Валентин Караваев

(кинорежиссер, художник, г. Москва.)

Нам вчера дали свободу

(Антимир государства Российского)

— И так, шельма, родит!

И продолжали считать себя самым мудрым народом в мире. А когда грянул голод, то по обыкновению они приписали это действию враждебных сил».

А пока, ура! ВОЛЯ-Я-Я!

Пришла не свобода, а именно воля! Свободе надо учиться как грамоте, с самого раннего детства.

В массе своей мы, россияне, никогда не хотели учиться. Нас бесит образованный! Для учебы нужны усилия. Нам больше нравится не учиться, а поучать, особенно «младшего восточного брата». А Запад?! Нет, больно умные! Чистенькие! Зачем у них учиться?! Не серее мы их! Им нравится порядок, дисциплина! А нам нравится воля! Все это, наверное, так. Но я все время задаю себе один и тот же вопрос. Почему Россия всегда была нищая и рабская?

«Россия, нищая Россия!

Мне избы серые твои...»

Или:

«Прощай, немытая Россия!

Страна рабов, страна господ...» и так далее.

И еще десятки русских поэтов и писателей, не говоря уже об иностранцах, с грустью и болью говорили о нищете и рабстве в России. Может быть, сам россиянин не хотел этого? Зачем жить богато? Иметь кирпичный дом под черепицей, как у европейца, амбары, широкий двор, две-три лошади, три-четыре коровы? Зачем, когда придет татарин и все отнимет. Придет князь и все отберет. Придет помещик и уведет последнюю корову или лошадь за долги. Так и жили в долг. Должны были всем, вплоть до святоши попа. Терпели и платили. Но когда терпение лопалось, то не боролись за свои права и свободу, а с диким криком отчаяния и злобы вырывались на волю, чтобы отомстить. Мстили всем! Мстили за все! За голод, за нищету, за унижение. Вот тут-то и появлялся «народный заступник» Степан Разин, который в пьяном угаре рубил головы налево и направо от Астрахани до Нижнего. И полыхали барские имения от справедливой ярости Емельяна Пугачева. Падали кресты и стонали колокола у церквей за обман прихожанина священнослужителями. Посмотрите кинохронику, и вы увидите, с какой радостью и удовольствием мстит раб своему хозяину. И в гражданской войне он «победил» не потому, что боролся за землю, фабрики, заводы и свободу, а потому что, вырвавшись на волю, мстил за всю свою нищую историю. Причем, зная, что если «победит», то за такой кровавый разгул ему ничего не будет. Поэтому он жаждал, чтобы к власти пришел такой же раб, как он. А раб не может быть свободным. Он может быть либо холуем, либо хамом, потому что путает свободу с волей. Один Н.С.Хрущев чего стоит. Странное дело, Раб, дорвавшийся до власти, почему-то кичится своим нищим прошлым. Он с гордостью говорит: « Я вышел из бедной семьи! Я нигде и никогда не учился! В детстве я пас свиней, а вот теперь я глава государства». И все рады! Наш человек у руля! Такой же, как и я! Даже патриотизм у нас какой-то особый. Опять же М.Е.Салтыков-Щедрин писал примерно так: «Русский человек за всю свою историю всегда ПУТАЛ пламенную и страстную любовь к отечеству с любовью к начальству». Вот, оказывается, откуда у нас культ царя, вождя и начальника. Начальник для нас все! Он второе лицо после Бога! Он может казнить или миловать. Облагодетельствовать или пустить по миру. Вот и говорят начальники с гордостью о терпеливом русском народе, приписывая ему высокую сознательность, а на самом деле нами правит страх. Страх перед начальством, страх перед завтрашним днем. А поэтому, унижаясь, мы у всех все просим. У начальников, правительства, у вождей, даже у Господа Бога.

— Дай, Господи! Помоги, Господи! Спаси, Господи! — А вы слышали когда-нибудь от молящегося: «Господи, а как Ты Себя чувствуешь? Болят ли у Тебя руки и ноги от ран? Не кровоточит ли шрам на Твоем теле?» — Нам нет дела до самочувствия Господа! Мы настойчиво просим: — Дай! Дай! Дай! А если не поможешь, не спасешь, то посшибаем кресты! Разрушим храм! И загуляет опять кроваво-красный петух отмщения по всей Руси Великой!

И еще одно биологическое явление меня удивляет и поэтому с трудом поддается уразумению. Это жажда власти. Можно утолить чувство голода обильной едой. Можно упиться водкой до потери сознания, но утолить жажду власти невозможно. Чем больше ты ее имеешь, тем больше хочется. И только страх наказания даже за самые малые преступления перед своим народом может сдерживать эту жажду власти. Любопытная вещь. Представьте себе, что стул Президента, к которому так рвутся жаждущие власти, одновременно является и электрическим стулом, подключенным к БРАТСКОЙ ГЭС. И все «братские» народы России во имя своих интересов внимательно следят за сидящим на этом стуле. Чуть что — и дорвавшийся до власти уже покойник. А потом пусть его с почестями хоронят хоть у Кремлевской стены. Интересно, много ли будет желающих сесть на этот стул. Снимая фильм «История одного города», однажды я увидел на Красной площади поразительный образ «жажды власти». Над звездой Спасской башни кружились десятки ворон, и каждая хотела хоть на одну-две секунды сесть на самую ее верхушку. Так они часами, сталкивая друг друга, боролись за эту верхушку. Удивительное зрелище! А в Кремле в это время шел очередной съезд депутатов Верховного Совета. К сожалению, этот образ не вошел в картину. Ежедневно борющиеся за власть кричат: «Давайте вести себя цивилизованно!». Смешно, в нецивилизованной стране... Этого же не может быть никогда. А вот позаимствовать хороший обычай у нецивилизованных племен мы могли бы. В период кризиса или вражды между племенами они призывают своих вождей на совет для поиска мира. Если же вожди не могут договориться между собой и война неизбежна, то народы этих племен убивают их как неспособных управлять племенами. Потом их с почестями съедают. А после трапезы выбирают себе новых вождей, способных найти путь к миру и дружбе между племенами. Возможно, это легенда, но мудрая легенда.

Я думаю, что, перейдя через нынешний кризис, Россия в будущем будет жить относительно сытно, но она никогда больше не будет той Россией, какой была в 19-ом веке. Она прошла свой духовно-творческий пик. И это естественно. Чудес не бывает. Греция никогда больше не будет той Грецией, которой восхищался и которую изучал весь мир. Не будет «Эпохи Возрождения» и «Древнего Рима», «Великого Китая» и загадочного, как сфинкс, Египта. Будет богатейшая объединенная Европа, но никогда не будет божественной музыки и божественной архитектуры. Эти страны и народы тоже прошли свой ПИК. Бог, в лице мудрой Природы, или Природа в лице Бога давала разным народам и странам проявить себя в тот или иной отрезок исторического пути. Будут «штучные» гении в новых поколениях, но они не будут сколько-нибудь заметно влиять на духовный мир народов и стран, так как техническое развитие человечества приближается к «скорости света», а духовность развивается по законам познания истины. А оно не может быть поспешным, тем более стремительным. Больше того, духовное развитие должно иметь непрерывную связь времен. А она катастрофически исчезает, особенно у нас, в России. У нас пропадает чувство прошлого, настоящего и будущего. Мы стали походить на кочевников, которым некуда возвращаться. Они, кочевники, жили только настоящим. Пришел, отнял, съел, вытоптал, оставил после себя пустыню, вновь перекочевал, завоевал, отнял, съел. Кочевник никогда не мог построить собор Святого Петра ,или Собор Парижской Богоматери, или Собор Святого Марка и сохранить его для потомков. Зачем? Вся жизнь укладывалась только в настоящее: пришел, отнял, съел, расплодился. Кочевник не мог родить ни Толстого, ни Гете, ни Шекспира, ни Рублева, ни Пушкина, ни Рафаэля, ни Баха, ни Моцарта. Вот почему и утрата у нас чувства прошлого есть признак гибели нации и государства. Страна и народ останутся, но это будет уже другая страна и другой народ. А сегодня, в этот кризисный момент, когда мы мечемся в поисках не только выхода из тупика, но и спасения самих себя, к нам приходит УГРЮМ-БУРЧЕЕВ. Но он приходит не один, а с «Железным Феликсом». И мы будем рады этому приходу. Наконец-то у нас вновь есть «ТВЕРДАЯ РУКА», которая наведет в стране порядок. А если Угрюм-Бурчеев задержится, то мы позовем его сами:

— Приди, спаси нас и воладай нами!