Музыкальная культура

Ирина Баранчеева, Марио Торнелло

«Уто Уги – Дон-Кихот музыки»

Уто Уги.
Фото Марио Торнелло

То, что музыкальная культура не является больше приоритетом родины оперы, видно невооруженным взглядом. Не только музыка Моцарта или Бетховена, но и любимые арии Верди, Россини или Беллини редко появляются на итальянском телевидении. Культурным событиям газеты уделяют до обидного мало места, поэтому концерты классической музыки становятся уделом узкого круга избранных, а большинство итальянцев даже не знает имен своих выдающихся композиторов и музыкантов.

Ушли в прошлое и радиоконцерты, знакомившие большую аудиторию с музыкальной классикой. Закрыты за отсутствием средств многие муниципальные театры. Каждое последующее правительство неизменно урезает средства на гуманитарные цели. Сейчас грозят исчезнуть с лица земли городские оркестры, которые являлись не только базовым музыкальным образованием итальянской провинции, но и основой европейской культуры, ведь как заметил в одном из недавних интервью выдающийся дирижер Риккардо Мути: «Научиться петь в хоре или играть в оркестре означает научиться жить в обществе, где гармония рождается из единства разнородностей, из контрапункта, где заслуга преобладает над привилегий и общее благо совпадает с благом индивидуумов».

Именно поэтому в последнее время все больше известных деятелей искусства высказывают свою озабоченность положением дел в культуре, а всемирно известный скрипач Уто Уги вот уже восемь лет организует в итальянской столице свой фестиваль «Уто Уги – Риму», цель которого состоит в том, чтобы знакомить молодежь с мировым музыкальным наследием и открывать новые таланты.

С маэстро Уги нам посчастливилось познакомиться в фестивальные дни. Он живет неподалеку от Ватикана, и с его балкона открывается красивый вид на Вечный Город. Прославленный скрипач дебютировал в возрасте семи лет в Оперном театре Милана, затем учился в Париже и Сиене, а в настоящий момент с успехом гастролирует по всему миру, играя с самыми известными оркестрами и дирижерами. В 1997 году за свои музыкальные заслуги Уто Уги получил звание «Кавалера Большого Креста».

Первое, что мы услышали, подойдя к дому маэстро, были, конечно же, звуки музыки, доносившиеся из приоткрытой балконной двери. Мы застали его вместе с другими шестью музыкантами, репетирующим программу для предстоящего концерта, на котором должен был присутствовать президент Итальянской республики Джорджио Наполитано.

Фестиваль, проводимый Уто Уги в Риме, отличается от привычных музыкальных фестивалей для меломанов. Его цель – познакомить молодежь с классической музыкой, а потому маэстро выбирает произведения известные, представляя их слушателям перед началом исполнения и рассказывая простыми и доступными словами об их возникновении и о композиторе.

Наш первый вопрос касается ситуации с серьезной музыкой в Италии, которую Уто Уги определяет как «катастрофическую», однако настаивает на том, что вина целиком лежит на государстве, поскольку у молодежи просто нет возможности слушать классику.

У.У.: «Двадцать лет назад у «RAI» (итальянская теле– и радиокомпания. – авт.) было четыре оркестра – в Милане, Турине, Риме и Неаполе, которые каждую неделю транслировали концерты классической музыки в самое удобное для слушателей время. Теперь по экономическим соображениям остался только один оркестр, и его выступления передают в три часа ночи. Телевидение делает мало. По правде говоря, это происходит не в одной Италии, но во всей Европе, и это означает духовный и культурный закат Запада. Великие ценности умирают, потому что люди больше не хотят думать, размышлять о серьезном, не хотят трудиться, а хотят получать деньги, не утруждая себя».

От этого есть какое-нибудь лекарство?

У.У.: «Не надо поддаваться плохому вкусу. Знаю, что это невозможно, потому что мы живем в век глобализации. Мир американизировался. Однако остались люди, которые, как я, борются за поддержание культуры, которая есть лицо страны. Музыка поп, которую слушают молодые, не является лицом страны. Это музыка глобализации, которую подают как народную музыку, но на самом деле это коммерческая музыка».

Вы пробовали заинтересовать своими идеями министра образования?

У.У.: «Да, у нас даже есть программа, как поддержать культуру в школах. Министра, однако, я видел пару раз. Я сделал предложения, которые были приняты. На словах все согласны, но когда доходит до дела, становится сложнее. Наши политики, к сожалению, в большинстве своем глухи к этой проблеме. Некоторые из них ходят на концерты классической музыки, но это капля в море. Хотя есть поговорка, что капля камень точит. Нынешний министр культуры Франческо Рутелли кое-что сделал для культуры по сравнению с его предшественниками».

Невольно при этом вспоминаются слова Риккардо Мути: «Италия – это страна, где культура должна бы быть несущей колонной общественной жизни и экономики, а она, наоборот, является золушкой политики». Однако на концертах Уто Уги среди публики можно увидеть политиков самых разных направлений, что свидетельствует о том, что искусство действительно объединяет. Было также приятно отметить, что на открытии фестиваля первые ряды вместо известных лиц занимали школьники. В джинсах, водолазках и спортивной обуви они казались существами, забредшими в какой-то совершенно незнакомый для них мир. Серьезную музыку все воспринимали по-разному. Кое-кто в течение концерта не переставал играть со своим мобильным телефоном, но некоторые, особенно девочки, слушали игру маэстро заинтересованно.

Говоря о важности музыкального образования не только в начальной и средней школе, но и в детских садах, мы задаем Уто Уги вопрос о том, как появилась музыка в его жизни.

У.У.: «Никто не приходит к музыке, если для этого нет плодородной почвы в детстве. Мои родители музицировали, хотя они не были профессиональными музыкантами. Мой отец был адвокатом и играл для собственного удовольствия. А моя бабушка была австрийкой, она родилась в Вене, где во всех мало-мальски образованных семьях давали детям в руки музыкальный инструмент».

Кто первым заметил в вас музыкальный талант?

У.У.: «Думаю, мой отец. Он очень любил музыку. Потом мне посчастливилось встретить Давида Ойстраха. Мне тогда было шестнадцать лет. Он приглашал меня учиться в Московскую консерваторию, но у меня в тот момент не было такой возможности, и я упустил этот шанс. Но я брал уроки у двух гениев – Ойстраха и Леонида Когана. Вообще всю великую мировую скрипичную школу создали евреи из Одессы – Яша Хейфец, Натан Мильштейн, Ойстрах, Коган. А главой этой школы был Леопольд Ауэр, который преподавал в Петербурге и выпустил целую плеяду выдающихся русских музыкантов».

Кто вам ближе из русских исполнителей?

У.У.: «Я был большим другом Ростроповича. Он был необыкновенным музыкантом и выдающейся личностью, обладал необыкновенным магнетизмом и повышенной чувствительностью. Я познакомился с ним двадцать лет тому назад, и он по крайней мере раз двадцать приглашал меня играть с ним в Америке, где он тогда дирижировал Американским национальным оркестром. Шесть лет назад мы присудили ему премию нашего фестиваля не только за его заслуги в мире музыки, но и за его социальную роль и большую политическую смелость. Ведь когда Солженицына преследовали, Ростропович дал ему приют и защитил его, в прямом смысле слова рискуя своей жизнью. Это был артист больших человеческих качеств, большой культуры и один из самых щедрых людей, которых мне приходилось встречать».

Вы не скрываете своей симпатии к русской музыкальной культуре…

У.У.: «В Советском Союзе музыку поддерживали на государственном уровне. Мне рассказывали, что преподаватели консерваторий ездили по разным городам страны, отыскивая одаренных детей. Я не коммунист и меня не интересует политика, но то, что делалось тогда в вашей стране в музыкальном плане, было совершенно потрясающим. Но в России музыкальная культура высочайшего уровня существовала гораздо раньше коммунизма. Ауэр жил во времена царя, и тогда уже была та великая школа, которая пришла в Россию из Германии. Коммунизм, на самом деле, использовал славу прошлого, и замечательно, что он не разрушил, а сохранил ее. Однако в настоящее время весь музыкальный мир переживает кризис, и это не только кризис музыки, но кризис западных ценностей, закат Запада. Ценности, в которые люди верили на протяжении последних двух тысяч лет, сегодня становятся необязательными. Поэтому мы должны приложить усилия, чтобы хорошие, позитивные вещи не были вконец утрачены».

Рим, 2007 г.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации (Modify date): 21.12.09 16:31