 г. после пребывания в Познани, Дрездене и Париже поселился в столице. В Варшаве он был редактором газеты Dziennik Powszechny и занимался литературным трудом, получил известность как автор сентиментальных и историко-приключенческих романов.

В конце XIX и в начале XX в. в Вар-шаве протекала жизнь и деятельность талантливого и разносторонне одаренного деятеля культуры Сергея Метаксяна-Шелковникова, хорошо известного варшавским меломанам старшего поколения. Он был выдающимся актером, на протяжении многих лет певцом, режиссером, а с 1907 по 1914 г. — директором Варшавского оперного театра. В мемуарах Павла Оверло «По ту сторону рампы» о нем пишется следующее: «[После 1910 г.] дирекция государственных театров прекрасно осознавала, что Варшава не может обойтись без оперного театра; назначила поэтому руководителем оперного театра Сергея Метаксяна... армянина, который пел в нашем оперном театре с 1904 по 1914 г. и являлся также режиссером. Голос его — баритон, не очень сильный, но хорошо поставленный. С коллегами сживался очень сердечно, они его любили. Очень часто скрашивал нам минуты, когда пел под аккомпанимент гитары, на которой прекрасно исполнял русские романсы. Возвратившись после войны с фронта в Варшаву, работал в администрации газеты «Утренний курьер».

(...)

В период, последовавший после окончания первой мировой войны, в возрожденном Польском государстве, в частности в Варшаве, продолжалась активная жизнь армянской колонии. Здесь можно было отличить представителей старых, издавна проживающих и полонизированных родов как правило принадлежащих к римско-католической церкви, и приверженцев армяно-григорианской церкви — пришельцев из России, особенно с Кавказа, а также Ирана и беженцев из Турции. Среди представителей этой второй группы также встречались лица, считавшие Польшу своей второй родиной.

(...)

О деятельности поляков армянского происхождения в период фашистской оккупации и Варшавского восстания 1944 г. до сих пор известно немного и только изданные в последнее время публикации и мемуары раскрывают их дела и заслуги. Как явствует из упомянутых ниже источников, потомки древних пришельцев с Востока проявляли в новой отчизне политическую активность в общественных делах, а в случае угрозы, нависшей над родиной, без колебаний шли на риск, принося большие жертвы. Понятно, что, придерживаясь разных политических взглядов, иногда действовали в различных, часто взаимно враждебных лагерях.

Нужно упомянуть о политической деятельности этнографа и директора музея доктора Яна Жална-Манугевича, который решительно выступил за объединение левых сил в период немецкой оккупации. Именно ему, как представителю так называемой инициативной группы, выпало на долю открытие первого заседания Краевого национального совета.

(...)

В патриотическом порыве Варшавского восстания 1944 г. принимали, несомненно, участие поляки армянского происхождения. В самом начале боев 1 августа 1944 г. на пл. Наполеона (сегодня пл. Повстанцев Варшавы) в акцию вступили бойцы батальона АК «Килинский». Среди них был скромный капрал «Кордиан», который решающим образом содействовал захвату занятого немцами небоскреба. Это был Владислав Манугевич, хладнокровно установивший на кромке тротуара противотанковый гранатомет и двумя выстрелами уничтоживший автомашину с жандармами. В обстановке возникшей паники польским патриотам удалось захватить у гитлеровцев здание небоскреба.

(...)

... за активное участие в боях с немецкими оккупантами во время Варшавского восстания 1944 г., Варшавским повстанческим крестом был награжден Вартан Чагаханян.

(...)

Собранные нами и изложенные в настоящей статье данные о варшавских армянах XVII—XX вв. свидетельствуют об их плодотворной деятельности в экономической, общественно-политической жизни Варшавы, а также на ниве польского просвещения, науки и культуры. Внесенный ими вклад является важным связующим звеном в дружественных взаимоотношениях армянского и польского народов.


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Польша"]
Дата обновления информации (Modify date): 01.12.04 18:22