Художники России

Владимир Климов

Театр Дизайна
(О творчестве Владимира Вильчес-Ногерола и Ольги Кирюхиной)

Каждое время требует не только своих героев, но и своих бардов и трубадуров, своих лицедеев и шутов. Оно избирательно, тщательно выбирает выражения.., ибо выражения эти (реплики и монологи лучших маэстро и метров своего дела) слагаются в гримасы его лица – лица Времени...

Но есть художники, которые сами диктуют Времени правила игры, предъявляя ему его портрет не отраженным в зеркалах, а преображенным «увеличивающим стеклом». Они – по-маяковски – не плетутся у Времени в хвосте, а тащат понятое Время за собой, ваяя и выявляя идеальную, ему самому еще не ясную суть в своих образах... Они поистине превращают улицы – в кисти, площади – в палитры.

Владимир Вильчес-Ногерол и Ольга Кирюхина, художники-дизайнеры, ворвались на подмостки нашей жизни, к холсту ее – из своего художественного бытия. И оказались на пересеченьи судеб как тех, кто выражается Временем, так и тех, кто диктует ему свои выражения...

Они, эти дерзкие «дерзайнеры», ответили на потребность времени разрушить тщательные бастионы межведомственных барьеров, чиновниками любовно возведенных меж театром и живописью, меж стихом и скульптурой, декоративно-прикладным искусством и площадным балаганным действом, меж музеем и спектаклем. Они дизайнезируют нашу жизнь, театрализуя быт и окружающую среду. Предлагают свое особое пространственное решение – стилевое, образное, интенсивно эстетическое – как городских площадей, так и площадки для демонстрации фресок, как молодежного комплекса, так и бытового интерьера.

Они ответили потребности времени – разрушать стандартизированную среду и пустые, нейтральные пространства, считая, что в век всеобщей технизации мышления и автоматизации всего вокруг Художник должен не уходить в элитарно-замкнутые пространства музеев и выставок, в крошечные коробки сцен и под обложки книг, но – принять вызов жизни.

Художник должен вырваться на площадь, на улицы, увлекая за собой, воздействуя на вкус, дразня фантазию, будоража воображение, а иногда эпатируя здравый смысл.

Но увы, реальность, время, люди, безусловно нуждаясь в таких искусных метаморфозах, волшебных превращениях, творимых этими фантасмагоричными дизайнерами прямо под открытым небом из подвернувшихся средств, – оказались неготовыми к воплощению этих волшебств. И в этом смысле Владимир и Ольга диктуют Времени нечто, что ему предстоит еще осознать в себе, потребность в чем Время должно еще испытать. Их многочисленные проекты – театрализация музея (создание вместо кладбища мертволежащих экспонатов – веселого содружества оживших образов Прошлого), проект праздника народных ремесел (где на площадках, специально изобретенных и охудожествленных, срифмованных одной объединяющей идеей, завяжется на глазах у зрителей драматургия явления в мир вещи из глины, из ткани...). Разработка фольклорного представления с воспоминанием о скоморошьих истоках таких действ. Идеи к воплощению молодежной среды, а также многие другие – так и остались пока в проектах, эскизах, макетах...

Пытаясь гуманизировать, одухотворить пространство человеческой жизни, художники создали уникальный по замыслу ТЕАТР ДИЗАЙНА, где царствует спровоцированный художественной волей их авторов – синтез искусств. Сегодня, в век действий, а не речей, – он непременно, в интересах всех нас, должен быть воплощен...

Среди того немногого, что удалось воплотить нашим радикальным художникам из их самых авангардно-экспериментальных проектов, – выставочный дизайн уникальной экспозиции «Спасенные фрески». В ее основе – отчет самоотверженного мастера-реставратора А.Грекова и его помощников за сорокалетнюю работу по восстановлению живописи, фресок XIV векa церкви Спаса-на-Ковалеве (Новгород), по крупицам спасенную этими «прорабами духа» (как сказал бы А.Вознесенский).

Говоря о «режиссуре» этой выставки, исполненной Владимиром Вильчесом и Ольгой Кирюхиной, Греков заметил, что «Спасенные фрески» оказались поданными в ЦДХ с гораздо большей масштабностью, художественной эффективностью, чем на Международной выставке ЮНЕСКО (в Париже).

Так неужели же так и останется в загашнике, в запасниках этот макетно-эскизный Дизайн-Театр – особенно сегодня, когда так остро недостаточна культура среды. Отсутствует искусная режиссура пространства. Пущено на самотек искусство площадных зрелищ, театр музейных экспозиций находится в зачаточном состоянии... Как раз все то, чем так самоотверженно и ярко зажигаются мастера превращать прозу быта в поэзию праздничного, зрелищного бытия, в духовно, философски осмысленные пространства – для творческого самовыражения Человека...

Почему бы не воплотить в жизнь масштабный проект художников – музей-театр «Жизнь Человека». Здесь в единое пространство сведены вместе многочисленные теории – философские, психологические, исторические, художественные – природы человека, его места во Вселенной и смысла бытия. Посетители музея в эпицентре своеобразного Зрелища, где действующими лицами выступают экспонаты, вещи, реквизит, – увидят в синтезе самую суть этих теорий, нередко взаимоисключающих и контрастных друг другу. И, одновременно, сюжетом этого музейного представления станет жизнь Человека – от рождения до смерти...

Макет этой эпической идеи долгие годы вёл элитарно-выставочную жизнь, кочуя по залам, бродя по вернисажам и занимая там крошечное пространство среди чуждых его природе идей...

Появление дизайнеров с такими мощными неожиданными идеями, конечно же, имеет свои истоки. Это и эстетико-социальная философия, которую точнее других выразил еще В.Шекспир – «Весь мир – театр»... Это и коллажность мышления, полифония эстетик, при которой краски для своих пространственных изваяний Владимир и Ольга черпают из всей палитры мировой культуры прошлого, дерзко сводя Феофана Грека с Велимиром Хлебниковым, а Александра Родченко с Сальвадором Дали...

Наконец, самый главный, пожалуй, эстетоносный, методологический исток – в отважной площадной цветописи и уличном словотворчестве, в городской архитектурописи и бытоэстетизации, которые предложили, азартно ворвавшись в этот мир – художники двадцатых годов XX века. Они ответили тогда Времени на его бурные социальные катаклизмы – столь же революционным, но эстетическим переворотом. Время не оказалось готово к их эстетической буре и художественному натиску. Жизнь сделала этих дерзких практиков неисправимыми, даже безнадежными утопистами. Духовная энергия идей так и не выковалась тогда в материальность их воплощения.

Диалектический виток зари XX века привел к такой же заре XXI века. И это Время, бурно накатившееся на нас, выбросило на берег идею Дизайн-Театра. Кстати, не логичный ли это этап бурного развития сценографических идей 60–90-х годов прошлого века, приведший к театру Т.Сельвинской, Д.Боровского, О.Шейнциса, В.Левенталя и пр. Дизайн-Театр – не революция ли это сценографии, так «бесцеремонно» вторгшейся в святая святых лицедейства – в режиссуру, а ныне смявшей границы, условно поделившие мир на театр и жизнь...

Наши предки – проглядели своих лицедеев пространства и скоморохов бытия... Не совершать ошибок прошлого – это тоже Искусство...


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 29.09.09 11:13