Художники

Василий Колдин

Мир художника Ковалева

«Художник должен принадлежать своему времени»
Домье.

Ковалев родился в г. Шацке Рязанской области в 1946г. Свое первоночальное образование он получил в Рязанском худучилище, которое окончил в 1968г. Во время учебы в училище он увлекся творчеством Фалька и его дипломной работой была композиция с одинокой лошадью на лугу, выполненная в зеленовато-коричневой гамме. Не просто было начинающему художнику отстоять право на свою странную, по тем временам, позицию,ведь выставки в Манеже и дипломные работы в художественных ВУЗах и училищах составляли работы, в которых раскрывалась «активная жизненная позиция» художника.

Много лет спустя, после окончания Суриковского института в Москве,где его учителем был профессор Жилинский, он пишет ряд картин все в той же коричневой гамме. Одна из композиций на которой изображен одинокий дворовый пес в проеме окна полуподвала, где тогда находилась мастерская художника, по его мнению одна из лучших его работ. Связь одинокой лошади на лугу 1968 г. и одинокого пса в холодном городе не так прямолинейна, но очевидна по внутреннему содержанию.

Эта связь заключается в образе одинокого существа. В дальнейшем этот образ перерастает в общую внутреннюю напряженность его холстов.

В композиции «Девочка с кошкой» милый бытовой сюжет — игра ребенка с кошкой — показан художником на высокой драматической ноте.

Композиции этого периода творчества статичны и уравновешены, как холсты его учителя профессора Жилинского, но их отличает упо-мянутая внутренняя напряженность и драматизм.

Особое место в исканиях художника занимает поиск своих выразительных средств. Он активно экспериментирует и это приводит к рождению его собственного творческого метода,когда в создании художественного образа на равных выступает художник, краски, холст, кисти. Он почти не пишет этюдов с натуры, а начатое с натуры дорабатывается один на один с холстом.

Он много занимается пейзажем, но его пейзаж не изображение конкретного места. На его холстах фрагменты безлюдных городов парящие в серо-лиловом пространстве.

Серию пейзажей 80-х годов можно назвать пророческой.На холстах этой серии бескрайнее пространство России, где на горизонте мерцают всполохи и горят свечи-факелы, лежит поверженный трубящий о конце света ангел, а среди хаоса построек одиноко возвышается полуразрушенная, но несгибаемая колоколенка, во всем этом образ поверженой России и предсказание предстоящих потрясений.

В последних работах напряженность и драматизм передается через взаимодействие фигур и предметов с живописно-пространственной средой главным выразительным средством композиций. Может быть, поэтому живопись становится тоньше, зеленовато-коричневая гамма преобразуется в живописную среду, состоящую из тончайших оттенков серо-лиловых тонов со всполохами красного, оранжевого или ярко-зеленого.

Ковалев пишет портреты, натюрморты, обнаженных женщин, но в каждом из этих жанров, даже в портрете, его интересует не столько обьект изображения,а прежде всего живописно-пространственная среда. В этих жанрах, как и в пейзаже, создаваемое художником на холсте — это его особый мир, не защищенный и зыбкий. Художник как бы балансирует на грани материального и иллюзорного. Вполне осязаемые формы обнаженных как бы возникают и вновь растворяются в живописной среде полотна.

Все творчество художника Ковалева — это стремление почувствовать и передать свое время.

Зимний мотив. 1996 г. К., м. 50х60
Автопортрет. 1975 г. Х., м. 50х50
Пейзаж с пожарной каланчей. 1995 г. Х., м. 64х90 Из цикла «Провинция».
Скульптура и раковина.
1990 г. Х., м. 60х70
Девочка с кошкой. 1976 г. Х., м. 90х80


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Живопись"]
Дата обновления информации (Modify date): 03.12.04 18:30