Представляем автора

Яцек Бохеньский

Из книги «Капризы пожилого человека»
(Зарисовка «Лазурная вентиляционная шахта»)

Яцек Бохеньский с супругой Лидией.
Фотография Левона Осепяна
Варшава. Сентябрь 2008 года.

Вы знаете, у меня есть хорошая новость. Когда сможете, поезжайте до станции метро «Кабаты» в Варшаве. Найдите там вентиляционную, расположенную по дороге в Кабатский лес за супермаркетом и вы увидите то, что вызвало во мне чувство радости и надежды.

Там, рядом с супермаркетом, между зданием метро, мусорными контейнерами и небом, среди бетонных развалин и банок из-под пива, рисунчатых пластиковых пакетов и разбитых бутылок, где несколько недель тому назад я нашел зверски искалеченную кошку, которую в результате преступления, совершенного человеком-дикарем, пришлось срочно везти к ветеринару, я вдруг увидел, что со стен вентиляционной шахты на меня смотрят лица греческих богинь. Я остановился, как вкопанный, и стоял в изумлении несколько минут, не двигаясь. Вместо уродства, разных глупостей и жестокости, я увидел на доме свежую стенопись – лазурного цвета фреску, похожую на сказочное видение, выполненную со вкусом, легко, остроумно, на высоком культурном уровне.

Неприглядная вентиляционная шахта вдруг превратилась в прекрасный объект, и я, оказавшись с ним рядом, перевел дыхание, повеселел и почувствовал себя бодрее.

Божества, оставленные миру когда-то в наследство александрийскими скульпторами как явление высокого культурного вкуса и последнего пластического образа Древней Греции, смотрели на меня выпуклостями глазниц без радужных оболочек со скрытыми в них знаниями об истории искусства и о печальных деяниях варваров. В соответствии с исторической правдой они казались божествами, сброшенными с Олимпа и погребенными здесь, между городскими постройками. Но в то же время они были полны достоинства. Им было позволено поселиться под изображенными на фресках аркадами, и порхать в просветах между ними, как голуби или чайки.

Одно из таких божеств лежало в самом конце архитектурной композиции, задрав кверху свой греческий нос.

Я думаю, что оно спряталось там, чтобы чуточку отдохнуть от беспощадного мониторинга менеджеров супермаркета. На кончике носа его прекрасного точеного профиля сидел голубь, он тоже отдыхал.

Все это было нарисовано двумя дерзкими художниками – студентами Академии; возможно, именно они станут инициаторами какого-то культурного переворота, о котором пока еще никто не знает, впрочем, и сами ониеще не знают об этом. Однако, возможно, в будущем антропологи искусства захотят вписать их фамилии в серьезные книги, которые, конечно, будут электронными или какими-то другими, какими – предвидеть трудно. В настоящий момент никакой такой книги не существует, а, значит, я первым помещаю информацию об этих удивительных художниках-студентах. И пусть они будут моим талисманом, вроде пары фигурок, висящих на ремешке.

И пожалуйста, еще вот что. Пускай вышеупомянутые хозяева станции метро, быть может, в каком-то смысле меценаты этих студентов Академии, тоже будут вписаны в серьезную книгу, которой пока еще не существует, за то, что они дали возможность превратить простую вентиляционную шахту в прелестный объект.

Конечно, велика вероятность того, что это лазурное изображение, созданное двумя художниками и доставившее мне столько приятного, не продержится долго, потому что найдутся дикари, которые однажды так же, как они истерзали кошку, захотят уничтожить и фрески. Я вынужден это предполагать...

Перевод с польского Т.Герман
2004 г.


[На первую страницу]
[В раздел «Польша»]
Дата обновления информации (modify date): 20.01.10 20:35