Взгляд

Антон Гикиш

Третий столп Европы

В мае (2007 г.) начался четвёртый год членства Словакии в Европейском Союзе. И вам это не кажется невероятным? Проходят месяцы и годы, жизнь идёт дальше. Расширение Евросоюза в мае 2004 г. на 10 новых государств было самым крупным расширением в полувековой истории европейской интеграции. Вступление в Евросоюз новых стран имеет несколько особенностей.

Во-первых, в Евросоюз вошли прежде всего небольшие государства (за исключением Польши), даже меньше Словакии (три балтийские страны, Словения, Кипр и Мальта). Любые изменения конституционного договора о Европе уже не будут делом только больших народов «старой Европы». Они будут зависеть от большинства небольших государств.

Во-вторых, в Европу вошли (кроме Кипра и Мальты) страны бывшего социалистического блока. Если прибавим вступление Румынии и Болгарии в декабре 2006 г., новую интегрирующуюся Европу формирует треть государств, прошедших через иной исторический опыт, чем западная Европа, – временное разрушение рыночной экономики и политическое господство двух тоталитарных режимов. В-третьих, расширение интегрированной Европы на Восток – это дальнейшая историческая веха в истории Европы. Говорится о ней мало. Но она имеет огромное культурно-политическое значение. Речь идёт о вступлении (или повторном возвращении) славян в формирование общего европейского дома, европейской цивилизации.

* * *

После расширения Евросоюза в мае 2004 г. его членами стали четыре славянские страны: Чешская Республика, Польша, Словакия и Словения. После расширения в декабре 2006 г. к Евросоюзу присоединилась ещё Болгария. Серьёзным кандидатом является Хорватия. Дальнейшая цель – присоединить и страны юго-восточной Европы со славянскими этническими группами: Сербию, Черногорию и Македонию.

О вступлении Словакии в Евросоюз я говорил в Баварии на конгрессе тамошней Паневропейской унии. Немецкие друзья повезли нас на альпийское озеро Химзе, на островок с сохранившимся женским монастырём. Там во время торжественного богослужения, к моему большому удивлению, баварский архиепископ в проповеди напомнил, что мы являемся свидетелями исторического момента. К двум столпам европейской цивилизации, к латино-романскому и германскому, прибавился третий – славянские народы.

Упоминание о славянах не было случайным. Из истории мы знаем, что в раннем средневековье именно этой дорогой проходили христианские миссионеры из Ирландии, Шотландии и Франкской империи на Восток к славянским племенам. Со времён княжества Прибины и Великоморавии известно, что церковные центры и монастыри на территории нынешней Баварии и Австрии в Регенсбурге и Зальцбурге были свидетелями визитов славянской знати и священников. Наши предки дали этим городам славянские названия – Резно, Сольноград. Правда, это соприкосновение западного латинизированного христианства и языческих славян не было беспроблемным. Чередовались времена войн и мира, вражды и дружбы. Более поздняя миссия вероучителей Кирилла и Мефодия из Византии в Великоморавию показала, что настоящий успех христианизации Европы зависит от способности учитывать особую культуру, язык и традиции новых «кандидатов». Без национальных культур не будет общей европейской культуры. И к этому можем добавить: без славянского вклада в латино-романскую и германскую Европу она не будет полноценной.

Если это понимают в немецкой культурной среде, то это не только интересно и поучительно. Я бы сказал, что это в определённом смысле позорно для славян. Кстати, у нас подобные размышления не появлялись. Именно у первых четырёх славянских государств славянское чувство отсутствует.

У чехов и жителей Словении чувство славянских корней минимально. Этому способствовали столетия (добровольной и недобровольной) совместной жизни с немецкими государствами и тесная связь с западноевропейской цивилизацией. У поляков было тысячелетнее мощное государство, находящееся между немецкой экспансией и восточным давлением (монголы и позже Российская империя). Для небольших славянских народов, живущих под чужим господством, царская Россия была лидером большого славянского мира, который их мог освободить. Для Польши XIX и XX веков Россия была угнетателем, с которым велась борьба не на жизнь, а на смерть. Идея всеславянства, пришедшая из России, была подозрительной.

В Словакии идея славянской взаимности в прошлом играла важную роль, так как у нас не было столетиями своего государства. Подобная ситуация существовала и на Балканах. Штур и Ваянский вкладывали надежду на национальное освобождение в руки славянского брата – царской России. Ведь Россия в XIX веке военной интервенцией помогла победить венгерскую кошутовскую революцию 1849 г., а затем борьбой против Турецкой империи возобновить независимость Сербии, Черногории и Болгарии.

Идея освобождения с Востока в Словакии появилась в трансформированном виде во время Второй мировой войны. Тысячи словацких солдат на восточном фронте перешли на сторону «русских братьев». После сталинградской победы над немцами военная машина сталинской России стала единственным гарантом освобождения Средней и Восточной Европы от нацистов. В конце войны Сталин очень ловко воспользовался всеславянскими чувствами в пользу советской России. Ведь большой славянский брат борется с вечным этническим врагом всех славян – немцами и венграми. И победит их навсегда! Народы возобновлённой Чехословакии, Югославии, Болгарии в большинстве поверили в эту демагогию. Только позже десятилетия навязанного «реального социализма» в мире, вступление Китая Мао, Северной Кореи и Вьетнама в «социалистический лагерь» уничтожили иллюзии, что Советский Союз является воплощением европейского всеславянского идеала.

Только благодаря распаду трёх более-менее славянских соц. федераций (СССР, Югославии и ЧССР) всплыли на поверхность долго угнетаемые идеи о национальной идентичности россиян, украинцев, белорусов, чехов, словаков, словенцев, хорватов, сербов, черногорцев, македонцев. Все прошли через одинаковый исторический опыт жестокого тоталитарного режима, только в неодинаковых условиях и неодинаковых ролях. Все были славянами, но с различным культурно-историческим фоном. Даже во время одинакового гнёта играли эти этникумы различную роль: одни были в большинстве угнетателями, другие – угнетаемыми. Без государства, без символов, без разрешённых традиций. Были этникумы господствующие и подчиненные. Всё это уничтожило основные чувства общности. При распаде Югославии вспыхнула гражданская война, появились этнические чистки, прежде всего между славянскими хорватами и сербами.

Идея славянской идентичности, общности, солидарности в конце краха коммунизма оказалась на точке замерзания. Она ничего не значит для наших народов, новых членов объединённой Европы. Кажется ненужной, избыточной.

Этому способствует и тот факт, что к рецидивам всеславянства стремятся личности, или не заслуживающие доверия, или растерянные. Временами они появляются на конгрессах наряду с восторженными идеалистами и поклонниками сталинского режима – академиками и бывшими замминистрами, тоскующими ветеранами войны, приверженцами ценностей традиционного православия и агентами тайных служб.

Зачем же тогда восхищаться каким-то третьим столпом Европы? Существует ли он вообще?

Славянская родственность существует прежде всего в самой основной форме человеческого общения – в речи. Встреча людей, взаимное общение возможно благодаря слову. Язык, эта древняя система слов, несёт в себе неизгладимые общие корни. Языковое родство славян – это сильные эмоциональные узы, возникающие в самые неожиданные моменты человеческих встреч.

Несмотря на различия сегодняшних славянских народов, их языковое родство – это, несомненно, выгода. Я не думаю, что словак должен стыдиться этнического и языкового родства славян. Славянские языки принадлежат к группе развитых индоевропейских языков. Они остались живыми языками. Сфера распространения славянских языков простирается от центра Европы через юго-восточную Европу далеко на восток – в сердце евроазиатского континента к воротам Монголии, Кореи, Китая и Японии. Это немало, и это не повод для чувства неполноценности. Каждая этническая часть Европы дала миру коммуникационные языки. Из латыни образовались французский и испанский языки. Из германского округа – немецкий и английский языки. Из славянского мира пришел русский язык. Не редкость встретить в азиатских странах специалистов, даже политиков, говорящих по-русски.

Языковое наследство отражает огромную цивилизационную миссию славян в разных исторических эпохах не только в Европе. Во время нашего давнего отпуска на Гавайских островах, гуляя по острову May, мы с женой обнаружили православное кладбище с надписями на кириллице на надгробных камнях – память о русских людях. Такие кладбища можно найти в Калифорнии и на Аляске. В каждом большом канадском городе находится православный храм, построенный местными украинцами или русскими. Правда, строятся и новые костёлы, и центры культуры словаков и поляков.

Судить о больших сообществах только на основе недавних событий и субъективных впечатлений не является мудрым. История – лучший советник. Как преступления гитлеровского нацизма не могут уничтожить наше уважение к немецкой науке, технике или культуре, так и преступления сталинского режима не могут помешать признать цивилизационный вклад русского народа. С детства помню, как мы углублялись в роман «Михаил Строгов» («Царский курьер») Жюль Верна. Французский автор уважал стремление России подойти к Тихому океану и наладить контакты с азиатскими культурами. Транссибирская магистраль – это эпопея настойчивости и гения европейского человека, так же как Трансамериканская и Трансканадская железные дороги. Правда, последние две воспеваются, а первая предана забвению.

Недавно болгарский посол подарил мне книгу о болгарах с самых древних времён до наших дней. Прекрасная книга с фотографиями, картами и текстом на болгарском и английском языках показывает вклад болгар в европейскую и мировую цивилизацию. Преувеличение? Нет. Просто неизвестное.

Славянский вклад в историю Европы и Мира мы сегодня не учитываем. Мы его не знаем. Обе части Европы сегодня впитывают огромное количество будто бы «информации» и «культуры» через СМИ, в которых отсутствует исторический подход.

Гегель и Гитлер знали, что после романских и германских этносов на сцену выходят славяне.

Хорошие знатоки истории и географии знают, что славянские народы столетиями являлись щитами для христианской Европы. Сначала на Востоке русские, украинцы и поляки преодолевали монголо-татарские набеги. И если кто-то фарисейски указывает на историческую отсталость России, он не должен забывать о том, что за период расцвета и строительства готических храмов в XII-XIV веках в западной Европе восточнославянские народы платили своей кровью и страданиями под татарским игом.

Подобным щитом на юго-востоке Европы были славяне Средней Европы и Балкан. Несмотря на разное вероисповедание, словаки, поляки, хорваты, сербы, черногорцы представляли защитный вал против набегов турок. Древние болгары, смешанные с турками и славянами, образовали крепкую государственную формацию. В Х веке при царе Симеоне I это была европейская держава. Бесконечное количество крови пролили югославские народы. Они заплатили большую цену за сегодняшнее позднее вступление, лучше сказать, возвращение в Европу.

И, наконец, надо вспомнить о вкладе славянского мира в европейскую и мировую культуру. Святые Кирилл и Мефодий сумели внедрить старославянский язык в славные исторические языки европейской цивилизации. Они вознесли славянские национальные языки на ритуальный церковный уровень. Они построили своеобразный мост, служащий коммуникации в рамках универсальной церкви.

Не случайно вклад славянских народов в историю Европы заметен именно в области слова, в духовной сфере. Об этом свидетельствует история литературы и музыки, именно этих, самых нематериальных, отраслей европейского искусства. Славяне сюда привнесли высокую степень эмоциональности, откровенности, вдумчивости, скепсиса, большую самоотверженность, способность терпеливо принимать обиды мира, чувство справедливости и солидарности.

Европейская культура немыслима без Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Бердяева, Соловьёва, Солженицына, Мицкевича, Словацкого, Сенкевича, Чапека, Кундеры, Сайферта, Руфуса, Крлежи, Андрича, Чайковского, Шопена, Сметаны, Дворжака, Сухоня, Пендерецкого.

Вопреки всему славянство было и остаётся составной частью европейской цивилизации.

* * *

Третий столп Европы существует. Словакия является его составной частью. К приоритетам нашей политики должна принадлежать и дальнейшая разумная поддержка этого столпа в интересах комплетизации Европы. Отказываться от своих корней нечестно и немудро.

(Май 2007. “Euroreports”, журнал европейской интеграции № 5, 2007 г.)

Перевод Элеоноры Буйновой.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Диалог культур"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.10.09 16:43