Художники России

Владимир Климов

Меж молотом Авангарда и наковальнею Фольклора. Феерия огня
Елене Суав. г. Москва)

Театральный художник – не обязательно тот, кто работает в театре. Надо просто, чтобы в крови твоих красок бродил театр, чтобы в органике цвета бился о стенки теней – скрытый софит, а подсветка персон на картине – как выстрел света из «пистолета». Надо просто, чтобы художнику писалось театром, чувствовалось подмостками, даже если эти подмостки – не сцена, а холст.

Такова природа художественности Елены Суав (Аверьяновой-Сусловой), совсем не случайно закончившей именно театральный факультет Суриковского института, и совсем не случайно не застрявшей, не увязшей в театральной коробке (где всегда несвобода, пусть и творческая), а записавшей театром на широких подмостках, пардон, пространствах чистой Художественности.

Елена Суав – современная муза знаменитого Вар Аверы – йога и астрального арткаратиста, Валерия Аверьянова – рьяного искателя приключений и открывателя-окрылятеля закрытых зон. Она ворвалась в художественную жизнь Москвы в 90-е годы, став в сжатые сроки жданной и званной на многих вернисажах.

Творчество Елены Суав настояно на контрастах, на столкновении разноголосиц, и не только, меж муз, единящих живописъ и литературу сквозь театр, но и в стилистке. Вот тонкая, артистичная светопись Севастополя, и тут же рядом – мазок – смелый, жёсткий, напористый, без прорисовки, с прорезывающимся абрисом метафор. Абриафоры, летафоры, цветафоры выламываются из картин, царапя глаз гармонией взрывописи и будоража мысль эстетикой экстрима. Металлоргия огня, форвардиозный стилевой напор – вот мир одного из лидирующих проектов в выживучих мотивах Елены. Её освоение огнедышащего труда на заводе – во всполохах огня, преображении-раскрепощении металла. Такой совершенно особенный театр, где жарево, пожарево и варево из образов ковко и плавко – ловко схвачены сквозь цветовой разбой. Пластика и выпляска огня достигается здесь ценой своеобразной, своестильной красой, нагнетанцем света и цвета, их диффузией и феерией. Жар производственного жанра выворачивается до поэзии, даже если это поэзия не слова, а колоритмово олова, где лава оттенков, извержение нюансов.

Но в контрастах темы – фольклорный запал художника, очень броское, насыщенное почти до барочности решение наших истоковых «Града Китежа» Римского-Корсакова да «Сказа о шуте, семь шутов перешутившего» Прокофьева. Такое скоморошество, без этнографического роскошества, сказанность и сказовость – сказывается на всём творческом пространстве Елены Суав, её вкус к этому – очевиден.

Но флёр Елениной фольклорности опять контрастен, он пропущен сквозь авангардизацию мышления и современизацию, даже футуризацию образостроения. Такие крайности, как Фольклор и Авангард, сходятся редко, контрастируют резко, но в понимающих руках – это – обручальная парочка продвинутого искусства. Процесс их братания угадан в мудрых философско-эстетических и эссеистических проречениях Михаила Бахтина, он писал это ещё полвека назад: «Здесь отменяется примитивное представление, обычно складывающееся в нормативных кругах о каком-то прямолинейном движении вперёд. Выясняется, что всякий действительный шаг вперёд сопровождается возвратом к началу (изначальность), точнее, обновлению начала. Идти вперёд может только память, а не забвение. Память возвращается к началу и обновляет его. Конечно, и сами термины «вперёд» и «назад» теряют в этом понимании свою замкнутую абсолютность, скорее, вскрывают своим взаимодействием живую, парадоксальную природу движения».

Так что совмещение в практике двух этих контрастных ипостасей – фольклора и авангарда – не блажь, не кураж и не эпатаж, а органически присущее любому искусству воссоединение времён. Если угодно – глобализация истории, как не последовательного цикла событий, а органического целого. Энергетический шар тотального взаимопроникновения всех времён, эпох и вех. В связи с этим, понятна и та лёгкость, опять же артистичность – реализации Еленой Суав на полотне древнегреческого мифа «Антигона» Софокла. Время, история – не разжиженная обессиленная материя, а энергетический котёл. Прошлое – не где-то там, а здесь и сейчас, сквозь нас и в нас, ничуть не дальше, чем будущее. Слышащий это – не уходит в этнографию, а размещает древнегреческое пространство в современности.

Елена Суав – асс ассоциативных предложений, она не выписывает досконально явленные ею изображенческие мотивы, а предлагает нам встречную Игру по воссоединению с миром её идей и линий, её воображений и фантазий. Это увлекательное Приключение – движение не вслед за художником, а – вместе с ним. Приключение только начинается...

Живопись Елены Суав


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 03.10.09 12:03